Художник Константин Коровин: «Работать надо не насилуя свои знания – свободнее, радостнее»

22 марта 2012

У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888–1889. Холст, масло. 62 × 39. Государственная Третьяковская галерея

Константин Коровин был не только одним из ярчайших художников рубежа XIX-XXвеков, но и талантливым педагогом, воспитавшим не один десяток знаменитых

живописцев. Мы предлагаем познакомиться с его советами начинающим художникам, помогающим лучше понять творческий метод мастера.


– При составлении цвета (окраски) смотреть, что светлое, что темное.


– Когда цвет не похож и в случае желания сделать его похожим, надо смотреть, насколько он темен или светел по отношению к другим цветам в картине.

– Цвет в форме – смотреть взаимно, уравнивая один к другому.

– Изменяя светло-темное, не надо терять отношений цветов, то есть чем окрашены взаимно.


– Писать начинать со светлых мест. Цвета светлые и темные должны контрастировать взаимно.


– Образность отношений – что резче и что мягче, что молчит и что кричит, взаимно с цветом в форме. 

– Цвет в форме.


Парижское кафе. Вторая половина 1890-х. Холст, масло. 52,5 × 43,5. Государственная Третьяковская галерея– Контрасты парочные. Писать одно с другим. Форма как характер. 

– Контраст формы. Как одна форма не похожа на другую. Рисуя одну сторону, смотреть на другую. Смотреть на натуру, а к себе меньше.

Переводить глаза и аккорды цвета в форме, брать в красках с натуры до тех пор, пока не будет похоже.


...После дождя – свет воздуха. Окраины предметов светлеют, соответственно тона предметов темные и тушуются тонами и полутонами; списывать предметы с другими.

Работать надо, не насилуя свои знания, – свободнее, радостнее (посвежее), веселее, чувствуя красоту, погорячей, больше шутки, но поскорее, и дать рисунку «изловчиться к правде». Поменьше делать и побольше выжать.


...Новое нужно, новый подход, новую позу.

Летом. Сирень. 1895. Холст, масло. 64,3 х 46,3


Никакой кладки вкусной краски быть не должно. Быть должно самое точное сочетание тонов и работа от чувства и увлечение. Невольно должна быть выражена сумма впечатлений и чувствований.


Отчего у меня в живописи нет увлечения, нет трепета? Заставить нужно верить себе.

Чувствовать красоту краски, света – вот в чем художество выражается; немного, но правдиво, верно брать, наслаждаться свободно; отношения тонов. Тона, тона правдивей и трезвей – они содержание. Надо сюжет искать для тона. У меня плохо оттого, что я не чувствую. Оторвано же сирени из окна чудо как хороши. Творчество в смысле импрессионизма.


Нужно так брать предмет, чтобы удобно его видеть.

Мало того, что составить верный тон, надо его умело нарисовать на холсте, чтобы он верно выражал свое назначение в этюде. Нужно тон к тону не доводить, брать отдельно тени и цвета, ляпать на холст, не стушевывая.

Это интересно:

Выставка Константина Коровина в Третьяковской галерее

Биография Константина Коровина

Константин Коровин в Русском музее

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости