Имперский дресс-код

22 мая 2014

История моды и мода в историях: 15 фотографий с выставки в Эрмитаже

Реставраторы Государственного Эрмитажа нередко собирают платье в буквальном смысле по лоскуткам и нитям. На восстановление одного наряда может уйти несколько лет. © Александр Петросян

Реставраторы Государственного Эрмитажа нередко собирают платье в буквальном смысле по лоскуткам и нитям. На восстановление одного наряда может уйти несколько лет. © Александр Петросян

Российский императорский двор до 1917 года имел славу самого блестящего европейского двора. Пример тому – открывшаяся в Эрмитаже выставка «При Дворе российских императоров. Костюм XVIII – начала XIX века».
Правда, модниками россияне стали не так давно, лишь с начала XVIII века. Но со свойственной нам широтой и размахом быстро переняли все лучшее, что было в Европе. Причиной тому – строгий контроль и серьезная ответственность за свой внешний вид. Ведь то, как должно выглядеть окружение императора, в России определял сам император.

То, что сегодня мы называем дресс-кодом, в России было введено в 1834 году императором Николаем I, когда он подписал указ о регламентации одежды, в том числе придворной, и стал официальным трендсеттером. Он сам решал, что будут носить кавалеры двора и придворные дамы. Как будут выглядеть все мужские ведомственные костюмы, военные и гражданские. Все знали, в какой день нужно надеть тот или иной костюм, какое шитье должно на нем быть, какой цвет обшлагов, воротника. Даже количество пуговиц на мундире было оговорено, так что ошибиться с выбором одежды было невозможно. Цвета, фасоны, фактуры дамского платья – все было строго регламентировано и ранжировано. Так, монополию на красный бархат удерживали члены императорской фамилии, а в гардеробе безутешной вдовы, с ног до головы наряженной в черный креп, имелось и белое траурное платье – на случай выхода на свадьбу или крестины.

Безупречный look стоил баснословных денег. Например, одно лишь золотое шитье на мундире камергера обходилось не меньше чем в 1000 рублей. В то время как в начале XX века в Петербурге добротный костюм-двойку можно было купить за 6 рублей. Были случаи, когда новоиспеченные камергеры, не имея возможности оплатить новый костюм, покупали шитье, споротое со старого мундира, чтобы нашить на свой.


На выставке в главном музее страны зрительскому вниманию представлена небольшая часть колоссального эрмитажного собрания. Но и по демонстрируемым туалетам можно понять, каким вкусом обладали правители прошлого – Петр I, Мария Федоровна (супруга Александра III), Екатерина II... Насколько требовательны к себе и другим они были. Костюмы для церемоний, повседневная одежда, военная, бальная, утренняя, маскарадная... Одежда навсегда останется своеобразным кодом, по которому люди смогут прочитать друг о друге больше, чем скажут слова.

Медиагалерея (14 фото)

  • vtbrussia.ru_001kostum.JPG

    В XVIII–XIX веках детской моды не было. Детям шили костюмы и платья из «взрослых» материалов по взрослым фасонам, просто маленького размера. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_002Kostum.JPG

    Прообраз комбинезона для детей – костюм великого князя Александра Павловича, сшитый к празднованию его седьмого дня рождения. Штанишки пришиты к камзолу, а сзади вшиты крючки и завязочка. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_003kostum.JPG

    В XVIII веке вдовы должны были носить траур по мужу в течение трех лет, в XIX веке – год. Различали глубокий траур, обязывавший вдову носить черное, и полутраур, разрешавший надевать серое. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_004kostum.JPG

    Если во время траура случалось торжество: крестины или свадьба, например, в XVIII веке в этот день позволялось надеть лиловое платье, а в XIX веке – белое траурное платье. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_005kostum.JPG

    Во время царствования Павла I мундиры офицеров гвардейской пехоты поменяли свой внешний вид шесть раз, а лейб-гвардии Преображенского полка – семь раз. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_006kostum.JPG

    Форма того или иного приема всегда была оговорена в повестках, которые рассылались приглашенным с камер-курьерами от имени министерства двора. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_007kostum.JPG

    Платье из красного бархата с золотым шитьем носили только фрейлины императрицы. Остальным дамам для красного платья нужно было выбирать другую ткань. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_008kostum.JPG

    В фондах Русского отдела Государственного Эрмитажа хранится порядка 10 000 костюмов. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_009kostum.JPG

    Тончайшие тюли и глазеты с вышивкой серебром и золотом с годами становятся такими хрупкими, что могут не пережить прикосновения. Поэтому выставляются такие платья крайне редко. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_010Kostum.JPG

    Платье Великой княгини Александры Федоровны сшито из серебряного глазета с серебряной нитью, пухом и кружевом. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_011kostum.JPG

    Мастерская Ольги Николаевны Бульбенковой на набережной Мойки обшивала членов императорской фамилии и придворных дам. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_012kostum.JPG

    Реставраторы Государственного Эрмитажа нередко собирают платье в буквальном смысле по лоскуткам и нитям. На восстановление одного наряда может уйти несколько лет. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_013kostum.JPG

    Парадные платья не были рассчитаны на долгую носку. Их надевали один-два раза, не больше, ведь стирать их было нельзя. © Александр Петросян

  • vtbrussia.ru_014kostum.JPG

    Никто из хозяев этих туалетов не мог представить, что его наряд спустя 100–200 лет будет храниться в специальном кофре с температурой в 17 градусов и влажностью не больше 50% (во избежание распада тканей и потускнения камней и стразов). © Александр Петросян

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

30 апреля 2014

Выставка Рериха глазами Екатерины Кондауровой и Ислома Баймурадова Посмотреть на Русь
Выставка Рериха глазами Екатерины Кондауровой и Ислома Баймурадова

13 марта 2014

Во что оденется «Дама с камелиями»? Фоторепортаж из мастерских Большого театра Костюмная дама
Во что оденется «Дама с камелиями»? Фоторепортаж из мастерских Большого театра

18 апреля 2014

15 кадров из жизни артистов Большого балета Анны Тихомировой и Артема Овчаренко Ни слова о Большой любви
15 кадров из жизни артистов Большого балета Анны Тихомировой и Артема Овчаренко
Все новости