И целой жизни мало

19 декабря 2014

История Эрмитажа в цифрах и фактах

Сколько в Эрмитаже окон и дверей? Что рисовали члены царской семьи на стеклах Зимнего дворца? Куда вели потайные лестницы? О самых интересных фактах из 250-летней истории музея, о которых обязательно нужно вспомнить, когда вы в нем окажетесь, читайте в материале VTBRussia.ru.

Начало Эрмитажа

В Зимнем дворце до 1917 года располагалась резиденция царской семьи, а Эрмитаж был серией зданий, в которых хранилась ее художественная коллекция. Сейчас трудно представить, что один из самых огромных музеев в мире сначала был практически трехкомнатной квартирой на втором этаже дворцового флигеля с видом на Неву. Со своими особенностями, конечно.

Зал и два кабинета по обеим сторонам были любимым местом уединения императрицы Екатерины II, куда она приходила отдохнуть от государственных забот. Она же и дала им название «эрмитаж», которое в итоге закрепилось за всем будущим музеем. В этих помещениях императрица любила устраивать неофициальные приемы, настолько камерные, что даже наличие слуг на втором этаже не подразумевалось. Стол для гостей сервировали на первом этаже, а потом при помощи подъемного механизма доставляли наверх.

Уединенный уголок Екатерина II обустраивала с безупречным вкусом для себя, пока однажды не загорелась идеей создать первый в России музей. Стали достраивать все новые и новые флигели. А после того как ее внук Николай I в 1852 году торжественно открыл «Императорский музеум» для посещения не только приближенным к царской семье, этот «уединенный уголок» стал одним из самых посещаемых мест в мире. Постепенно он затмил мировую славу Зимнего дворца — в прошлом главного сооружения России. В этом году Эрмитаж, поддержку которому оказывает банк ВТБ, отмечает 250-й юбилей.

Национальное достояние не повод экономить

Сейчас трудно представить, что один из самых огромных музеев в мире сначала был практически трехкомнатной квартирой на втором этаже дворцового флигеля с видом на Неву.

Начало картинной галерее положили 317 произведений искусства из частной коллекции живописи Йоханна Эрнста Гоцковского, переданные дочери основателя Петербурга императрице Екатерине Петровне из Берлина в счет уплаты долга. До наших дней в Эрмитаже сохранились только 93 из этих полотен.

Картины для коллекции императрица, как правило, покупала в частном порядке, но с царским размахом. История практически не помнит примеров, когда объекты искусства приобретались бы по одному-два. Так, в 1769 году Екатерина II привезла из Дрездена 600 полотен, в числе которых были подлинные шедевры — пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто.

Три года спустя еще одна покупка императрицы привела в Эрмитаж «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка и в целом определила лицо картинной галереи.

Екатерина II желала остаться в истории просвещенной правительницей, а за Россией закрепить славу европейской державы. И потому следующей заметной сделкой стало приобретение «национального достояния» Британии — 198 полотен из коллекции живописи британского премьер-министра сэра Роберта Уолпола. Это едва не привело к международному скандалу.

Эта сделка стала из первых в истории аукционного дома Christie’s. Благодаря ей в частную коллекцию императрицы вошли портреты лондонского периода Ван Дейка, «Жертвоприношение Авраама» Рембрандта, «Автопортрет с семьей» Йорданса, «Пир у Симона Фарисея» Рубенса и многие другие шедевры, которые британская общественность категорически не хотела отпускать за границу. Но сделка есть сделка.

Культурный фитнес и потайные комнаты

Со школы всем известны два удивительных факта про Эрмитаж. Во-первых, общая протяженность экскурсионных маршрутов музея составляет 20 км, то есть, даже если просто идти бодрым шагом, не останавливаясь нигде, ходить придется не меньше четырех часов. А второй в голове ну никак не укладывается: если останавливаться у каждого экспоната в Эрмитаже только на одну минуту, то на осмотр ценностей музея уйдет, ни много ни мало, 11 лет. И целой жизни мало для того, чтобы изучить каждый экспонат этого музея!

Уединенный уголок Екатерина II обустраивала с безупречным вкусом для себя, пока однажды не загорелась идеей создать первый в России музей. Стали достраивать все новые и новые флигели.Даже с учетом потерь, которые понесла коллекция музея после того, как Николай I распродал часть картин, желая «упорядочить» коллекцию бабушки, после набега большевиков с их страстью к наживе за счет продажи сокровищ Эрмитажа и после Второй мировой войны, сейчас число экспонатов насчитывает 3 106 071 (по данным на 2013 год).

