Под небесами Михаила Нестерова

16 июля 2012

Владимир Леняшин, заведующий отделом живописи II половины XIX – начала XXI века Государственного Русского музея: «Куда Пикассо с его периодами до нестеровских стилистических сдвигов!»

«Святая Русь». 1905 год. Холст, масло, 233х375Выставка Михаила Нестерова продолжает свою работу в корпусе Бенуа Государственного Русского Музея. Корреспондент VTBRussia.ru встретился с заведующим отделом живописи II половины XIX – начала XXI века Государственного Русского музея Владимиром Леняшиным и узнал, как готовилась выставка и влияет ли личность художника на подготовку экспозиции.

– В чем особенность выставки Михаила Нестерова?

«Преподобный Сергий Радонежский». 1988 год. Холст, масло, 248х248.– Это очень сложная выставка. Художник Нестеров прожил несколько жизней, был человеком земным, физиологически страстным. Он нес в себе некое многогорбие, был как будто внутренне раздвоен. Будто бы в нем встретились земля и небо. А у таких людей всегда больше проблем. Так было и до революции, и после. Не то, чтобы пришли большевики... и началось. Да, Нестеров прятал картины, передатировал работы. Мол, раньше заблуждался: до 1917-го года ведь можно было. На самом деле проблемы в себе. В советское время в нем произошел фантастический перелом. С портретами Нестеров – другой человек. Для меня, как для специалиста, находить в одном художнике другого – наслаждение. Что там периоды Пикассо по сравнению с нестеровскими стилистическими сдвигами!

– Да, советская Россия не Франция. У нас тут вопрос жизни и смерти стоял.

«В движении вверх Нестеров уникален. Он не продолжал древнерусскую традицию, но сумел в станковой живописи создать что-то проникнутое этим пафосом»

– Нестеров со своей Сталинской премией ­ трагический художник. Это ощущается. Премию он получил не потому, что сделал шаг навстречу. Она пришла к нему из-за того, что было принято политическое решение, захотели его поддержать. Он очень самостоятельный человек, индивидуалист. Я это ценю. Когда читаешь его воспоминания, как он ездил по Италии, видно, что просто млел. Но только доехал до границы: «Это все хорошо, но до свидания!».

– И все же в вашей экспозиции две абсолютно не похожие на остальное и совершенно очаровательные итальянские работы.

«Великий постриг». 1898 год. Холст, масло, 178х195 Очаровательные! Нестеров   как и Перов  боялся поддаться соблазну. Мол, хорошо, но не для нас. Он считал, что русскому народу нужен русский художник. И сам таким был. Не только Маяковский наступал на горло собственной песне. Хотя Нестеров не наступал, он считал, что идет правильным путем и исполняет свой долг.

– Вот эта индивидуальность художника каким-то образом проявлялась в подготовке экспозиции?

У таких людей, как Нестеров, у которых есть одна главная идея, другие идеи уходят на второй план. Если Коровин в каждом этюде великолепен, везде сверкает, звенит и подпрыгивает, то Нестеров – совершенно другой. Кроме композиции, ее академического понимания, у него все предполагает вертикаль, восхождение. На словах сказать просто, а написать трудно, пошлятина может легко получиться. Эта вертикаль и в фигурах.

«Нестеров -- как и Перов -- боялся поддаться соблазну»
Есть знаменитый портрет дочери, где сзади изломы реки. В движении вверх Нестеров уникален. Он не продолжал древнерусскую традицию, но сумел в станковой живописи создать что-то, проникнутое этим пафосом. В самом строе есть красота, которая трогает людей воцерковленных, да и многих всяких. Я старался делать так, чтобы проступали его сильные вещи. «Портрет О.М. Нестеровой». 1906 год. Холст, масло, 175х86,5Если повесить некоторые работы в разные углы, будет плохо: люди станут натыкаться на одно и то же.
   
– Вы согласны с Бенуа, что у Нестерова пейзажи получались лучше людей?

– Это аукционные подходы! Бенуа сам грешил тем же и получил по полной программе от Бурлюка. А мы не оценщики, мы – ценители. Конечно, у всех свои вкусы. Я, лично, просто живопись люблю. Считаю, что мир создан для изображения.

– Была ли какая-то общая концепция выставки?

– Это выставка монографическая. Бывают и концептуальные. Когда я делаю большую и полную экспозицию, стараюсь показать художника. Здесь не нужно никаких фокусов, должна сохраняться хронология.

– Во время работы были неожиданности?

Нет, мы же профессионалы. Разве что некоторые вещи видели лет 15 назад, а они пришли немного другие. Или чисто технически: думали на прямой свет повесить, а оказалось, нужно сбоку...

– А что с посещаемостью?

– Самая посещаемая выставка сейчас! Даже если сравнивать с Коровиным. Коровин тоже был очень приятен. 

«Под благовест». 1895 год. Холст, масло, 159х124.

Вообще, он стал художником для гурманов. У него нет открытой левитановской прелести, саврасовской, шишкинской, где абсолютно понятно за что любить. Хотя и там масса тонкостей.

– Но зато у Коровина это невероятное очарование каждой картины буквально сшибает с ног!

– Правда сшибает! Оказалось, действует даже в почти абстрактных картинах. Смотришь на посетителей, такие лица хорошие: что-то видят! У меня Коровин вызывает головокружение. У него есть такая тайна, когда непонятно почему работа настолько прекрасна. Коровину что-то открывалось мгновенно: увидел и понял, что нужно скорее писать. У Нестерова – наоборот. Он относится к другому пути – умозрение в красках, первое – идея. Как обычные люди представляют: сначала пришла в голову мысль, потом одел ее в краски. Здесь всегда можно все объяснить. Потрясающая человеческая сила воли. Нестеров своего неба достиг. 

Медиагалерея (5 фото)

  • «Великий постриг». 1898 год. Холст, масло, 178х195.

    «Великий постриг». 1898 год. Холст, масло, 178х195.

  • «Под благовест». 1895 год. Холст, масло, 159х124.

    «Под благовест». 1895 год. Холст, масло, 159х124.

  • «Портрет О.М. Нестеровой». 1906 год. Холст, масло, 175х86,5.

    «Портрет О.М. Нестеровой». 1906 год. Холст, масло, 175х86,5.

  • «Преподобный Сергий Радонежский». 1988 год. Холст, масло, 248х248.

    «Преподобный Сергий Радонежский». 1988 год. Холст, масло, 248х248.

  • «Святая Русь». 1905 год. Холст, масло, 233х375.

    «Святая Русь». 1905 год. Холст, масло, 233х375.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости