Мифы и символы Льва Бакста

В Русском музее проходит выставка работ Льва Бакста, посвященная 150-летию со дня рождения художника

Одну из самых известных своих картин — «Древний ужас» («Terror Antiquus») Лев Бакст писал около трех лет, с 1905 по 1907 годы. За это время он совершил поездку в Грецию и на Крит, после чего переосмыслил свои представления об античном мире и сгустил краски: «Статуя становится страшна и фон мрачнее — я всё добиваюсь того, чтобы картина меня самого смущала жуткостью», — писал он в письме к жене. О том, какие символы зашифрованы в элементах картины, можно узнать, кликнув по подсвеченным фрагментам. 

Хочешь узнать, какие символы зашифрованы в разных частях картины? Нажимай на мигающие элементы и читай описание в блоке справа. Кликай на кнопку «Домой», если хочешь перейти к следующему элементу.



К сожалению, ваша версия браузера устарела. Если вы хотите узнать о мифологии и символике картины «Древний ужас» Льва Бакста, пожалуйста, обновите браузер.

Просто кликните на иконку, и вы попадете на страницу загрузки.
Картина «Древний ужас»
Изображает гибель древней Атлантиды — мифической цивилизации, представители которой достигли необычайных культурных и духовных высот, но за гордость были наказаны богами. Замысел произведения рождался во время Первой русской революции и символизировал неотвратимость гибели старой жизни.
Молния
Молния — знак силы, скорости, движения. Соединяющая небо и землю, она олицетворяет божественную волю, она становится движущей силой людей и событий. Для Бакста в эти годы особое значение приобретает тема неотвратимости судьбы. Гибель старого и рождение нового: в 1905 году в России произошла революция, силу которой художник и выразил в картине.
Фигурка Воина
Воин изображен на первый взгляд превратно. Это особая «зеркальность» Серебряного века, когда античность отражается в нас в той же мере, как мы в ней. Прием в картине может и указывать и на то, что в центральной фигуре композиции – автопортрет. Ведь зеркальной проекцией пользуются художники при написании как раз автопортретов.
Руины
Справа внизу можно разглядеть памятники древней крито- микенской культуры: Львиные ворота в Микенах и развалины Тиринфа. В левой части картины — Афинский акрополь классической Греции. Это символизирует одновременно и гибель Атлантиды, и закат греческой цивилизации. А в целом — символ гибели всего привычного, кардинальное обновление.
Голубь и рука
Если лицо Афродиты сравнивали с лицом художника, то ее руку он писал с руки своей жены. Бакст изобразил голубя не только как символ богини любви и красоты, возрождающегося нового мира и счастья. Исследователи вспомнили, что Гомер считал голубя символом бегства и трусости: кто же не побежит от разрушительных волн?
Лицо
Статую, изображенную Бакстом, принято называть Афродитой. Современник художника Максимилиан Волошин указывал на сходство лица богини с лицом самого Бакста. На губах Афродиты застыла каменная улыбка архаической коры. Само появление улыбающейся богини любви и красоты на фоне катастрофы еще больше усиливает жуткость картины.

Для справки

С 2004 года банк ВТБ – член Попечительского совета Русского музея. При поддержке Банка в музее прошли выставки Бориса Кустодиева, Марка Шагала, Исаака Левитана, Константина Коровина, Михаила Врубеля и других выдающихся художников. Выставка работ Льва Бакста, посвященная 150-летию со дня рождения художника, также проходит при поддержке ВТБ.



Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

23 апреля 2014

В Русском музее в Санкт-Петербурге показывают неизвестные ранее работы живописца Николай Рерих: от балета до Шамбалы
В Русском музее в Санкт-Петербурге показывают неизвестные ранее работы живописца

30 сентября 2015

В Третьяковской галерее на Крымском валу открывается выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» Всевидящий глаз Валентина Серова
В Третьяковской галерее на Крымском валу открывается выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения»

23 сентября 2013

На выставке в Русском музее впервые показывают работы Филиппа Малявина эмигрантского периода Бабий бунт Малявина
На выставке в Русском музее впервые показывают работы Филиппа Малявина эмигрантского периода