Выставка Константина Коровина

Люди не должны видеть мучений

25 июня 2012

Ольга Атрощенко, куратор выставки Константина Коровина: «Рядом с картинами Коровина человек попадает в совершенно обжитой, ласковый мир»

Свыше 21 тысячи человек посетили выставку Константина Коровина только за первые десять дней ее работы в Третьяковской галерее. Такой ажиотаж прогнозировали: впервые за 50 лет москвичи смогли увидеть столь масштабное собрание лучших работ художника. В экспозицию вошли произведения из множества музеев и частных собраний, и часть из ниx представлена широкой публике впервые. О том, как готовилась выставка, рассказала корреспонденту vtbrussia.ru ее куратор Ольга Атрощенко.

Выставка «Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения» в Государственной Третьяковской галерее. © РИА Новости. Руслан Кривобок– С чего началась подготовка выставки?

– Приближалось 150-летие художника, а в Третьяковской галерее сложилась традиция отмечать такие даты крупными юбилейными выставками. Поэтому несколько лет назад было принято решение подготовить выставку К. А. Коровина и на ней показать лучшие произведения мастера: станковую живопись, театральные работы и монументальные произведения. Кроме того, необходимо было включить в состав экспозиции архивный и библиографический материал. Этот проект мы и начали реализовывать. Стали работать с провинциальными музеями и отбирать лучшие картины Коровина. Большую часть использовали из нашего собрания, – ведь в галерее хранится прекрасная коллекция его произведений. Замечательное собрание и в Русском музее. Наша давнишняя традиция – использовать картины обоих музеев в таких масштабных проектах, хотя концепции выставок независимы и готовятся они по-разному. Так же независимо друг от друга мы издаем каталоги. Поэтому наши выставки отличаются друг от друга по составу и по художественному облику.

– А как происходит взаимодействие с другими музеями?

– Сначала готовится официальное письмо от Третьяковской галереи, где мы предлагаем музею принять участие в таком-то проекте и просим представить определенные работы. Получаем согласие и начинаем вести переговоры. В процессе переговоров что-то иногда меняется. Например, после реставрационного совета может оказаться, что некоторые желанные для нас картины нуждаются в реставрации и их нельзя подвергать транспортировке и экспонированию. Поэтому им приходится искать замену. С моей помощницей Маргаритой Чижмак мы посетили многие музеи. Нам необходимо было самим увидеть и оценить значимость того или иного произведения, его необходимость в выставке. Там же смотрели фонды, работали в архивах. Таким образом, накапливался материал, появлялись иные точки зрения, иной взгляд на творчество художника.

«Коровин слышал от одного французского художника, что приложенный труд не должен отражаться на произведении». © РИА Новости. Руслан Кривобок– Константин Коровин – первый русский импрессионист. Об этом знают все. Но все-таки интересно, чем отличается его живопись от живописи художников того же поколения?

– Существует запись в дневнике В. В. Переплетчикова о том, что, якобы, Коровин слышал от одного французского художника, что приложенный труд не должен отражаться на произведении. Люди не должны видеть тех исканий и мучений, которые переживал автор. Это стало творческим принципом Коровина. Поэтому все, что он делал, казалось как будто бы сделанным налегке, на одном дыхании. Его картины трудно сравнивать, например, с произведениями Левитана. Тот писал большие философские полотна, долго вынашивал замысел, делал эскизы и этюды. Коровин работал иначе: он мог создать шедевр за несколько минут. А если даже и работал долго, то мы этого труда никогда не увидим – он скрыт. Что бы он ни писал – деревенский пейзаж, Париж или Крым – везде использовал близкий импрессионистический подход. В итоге его работы поражают не столько сюжетом, сколько особой красочностью фактуры, артистизмом выполнения, энергетикой мазка. В атмосфере выставочного зала, при хорошем освещении сразу становится заметным, что картины Коровина не только цветоносны, но и светоносны. Конечно, ранние вещи написаны иначе. Для работы «В лодке» (1888, ГТГ) он создал целую серию эскизов и этюдов. Тогда он поступал как художники предыдущего поколения: делал тщательный подготовительный рисунок, выстраивал композицию, иногда пользовался фотографией и писал аккуратным, гладким мазком.

– В воспоминаниях Коровина есть эпизод, где он пишет, как поехал к своему преподавателю смотреть работу, которую тот несколько лет не мог закончить. По просьбе учителя взялся ее переписывать. И переписывал, судя по описанию, уже в своей поздней манере. Получается, в годы учебы он уже пришел к собственному методу?

«Люди не должны видеть тех исканий и мучений, которые переживал автор. Это стало творческим принципом Коровина»

– Да, об этом же говорит история с «Хористкой». Хотя мы «Портрет хористки» передатировали с 1883 на 1887 год, тем не менее, четыре года – не очень много для жизни художника.

– Были ли какие-то неожиданности для вас во время подготовки выставки?

– Относительно станковой живописи особых открытий не было. Практически все эти произведения хорошо известны. Но мы провели большую исследовательскую работу нашего собрания, в результате многие произведения получили другие датировки. Мы также старались разобраться с множеством мифов и штампов, которые наслоились на его творчество.

– Одна из картин, над которой потрудились исследователи, – «Муза». Что за история связана с этой работой?

– «Музу» традиционно датировали 1887 годом. На холсте имеется подпись «Константин Коровин» и надпись «1887 год, Париж». Но уже давно у специалистов возникали вопросы, связанные с такой датой, так как нетрудно заметить расхождение между сюжетом, символически трактуемым, и столь ранним временем ее создания. В 1887 году Коровин только что окончил училище, был под присмотром Поленова, да и в письмах упоминания парижского путешествия нет. Когда же мы провели научную экспертизу картины, то увидели, что подпись не авторская и лежит на утратах красочного слоя. А это говорит о том, что нанесли ее позже. А уж про дату и написанное по-французски слово «Paris» и говорить не приходится – они выполнены намного позже и другим пигментом. Тогда мы обратились к архивным материалам. Выяснилось, что в отделе рукописей галереи хранится альбом художника, где есть рисунок с похожей музой, и датируется он 1890-ми годами! Таким образом, собрав все эти факты вместе, мы сделали вывод, что работа относится к 1890-м годам, а подпись, возможно, сделана человеком, у которого она была в коллекции.

– А откуда «Муза» в Третьяковской галерее?

«Коровин мог создать шедевр за несколько минут. А если даже и работал долго, то мы этого труда никогда не увидим – он скрыт». © РИА Новости. Руслан Кривобок

– «Муза» пришла к нам из коллекции сестры Ивана Крайтера. Крайтер был импресарио, организатор выставок Коровина и продавец его живописи. Именно он предложил Коровину после выставки 1921 года, организованной им в салоне Михайловой в Москве, перевезти экспозицию в Европу. Для устройства этой выставки, а также лечения сына художник, кстати, выехал из страны. Работы были отправлены, но сам живописец с импресарио разминулись. Позже некоторые картины начали возвращаться в Россию. Многие из них потом попали в музеи. В том числе и к нам. Иван Крайтер был художником и хорошим реставратором и, возможно, надпись к «Музе» сделана им.

– Случалось, Константина Коровина упрекали в повторах. Мол, одни и те же темы. Как вы объясняете это?

– И сейчас некоторые люди говорят: «Что тут смотреть – одни букеты, одни базары. Все одно и то же».

– Такие есть?

– Конечно! Но к тому, что считается отрицательным в творчестве Коровина – серийность, повторяемость – он сам стремился. Поленов хотел, чтобы Коровин писал картины, а не «этюды», усаживал его и говорил: «Пиши!» Елена Дмитриевна (Поленова – прим. ред.) готова была позировать, чтобы художник правильно научился писать кисти рук. Они считали, что у него получаются не руки, а клешни. Коровину же хотелось, чтобы на его холсте рождалась живопись, похожая на музыку. Романтической взволнованности, а подчас даже, как это не парадоксально, «музыкальной фразы» он добивался в своих сериях, как, например, марсельских гаванях или ночных парижских бульварах.

– Да, а сколько у него натюрмортов с рыбами!

«Поленов хотел, чтобы Коровин писал картины, а не «этюды», усаживал его и говорил: «Пиши!»»

– Мне попалось его неопубликованное письмо периода эмиграции. Начинается оно так: «У нас в России медведи были незлобивые». В нем излагается, как рыбачил Коровин во время поездки в Архангельск. Закидывает удочку в небольшое озерцо и вылавливает одного за другим голавлей. Тут смотрит: с другого берега медведь выглядывает из кустов. Бросил он все, побежал в становище мужикам рассказать. Те схватили ружья, топоры и медведя изловили. А Коровин, после всего произошедшего, пережив большой страх, увидев красоту пойманных им рыб – они лежали черные, с желтыми глазами и красными плавниками, чуть ли не сразу взял краски и стал их писать. Дальше он излагает своему адресату: «Я сразу написал натюрморт. А потом сварил уху. Но есть ее было невозможно – пахло тиной». Вот такой Коровин – увидел красоту и изобразил. Отсюда и серия натюрмортов с рыбами, с розами. Друзья Коровина вспоминали, что на его даче в Крыму было 14 комнат, и в каждой стоял роскошный букет свежайших роз. Он ими восхищался и бесконечно писал. А уже во время революции, когда семья стала нуждаться, повторы стали заработком. Это нормально для любого художника. К революции, кстати, Коровин относился отрицательно.

– Но февральскую принял с восторгом!

– Как и многие! Коровин видел ужасы, которые наступили после большевистской революции. Он писал: «Курева нет, еды нет, сахара не достать, холстов, красок – тоже нет». Он отрицательно отнесся к той категории людей, которых называл «искателями справедливости». Об этом можно узнать из его писем поздних лет. И в это время по-прежнему предпочитал писать ночь и пение соловья. Спрашивается, как ты можешь писать идиллию, когда все рушится на твоих глазах? Что это – способ самосохранения? Невозможность подняться на другую тему? Или убеждение, что только так можно жить и работать. На это мог бы ответить только сам художник. Мы можем лишь догадываться.

«В атмосфере выставочного зала, при хорошем освещении сразу становится заметным, что картины Коровина не только цветоносны, но и светоносны». © РИА Новости. Руслан Кривобок– Складывается ощущение, что все, кто хоть каким-то боком начинает заниматься Коровиным, все ходят абсолютно очарованные и влюбленные в этого художника.

– Помните, у Михаила Нестерова: «Костенька умел всех в себя влюблять». У него такая же живопись – ее нельзя не любить. Безусловно, кому-то ближе глубокие философские произведения, как скажем у Николая Ге, или исторические и жанровые картины передвижников. У Коровина другой путь. Зато сразу попадаешь под обаяние его особой пластики, цвета, света. От его картин исходит позитивная энергетика. В пространстве коровинских произведений человек попадает в совершенно обжитой, ласковый мир, где не может чувствовать себя некомфортно. Поэтому и Серов назвал его мазок «ласковым».

– А вы на себе это почувствовали?

– Конечно! Коровин был очень добрый и искренний человек. В жизни он перенес много трагедий, но ни в живописи, ни в прозе они не нашли место, не встретим мы от него и жалоб на трудную жизнь. Сегодня я прошла по выставочному залу мимо «охотинской серии» с ее бесконечными рыбаками, охотниками, друзьями. Все эти картины – как бы его ожившие рассказы. А большую часть из них он посвятил любимому Охотину. В них столько любви к человеку, природе и Отечеству. Надеюсь, что все это смогут почувствовать посетители на выставке.

Медиагалерея (5 фото, 1 виртуальный тур)

  • 1

    Выставка «Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения» в Государственной Третьяковской галерее. © РИА Новости. Руслан Кривобок

  • 2

    «Коровин слышал от одного французского художника, что приложенный труд не должен отражаться на произведении». © РИА Новости. Руслан Кривобок

  • 3

    «Коровин мог создать шедевр за несколько минут. А если даже и работал долго, то мы этого труда никогда не увидим – он скрыт». © РИА Новости. Руслан Кривобок

  • 4

    «В атмосфере выставочного зала, при хорошем освещении сразу становится заметным, что картины Коровина не только цветоносны, но и светоносны». © РИА Новости. Руслан Кривобок

  • 5

    Ольга Атрощенко, куратор выставки Константина Коровина в Государственной Третьяковской галерее. © Пресс-служба ВТБ. Александр Панов

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости