История Русского музея

9 сентября 2009

2002

В 2002 году Банк ВТБ стал членом Фонда развития ГРМ «Друзья Русского музея». Основная цель – поддержание деятельности музея по популяризации русского искусства как в России, так и за рубежом.

2004

В 2004 году ВТБ стал членом Попечительского Совета Русского музея.

В начале 2004 года Банк финансировал выставку Бориса Кустодиева в выставочных залах корпуса Бенуа. Выставка была посвящена 125-летию выдающегося художника, творческая жизнь которого прошла в Санкт-Петербурге. После экспозиции в Санкт-Петербурге выставка с успехом была представлена в Москве в Третьяковской галерее при поддержке банка ВТБ.

На выставке было представлено около 350 избранных произведений художника из разных музеев. Экспозиция охватила все виды и жанры изобразительного искусства, в которых проявил себя Борис Кустодиев. До этой выставки творчество Кустодиева не было представлено столь полно и многогранно. Многие шедевры художника не выставлялись в течение четверти века, а некоторые произведения были показаны широкой публике впервые.

С именем Бориса Михайловича Кустодиева ассоциируется пестрый и многоголосый мир русской провинции, каким он предстал во множестве картин, рисунков и гравюр этого мастера. Кустодиев учился в мастерской Ильи Репина и был одним из лучших его учеников. Этюды Кустодиева подобно работам Репина выдержаны в обобщенной манере. Позже сам Репин порой путал свои этюды с работами ученика к произведению «Госсовет». Эскизные работы портретов Кустодиева потом Дягилев выставлял на знаменитой Таврической выставке портрета в 1905 году.

Лучшие картины Кустодиаева сразу стали классикой отечественного искусства. Любимыми сюжетами мастера были шумные ярмарки, масленичные гуляния, балаганы, летние праздники со степенно прогуливающимися купеческими семьями, типы русских красавиц - румяных, пышнотелых, вальяжных. Портретист писал детей, женщин и мужчин всех сословий русского общества. Кроме станковой живописи, графики и скульптуры художник интересно проявил себя также в монументальной живописи, в как график – иллюстратор произведений Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина и Н.С.Лескова, Всем известны работы мастера как «Купчиха за чаем», «Русская Венера», «Ф.И.Шаляпин в незнакомом городе». Многие шедевры он создавал уже в то время, когда страдал от туберкулеза позвоночника, приковавшего к инвалидному креслу. Феноменальная художественная память позволила художнику создавать большинство композиций по воображению.

Летом 2004 года в Русском музее при содействии ВТБ прошла ретроспектива Татьяны Мавриной (1902-1996). На выставке было представлено полсотни акварелей, сделанных за 50 с лишним лет. Художница работала в традициях русского народного творчества. Произведения, подаренные Русскому музею самим автором, демонстрировались в Санкт-Петербурге впервые.

Организаторы открыли широкой публике Т. Маврину как живописца. В состав экспозиции вошли произведения графики: «репортажные» зарисовки конца 1920-х годов, автопортреты, натюрморты, «ню» 1930-х, пейзажи Москвы 1940-х, послевоенные гуаши старинных русских городов, а также иллюстрации к произведениям классики и детским книгам. «Сказочные» акварельки, например, «Репка», «По щучьему велению», «Сказки о семи Симеонах», «Царевна-лягушка» и другие работы известны многим с детства. Известны ее поздние работы, в основном гуаши девяностых годов: яркие листы натюрмортов и пейзажей.

В работах Мавриной чувствуется сильное влияние французской школы живописи: Ренуара, Боннара, Матисса, Пикассо. Влияние этих художников она испытала еще во время учебы во ВХУТЕМАСе. Именно этой стороне творчества посвящена открывшаяся выставка.

2004-2005

С конца 2004 по май 2005 года в стенах Русского музея прошла ретроспективная выставка «Религиозный Петербург», на которой Санкт-Петербург был представлен как город всех конфессий в период от Петра I до Николая II. Издание каталога к выставке на английском и русском языках спонсировал ВТБ.

Государственный Русский музей, не в первый раз показывает работы богатейшей коллекции памятников церковного искусства. «Религиозный Петербург» – продолжение темы о церковной культуре, собираемой и публикуемой Русским музеем. Музей впервые представил столь масштабную выставку: на первом этаже корпуса Бенуа разместилось около 600 экспонатов из музеев Петербурга и Москвы.