Частная коллекция императорской семьи сейчас занимает несколько зданий, центральным из которых является сам Зимний дворец. В нем располагались жилые апартаменты членов царской семьи, которые, как правило, после их смерти повторно не занимали и оставляли нетронутыми. Это настоящий лабиринт, полный неожиданных поворотов. За одним могут оказаться покои императрицы, за другим — кабинет Николая II, разгромленный в 1917 году.

Одних только явных комнат и зал в здании 1057. О потайных же комнатах и ходах сведения разнятся, но очевидно, что их не менее двадцати. Конечно, задуманы они были исключительно с практической целью — ведь то была эпоха дворцовых переворотов. Так, например, личные покои Екатерины II сообщались потайными ходами с библиотекой. Одна из створок шкафа в комнате служила дверью, через которую можно было пройти на лесенку и подняться на антресоли. Комнаты и этажи соединяются 117 лестницами и разделяются 1786 дверями.

Страшные и странные экспонаты Эрмитажа

Мало кто мог бы подумать, что оконные стекла Эрмитажа имеют важную культурную ценность. Дело в том, что всего окон в здании 1945, но до наших дней сохранилось только одно стекло с удивительной надписью по-английски: «Ники смотрит на гусар». Из довоенных записей сотрудников музея известно, что раньше практически все оконные стекла были покрыты надписями, по информативности не уступающими фразе «Здесь был Вася». Причем нацарапаны они, скорее всего, алмазными перстнями. Окно в кабинете императрицы Александры Федоровны с видом на Дворцовую набережную и Адмиралтейство чудом уцелело в гитлеровских бомбежках. А трогательную надпись про гусар, вероятно, сделала либо жена Николая II, либо его мать.

Не менее странно и увлекательно в коллекции Эрмитажа выглядит и серьга из розового кварца, пожалованная британской королевой Елизаветой I адмиралу и «пирату Ее Величества» Фрэнсису Дрейку. Эта серьга — одно из немногих свидетельств того, что королева благоволила этому «железному пирату» и закоренелому разбойнику, а возможно, и была в доле с ним. Сейчас серьга представлена в Галерее драгоценностей Эрмитажа.

В этой же галерее в числе прочих драгоценностей представлен и страшный артефакт — «цареубийственная табакерка». Та самая, от удара которой в висок Павел I «изволил скончаться апоплексическим ударом». Из школьных уроков истории табакерка графа Николая Зубова представляется квадратным предметом с острыми углами. Однако на экспонате овальной формы, представленном в Эрмитаже, имеется весьма убедительная вмятина на поверхности. В ее подлинности музейные работники не сомневаются.

Медиагалерея (4 фото)

  • vtbrussia.ru_01_herm.jpg

    Сейчас трудно представить, что один из самых огромных музеев в мире сначала был практически трехкомнатной квартирой на втором этаже дворцового флигеля с видом на Неву. Фото © РИА Новости, Долягин

  • vtbrussia.ru_02_herm.jpg

    Уединенный уголок Екатерина II обустраивала с безупречным вкусом для себя, пока однажды не загорелась идеей создать первый в России музей. Стали достраивать все новые и новые флигели. Фото © РИА Новости, Владимир Вдовин

  • vtbrussia.ru_03_herm.jpg

    Екатерина II желала остаться в истории просвещенной правительницей, а за Россией закрепить славу европейской державы. Фото © РИА Новости, Манушин

  • vtbrussia.ru_04_herm_anons.jpg

    Даже с учетом потерь, которые понесла коллекция музея после того, как Николай I распродал часть картин, желая «упорядочить» коллекцию бабушки, после набега большевиков с их страстью к наживе за счет продажи сокровищ Эрмитажа и после Второй мировой войны, сейчас число экспонатов насчитывает 3 106 071 (по данным на 2013 год). Фото © РИА Новости, Алексей Даничев

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

28 ноября 2014

Всегда ли сокровища русских музеев возвращаются домой Обретение шедевров
Всегда ли сокровища русских музеев возвращаются домой

22 мая 2014

История моды и мода в историях: 15 фотографий с выставки в Эрмитаже Имперский дресс-код
История моды и мода в историях: 15 фотографий с выставки в Эрмитаже

5 сентября 2013

Банк ВТБ начал сотрудничество с Государственным Эрмитажем
 Капитальная помощь
Банк ВТБ начал сотрудничество с Государственным Эрмитажем
Все новости