Сохраненная сказка Константина Коровина

14 марта 2012

Впервые в России будут выставляться костюмы и декорации к парижской постановке «Золотого петушка» 20-х

Выставка Константина Коровина в Государственной Третьяковской галерее станет крупнейшей персональной выставкой художника за всю историю. Одна из изюминок экспозиции – декорации и костюмы к опере «Золотой петушок» из запасников Театрального музея имени Бахрушина в Москве. Об уникальном собрании корреспонденту vtbrussia.ru рассказала главный хранитель музея Ирина Гамула.
– Какие экспонаты из вашего музея отправятся на выставку Константина Коровина в Третьяковской галерее ?

– Когда Третьяковская галерея обратилась к нам с предложением участвовать в совместной выставке, мы очень обрадовались. В нашем музее находится большая коллекция театральных работ Константина Коровина. Можно было собрать экспозицию у себя, но она бы имела узкую направленность. А ведь Коровин не только театральный художник, но самобытный и талантливый живописец. Выставка на Крымском валу масштабно и ярко продемонстрирует его творчество. Мы представим его работы к очень интересным постановкам Мариинского и Большого театров. Среди них «Демон», «Дон Кихот», «Конек горбунок», «Садко». Кроме того передадим эскиз афиши «Снегурочки» 1887 года, выполненный для мамонтовской Частной оперы.

– Что станет изюминкой вашей части экспозиции?

«В 1986 году к нам в музей поступило очень интересное собрание – декорации Коровина к опере «Золотой петушок». Это дар русского коллекционера Александра Александровича Ляпина»

– В 1986 году к нам в музей поступило очень интересное собрание – декорации Коровина к опере «Золотой петушок». Это дар русского коллекционера Александра Александровича Ляпина. На выставку мы отдаем мягкие декорации ко второму и третьему акту. Это и задники, и правые кулисы, и падуги. Они помогут представить театральную сцену. Кроме того будут представлены костюмы, в частности костюм Шамаханской царицы. Это парижская работа Коровина над «Золотым петушком».

– Какова судьба этой постановки?

– Судьба «Золотого петушка», над которым работал Коровин в России, – трагична. В свое время сгорело хранилище Большого театра, где погибли эти декорации. Но заграницей для антрепризного спектакля выходца из России Раисов, Коровин вновь вернулся к «Золотому петушку». Раисов был родом из Одессы, эмигрировал, работал во многих театрах, в том числе в Ла Скала. Выступал с концертами еврейской музыки и в итоге открыл свою антрепризу, где и поставил «Золотого петушка». На некоторых работах сохранилась надпись, что выполнены они художником Аллегри по эскизам Коровина.

– Известны ли точные даты этой работы?

– В середине 1920-х годов. Позднее Раисов показывал свое собрание декораций: последний раз публика видела его на парижской ярмарке коллекционеров в апреле-мае 1978 года. После смерти Раисова, его наследие было выставлено на аукционе, а в 1980-м большую часть собрания купил Александр Ляпин. У нас сохранились письма, где он рассказывает, что каждый костюм продавался по отдельности и многие присутствующие успели приобрести их для маскарада. Но к Ляпину все-таки попала значительная часть оформления спектакля: 418 предметов, из них 193 костюма, 110 пар обуви, 115 головных уборов, париков и аксессуаров.

– Сам Константин Коровин работал над этими декорациями или только выполнял эскизы?

– Мы пытались выяснить это точно. Есть письмо, в котором он пишет, что работал над оперой в 1925 году.

– Художник пользовался своими старыми, дореволюционными эскизами или в Париже была сделана совершенно новая работа?

– Все может быть. Для того, чтобы ответить на вопрос точно, нужно проводить отдельное исследование. Фамилия Аллегри стоит не везде. Есть предположение, что некоторые декорации писал сам Коровин. Может быть, материалы на выставке привлекут специалистов, что позволит в дальнейшем лучше проследить историю постановки Раисова. У нас пока достаточно туманные представления, что же это была за антреприза.

«Меня поразила история невероятной щедрости этого совсем небогатого человека, который на свои деньги приобретал работы русских мастеров и отправлял их на родину»

– А кто такой Александр Ляпин, почему он заинтересовался этими декорациями?

– Внук художника Поленова, живший в Париже.

– Из семьи, близкой самому Константину Коровину?

– Да. Может быть, именно это и заставило его купить декорации. Дочь Поленова, Мария Васильевна, уехала в двадцатых годах из России, но до конца жизни имела советское гражданство и не считала себя эмигранткой. Сын у нее родился в 1927 году. В семье было принято прививать русские традиции, любовь к русской культуре. И Ляпин сохранил это отношение на протяжении всей своей жизни. Благодаря нему только в Поленово вернулось более ста рисунков и картин. И не только туда. Меня поразила история невероятной щедрости этого совсем небогатого человека, который на свои деньги приобретал работы русских мастеров и отправлял их на родину. После смерти, по завещанию Александра Александровича, его вдова передала в наш музей два эскиза.

– Где-то еще сохранились декорации Коровина?

– Нет! По нашим данным, это единственные декорации Коровина, которые дожили до наших дней. Их очень сложно хранить и показывать. Просто из-за высоты потолков. После того как дар Ляпина попал в музей, мы сделали выставку части костюмов. Но представить публике все так и не смогли. Невозможно было даже толком разобраться, что именно мы храним. И вот несколько лет назад мы договорились с театром Мастерская Петра Фоменко, они предоставили сцену, мы развесили декорации, как иполагается в театре, – появилась возможность увидеть всю картину полностью, в развернутом виде.

– А существует ли практика восстанавливать не только оригинальную хореографию, но и декорации спектаклей?

«По нашим данным, это единственные декорации Коровина, которые дожили до наших дней»

– Когда мы развернули декорации и увидели их, то обомлели. Это была удивительная, завораживающая картина. Все были потрясены! В этот момент прозвучала мысль: как жаль, что нет театра, который бы взялся восстановить эту работу! Сохранились все материалы! Есть даже партитуры «Золотого петушка». Но пока никаких предложений не поступало. Очень хочется надеяться, что может быть, после этой выставки, когда люди увидят и оценят мастерство Коровина – театрального художника, появится такая идея. Ведь сейчас действительно восстанавливают старые балеты в оригинальных декорациях и костюмах. Но здесь есть неожиданная проблема. Существуют эскизы, и существуют фотографии актеров в этих ролях. Вроде бы все должно соответствовать. Но так происходит не всегда. Я знаю, что этот вопрос задавали хореографу Сергею Вихареву, который реконструировал «Спящую красавицу» Петипа в Мариинском театре: «Как объясните, что костюмы отличаются от фотографий, хотя говорите, что эскизы подлинные?» Он ответил, что от эскиза до костюма долгая дорога и задумка претерпевает некоторые изменения.

– А костюмы тоже сохранились только французского периода?

– Да! У нас есть только то, что нам подарил Ляпин.

– Читая воспоминания Коровина, складывается ощущение, что он сыграл для русского тетра какую-то невероятную роль. Знакомил всех, сводил, рекомендовал, занимался реформированием императорских театров вместе с Владимиром Теляковским. Познакомил его с Головиным. Как вы могли бы оценить его роль сегодня?

Фрагмент декорации Дворец царя Дадона к опере Золотой петушок К. Коровин– Эти ощущения верны на сто процентов. Его роль в искусстве совершенно уникальна. А то, что Коровин сделал для театра – общепризнано. Он был из тех, кто видел чужой талант и не боялся конкуренции, как многие другие. Да и поддержка Теляковского, когда многие выступали против, очень важна. Я думаю, эти аспекты деятельности художника, не просто как живописца, как творческого деятеля той эпохи будут представлены. Но мне хотелось бы, чтобы посетители, которые умеют не просто смотреть, задумались над темой меценатства. Состоялся бы сам Коровин, если бы его не пригласил Мамонтов? На частных сценах открывались многие таланты, среди них и Федор Шаляпин. И если были люди, которые имели возможность содержать театры, то были и такие как Ляпин. Далеко не богатый человек, который за свою жизнь сделал очень много добрых дел. Жаль, что его имя не прозвучит так, как должно бы.  

Медиагалерея (1 виртуальный тур)

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости