Обретение шедевров

28 ноября 2014

Всегда ли сокровища русских музеев возвращаются домой

В каждом музее, в каждой картинной галерее рядовой посетитель видит лишь малую часть тех богатств, которые содержатся в фондах. Конечно, эти десятки и сотни произведений искусства, скрытые от наших глаз, требуют постоянного контроля. Случается, что шедевры мирового искусства исчезают из коллекции: кто вспомнит, сколько музейных ценностей было распродано в 1920-е годы или утрачено во время Великой Отечественной войны? А сколько было просто похищено ради наживы? А сколько пытались уничтожить из идеологических соображений? К счастью, долгие переговоры, большие суммы и успешные сделки иногда помогают вернуть в Россию шедевры мировой живописи. VTBRussia.ru вспомнил несколько ярких примеров из прошлого.

Увели из-под носа

Пожалуй, самый забавный в этом списке — случай кражи из Эрмитажа в 2001 году. Причем полотно похитили совсем не каким-то изощренным способом, а прямо из экспозиционного зала. Как известно, искусство камуфляжа состоит в том, чтобы быть незаметным на виду у всех. Это как раз тот случай, когда, не мудрствуя, воры аккуратно вырезали картину Жана-Л еона Жерома «Бассейн в гареме» из рамы в тот момент, когда смотрительница ненадолго вышла из зала. Спустя пять лет картину нашли в Москве.

«И вот чудо: на выставке в Санкт-Петербурге эксперты видят потерянное полотно «Портрет крестьянина»!»

Попытка продажи с рук, по всей видимости, не увенчалась успехом, и тогда завернутый в бумажный пакет и сильно потрепанный холст похититель оставил в приемной Геннадия Зюганова — очевидно, в надежде на порядочность и хороший вкус политика. Странные горе-похитители не очень-то бережно обращались с произведением искусства и складывали шедевр вчетверо. После опознания картину сразу же передали обратно в музей.

Возвращение блудного крестьянина

Более 65 лет путешествовал «Портрет крестьянина» кисти Ивана Крамского по России и Европе. Фото © РИА Новости, Сергей КомпанийченкоБолее 65 лет путешествовал «Портрет крестьянина» кисти Ивана Крамского по России и Европе. В 2006 году Государственному Русскому музею, спонсором которого является банк ВТБ, удалось вернуть в свою коллекцию работу Крамского. Картину украли в период оккупации Крыма в годы Великой Отечественной войны, когда немецкие войска массово вывозили культурные сокровища с захваченных территорий. Вот только вывезти их не успели, и немецкие спецбригады тайно переправили в Германию за! хвач енные культурные ценности.

Пробыв долгие годы в Германии, «Портрет крестьянина» перекочевал в Чехию. Попавшее в руки чешского гражданина полотно впоследствии оказывается в Моравской галерее города Брно. После этого долгие годы было совершенно не очевидно, что это именно полотно Крамского, так как в Чехии его называли «Голова мужчины». Однако в 1970-е годы Моравский музей приехал с выставкой в СССР. И вот чудо: на выставке в Санкт-Петербурге эксперты видят потерянное полотно «Портрет крестьянина»! Переговоры с подбором доказательств и обоснованием принадлежности картины длились несколько лет, и в итоге Русский музей добился возврата «Портрета крестьянина» на его законное место.

Путешествия «Молодой девушки перед зеркалом»

Наталия Гончарова могла творить в любой, самой экзотической манере. Фрагмент картины «Купальщица с собакой» Фото © Государственная Третьяковская галереяСовсем недавно, в 2014 году, в коллекцию Большого Павловского дворца вернулась картина XVIII века «Молодая девушка перед зеркалом» немецкой художницы польского происхождения Анны Доротеи Тербуш. Попутешествовала картина изрядно. В 1768 году полотно у художницы купил русский посол в Париже — не кто иной, как князь Голицын. Тогда! картину планировалось передать в Эрмитаж, но ее перехватил Павел I. По его приказу картину перевезли в Павловск для украшения крепости Бип, а в XIX веке она находилась в комнатах Павловского дворца. Так было вплоть до сложного 1928 года, когда картина была продана на аукционе в Берлине. После этого она пропала, то есть хранилась у частного коллекционера. Как только полотно появилось на антикварном рынке, Павловский музей поспешил его выкупить, в чем ему оказал помощь банк ВТБ, который профинансировал и реставрацию. После этого «Молодая девушка перед зеркалом» вновь заняла свое историческое место во Фрейлинской комнате дворца.

Ге на блошином рынке

В мае 2011 года Третьяковская галерея стала владельцем уникальной коллекции рисунков Николая Ге. Благодаря финансовой помощи ВТБ в Россию вернулись 55 работ классика русского искусства — эскизы к живописным произведениям разных лет, подготовительные рисунки для неосуществленного издания «Краткого изложения Евангелия» Льва Толстого, иллюстрации к рассказу писателя «Чем люди живы.

«Более сотни лет произведениями Ге наслаждались швейцарские коллекционеры.»

Более сотни лет этими произведениями наслаждались швейцарские коллекционеры. История коллекции интересна сама по себе: после смерти Николая Ге рисунки достались сыну художника, который в 1900 году переехал в Швейцарию и впоследствии завещал коллекцию Беатрисе де Ваттвилль в обмен на пожизненную ренту. Беатриса оказалась щедрой хозяйкой шедевров и выставила коллекцию на всеобщее обозрение в своем великолепном замке. В 1953 году Беатриса де Ваттвилль скончалась, а ее имение вместе с произведениями Ге было продано с аукциона.

Двадцать лет о коллекции рисунков Ге не было известно ничего, пока в 1974 году она не «всплыла» на блошином рынке Женевы. Фото © Александр ПановДвадцать лет о коллекции не было известно ничего, пока в 1974 году она не «всплыла» на блошином рынке Женевы. Приобретение рисунков Ге стало бесценным подарком ВТБ к 155-летию Третьяковской галереи и 180-летию со дня рождения художника — все купленные работы были представлены на выставке «Что есть истина?».

Вся Гончарова

В 2013 году в Россию, пусть и на время, вернулись произведения «амазонки авангарда» Наталии Гончаровой. Выставка «Между Востоком и Западом», организов! анна я при поддержке ВТБ, стала главным событием сезона и знаковым проектом для Третьяковской галереи.

«Персональные выставки одной из самых дорогих художниц мира не проводились почти 100 лет.»

Во-первых, персональные выставки одной из самых дорогих художниц мира не проводились почти 100 лет. А во-вторых, в экспозиции спустя многие десятилетия после их создания воссоединились произведения различных циклов Гончаровой. Например, знаменитый полиптих «Испанки» был показан на выставке как единое целое, тогда как обычно две его части хранятся в Центре Помпиду, две другие — в Музее современного искусства Парижа, а еще одна — в Третьяковской галерее.


Медиагалерея (4 фото)

  • vtbrussia.ru_01_lost_krestyanin.jpg

    Более 65 лет путешествовал «Портрет крестьянина» кисти Ивана Крамского по России и Европе. Фото © РИА Новости, Сергей Компанийченко

  • vtbrussia.ru_02_lost_krestyanin.jpg

    Переговоры с подбором доказательств и обоснованием принадлежности картины длились несколько лет, и в итоге Русский музей добился возврата «Портрета крестьянина» на его законное место. Фото © РИА Новости, Сергей Компанийченко

  • vtbrussia.ru_03_lost_goncharova.jpg

    Наталия Гончарова могла творить в любой, самой экзотической манере. Фрагмент картины «Купальщица с собакой» Фото © Государственная Третьяковская галерея

  • vtbrussia.ru_04_lost_ge.jpg

    Двадцать лет о коллекции рисунков Ге не было известно ничего, пока в 1974 году она не «всплыла» на блошином рынке Женевы. Фото © Александр Панов

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

12 ноября 2013

«Мы хотим показать настоящую Гончарову, а не ту дикую мазню, которую ей иногда приписывают» От рассвета до заката
«Мы хотим показать настоящую Гончарову, а не ту дикую мазню, которую ей иногда приписывают»

14 ноября 2013

Виртуальная экскурсия по выставке Наталии Гончаровой в Третьяковской галерее Авангард в Интернете
Виртуальная экскурсия по выставке Наталии Гончаровой в Третьяковской галерее

30 сентября 2011

Эксперты Государственной Третьяковской галереи в поисках «пропавших» работ Николая Ге Художественная археология
Эксперты Государственной Третьяковской галереи в поисках «пропавших» работ Николая Ге
Все новости