На выставке представлены живописные и графические изображения петербургских церквей, иконы, религиозная живопись, скульптуры, богослужебные книги, церковная утварь и облачения, проектные чертежи, архитектурные модели, созданные такими знаменитыми архитекторами, как Иван Старов и Джакомо Кваренги, Карл Росси, Александр Брюллов и Максимилиан Месмахер. Ряд полотен выполнен известнейшими мастерами, в числе которых следует назвать Павла Басина, Федора Бруни, Александра Варнека, Михаила Нестерова, Михаила Скотти, Петра Шамшина. Дополнили экспонаты редкие фотографии и видеоматериалы.

2005

В 2005 году ВТБ принял финансовое участие в первой культурной акции всероссийского и международного значения – «Дни Русского музея в Москве». Впервые все мероприятия прошли исключительно на деньги попечителей.

Центральным событием Дней стала выставка художественных полотен из собрания Русского музея «Крестьянский мир в русском искусстве». В экспозиции выставки представлено около 300 произведений: иконы, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. В том числе, это будут полотна Алексея Венецианова, Василия Тропинина, Абрама Архипова, Ильи Репина, Ивана Крамского, Федора Васильева, Архипа Куинджи, Григория Мясоедова, а также мастеров русского авангарда Натальи Гончаровой, Казимира Малевича, Павла Филонова.

Также на факультете искусств Московского государственного университета им. Ломоносова открылся информационно-образовательный центр «Виртуальный мир Русского музея», были проведены и другие мероприятия, приуроченные к 110-летию Русского музея.

В том же, 2005, году в стенах музея открылась ретроспективная выставка Марка Шагала «Здравствуй, Родина!». Эта выставка начала свой путь в Москве в Третьяковской галерее при поддержке ВТБ.

На протяжении многих лет Марк Шагал остается одним из самых востребованных на Западе художников российского происхождения. Его персональные выставки регулярно проводятся в престижных музеях и галереях Европы, Америки, Азии. Третьяковская галерея многократно экспонировала работы Шагала из своего собрания для участия в лучших международных проектах. Но в нашей стране значительная часть произведений из зарубежных собраний никогда не представлялась. Впервые московская публика получила уникальную возможность увидеть собранные вместе произведения художника разных периодов его жизни – от ранних витебских работ до известных шедевров французского периода.

«Здравствуй, Родина!» – самая полная на сегодняшний день выставка работ Марка Шагала (1887-1985) в России. Название ей дала одна из работ художника.

Особенность выставки в том, что Третьяковской галерее удалось добиться прибытия в Россию значительного количества первоклассных произведений Шагала из зарубежных коллекций. Московская публика увидела 27 выдающихся, важнейших для понимания творчества художника полотен из парижского Музея современного искусства (Центр Жоржа Помпиду). Среди них этапные и знаковые работы: «Свадьба», «России, ослам и другим», «Ангел с палитрой», триптих «Сопротивление. Возрождение. Освобождение».

В шагаловском мире уживаются фольклорные персонажи, странные коровы, ослы, музыканты, торговцы и парящие над городом влюбленные. Город, над которым они взлетают, – Витебск. Его художник не переставал искать, даже покинув родину, и нашел на берегах Сены. По признанию Шагала, Париж стал для него «вторым Витебском». Свой третий дом мастер на последние двадцать лет жизни обрел на Лазурном берегу в городке Сен-Поль-де-Ванс.

Тема родины не покидала художника всю жизнь и постоянно присутствовала в его искусстве. На первом листе офортов – иллюстраций к «Мертвым душам» в 1927 году автор надписал: «Дарю Третьяковской галерее со всей моей любовью русского художника к своей родине». Одно из последних писем он заканчивал словами: «…желаю Вам, всем и моей родине счастья…».

В октябре 2005 года Банк финансировал выставку известного художника-фотографа Андрея Райзера. Русский музей впервые представил творчество немецкого художника. На экспозиции были экспонированы три цикла произведений автора – из 32х черно-белых фотографий.

Первая тема – «Доменика»("Domenica und die Herbertstrasse") – это 34 снимка, иллюстрирующие жизнь уличной проститутки Доминики из гамбургского квартала Санкт-Паули, ее дом на Герберт Штрассе. Этот серия возникла по заказу журнала «Штерн» и, также была издана самостоятельной книгой в издательстве «Айхборн Ферлаг» (Франкфурт-на-Майне), получившей много призов, в том числе первый приз "Art Director Club" в 1982 году. Второй цикл – портреты известных деятелей мировой культуры, таких как Жорж Сименон, Булат Окуджава, Астрид Линдгрен, Альфред Шнитке, Гюнтер Грасс и другие, всего 42 фотопортрета. Третья тема – серия произведений, созданная в Ленинграде в 1990 г. Это зарисовка атмосферы мегаполиса времени больших перемен, времени поисков новой позиции в человеческом обществе, ощущения бурной новизны происходящего и предвкушения изменений будущего.

В конце 2005 года ВТБ приобрел для музея 10 картин, выбранных фондово-закупочной комиссией.

2006

В рамках Договора о долгосрочном сотрудничестве с Государственным Русским Музеем ВТБ с 2006 года финансирует закупки экспозиционного оборудования для открытого фонда скульптуры ХХ века, не вошедшей в постоянную экспозицию музея. Договор, рассчитанный на 3 года, позволит музею представить широкой публике уникальные коллекции русской графики и нумизматики.

В декабре 2006 года в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея открылась выставка «Михаил Врубель» при поддержке ВТБ. На экспозиции, посвященной 150-летию со дня рождения художника, представлено было около 200 произведений мастера, в частности редко экспонируемые «петербургского» периода жизни художника.

«Он для одних гений, для других нечто весьма странное», – так писал о Врубеле художник Николай Мурашко. Творчество Михаила Врубеля вызывало у современников спорные оценки. Его ругали и Владимир Стасов и Александр Бенуа, но было и много почитателей странного гения.

На выставке представлены живописные и графические работы, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, исполненные в технике майолики. Среди них такие широко известные зрителю живописные произведения как «Гамлет и Офелия» (1884), панно «Утро» (1897), «Богатырь» (1898), «Летящий демон» (1899), «Шестикрылый серафим» (1904). Все эти работы вошли и в состав нынешней экспозиции наряду с многочисленными портретами и автопортретами художника.

Специально для этой выставки из 130 фрагментов вновь собран знаменитый камин «Вольга и Микула» (1899-1900), созданный Врубелем для Всемирной выставки 1900 года в Париже.

Посетители экспозиции увидели уникальные архивные материалы из отдела рукописей Русского музея: фотографии, письма, программы концертов, в которых принимала участие жена художника Н.И. Забела-Врубель, созданные по эскизам мастера.

Представлена на выставке и последняя работа художника – «Видение пророка Иезекииля» (1906), которую Врубель писал, мучимый мыслями об искуплении и очищении. «Творческая сила пережила в нем все. Человек умирал, разрушался, мастер – продолжал жить», – сказал о Врубеле В. Я. Брюсов. Именно его портрет писал художник, когда слепота положила конец яркому и многотрудному творческому пути «мятежного демона» русской живописи.

2009

В 2009 году в год России во Франции Русский музей провел в рамках международного фестиваля «Дягилев. Постскриптум» в Санкт-Петербурге выставку «Дягилев. Начало». Как известно, С.П. Дягилев – одна из самых ярких фигур в художественной жизни России ХХ века. Антреприза Дягилева впервые объединила различные виды искусства в одно: хореографию, театральное оформительское искусство, живопись и музыку. Единый стиль «Русского балета» Дягилева оказал влияние на формирование модернизма в Европе. Достойно отметить юбилей Дягилева грандиозной выставкой музею помог банк ВТБ.

Выставка, приуроченная к 100-летию «Русских балетных сезонов» в Париже, расскажет о начале творческой деятельности великого импресарио С.П.Дягилева, его окружении в конце XIX – начале ХХ веков. Экспозиция представила Дягилева как яркую и незаурядную личность. Гены потомка нескольких поколений военных, чиновников, предпринимателей и купцов способствовали тому, что художественный критик стал своего рода менеджером, организатором процессов внутри искусства.

Экспозиция, условно разделенная на пять частей, представла Дягилева, как организатора выставок, художественного критика, историка искусства и редактора журнала «Мир искусства». Были воспроизведены фрагменты устроенных им выставок – выставки русских и финляндских художников, проходившей в 1898 году в музее Училища технического рисования барона А. Л. Штиглица, историко-художественной («Таврической») выставки русских портретов 1905 года, а также первой из международных акций Дягилева - выставки «Два века русской живописи и скульптуры» в Осеннем салоне Парижа в 1906 г. Зрители впервые увидели театральный занавес Л.С.Бакста «Элизиум», созданный для театра В.Комиссаржевской.

Когда-то интерес к выставке русских портретов 1905 года, организованной Дягилевым в Таврическом дворце, был огромен. Ее посетило около 45 000 человек. «История пришла! – писали газеты. – Славное прошлое России как бы с проверкой и поддержкой пришло в тяжелое для русского чувства настоящее». Она была устроена «в пользу вдов и сирот павших в бою воинов» и собрала чистой прибыли 60 000 рублей. А теперь выставка, посвященная самому Дягилеву, вызвала столь же бурный интерес у публики XXI века.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости