К эволюции русского авангарда

16 сентября 2010


Выставка «Петр Кончаловский. К эволюции русского авангарда» открылась 15 сентября в Инженерном корпусе Третьяковской галереи при поддержке банка ВТБ. В экспозицию вошло более ста работ из собрания Третьяковской галереи, Русского музея, Фонда Петра Кончаловского и частных коллекций. Примерно треть картин представлена потомками художника.

ВТБ - Выставка Петра Кончаловского
Генеральный директор Третьяковской галереи И.В. Лебедева

«Это очень красивый проект, – рассказала директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева. – Мы давно хотели собрать картины из разных коллекций и показать их вместе в каком-то сопоставлении, дополнении. Живопись Кончаловского несет позитивный заряд, который необходим любому человеку, живущему в мегаполисе».

ВТБ - Выставка Петра Кончаловского.jpg
И.А. Вакар, куратор выставки

Немного грубоватая, но при этом всегда радостная манера письма – отличительная черта Петра Кончаловского. Будь то эксперименты с народной традицией или опыты в соцреализме, художник всегда стремился создавать яркие и сочные образы. Достаточно только посмотреть на работы разных лет, чтобы убедиться в этом неновом утверждении.

«Акцент в экспозиции сделан на картины 1910-х годов. Это связано со столетним юбилеем общества «Бубновый валет», одним из основателей которого был Кончаловский. Именно в этом главное отличие московской выставки от прошедшей недавно в Санкт-Петербурге, одинаково освещавшей все периоды творчества художника», – рассказала на пресс-конференции куратор экспозиции Ирина Вакар.

По словам директора Третьяковской галереи Ирины Лебедевой, для Санкт-Петербурга Кончаловский – московский живописец. Там его знают значительно меньше. Столичный же зритель с творчеством художника знаком очень хорошо, аж с первой его выставки 1922 года. Это еще одна причина частичного ухода от ретроспективности. Да и сама Ирина Лебедева больше всего любит именно ранние работы мастера. «Лично для меня самое интересное у Петра Кончаловского – период «Бубнового валета», время его творческих поисков», – призналась она.

ВТБ - Выставка Петра Кончаловского.jpg
Президент Всемирного общества Поля Сезанна Дэни Кутань

Выставкам в Третьяковке и Русском музее предшествовала большая научно-исследовательская работа. В формировании экспозиции и подготовке справочных материалов приняли участие ведущие российские и зарубежные искусствоведы. Одним из них стал главный хранитель дирекции музеев Франции и президент Всемирного общества Поля Сезанна Дэни Кутани.

«Я готовил информацию о влиянии французских живописцев того времени на творчество художника. Мне очень нравится живопись Кончаловского. Во многих его работах очевидны мотивы Сезанна и Ван Гога. Но несмотря на это, он вносит в живопись много своего», – рассказал г-н Кутани.

ВТБ - Выставка Петра Кончаловского.jpg
Режиссер театра и кино А.С. Кончаловский

Знаменитый режиссер и внук художника Андрей Кончаловский заявил, что достигнув возраста деда осознал, что должен реализовать такой проект. Иначе этого не сделает никто и никогда. «Мы, члены семьи, знали лично Петра Кончаловского и называли его на «ты». И теперь для нас очень важно сохранить его наследие», – поделился режиссер с журналистами.

Над организацией выставочного пространства работал молодой английский архитектор Джек Паттерсон. Самым интересным, по его словам, было создание 3D-проекта экспозиции, когда на мониторе компьютера картины вдруг «оживают». «Нужно было продумать все до мелочей. Для наиболее эффектной подачи произведений я не просто разделил зал на несколько частей, а придумал своеобразный лабиринт. Не могу сказать, что какая-то одна картина вдохновила меня на работу. Но цвет стены в малом зале подсказало платье дочери художника с семейного портрета», – рассказал архитектор.

Особенностью экспозиции стал показ в одном зале сразу трех семейных портретов – 1911, 1912 и 1917 годов. Последний оказался настолько велик по размерам, что не проходил в дверные проемы, и его пришлось проносить через все залы. Еще работая над первой картиной, Кончаловский обратил внимание на стиль уличных вывесок, а в следующем году, в Сиене, увлекся итальянскими фресками. Это объясняет стиль, в котором выполнены работы.

ВТБ - Выставка Петра Кончаловского.jpg
Архитектор Джек Паттерсон

Отдельное внимание организаторы уделили современным IT-технологиям. Впервые в российской практике специально для экспозиции в Третьяковке было разработано приложение для мобильных телефонов, которое содержит аудиогид и подробную информацию о периодах творчества Петра Кончаловского.

Первый заместитель президента – председателя правления ВТБ В.Н. Титов
Первый заместитель президента – председателя правления ВТБ В.Н. Титов

И, тем не менее, несмотря на все веяния времени, главная цель выставки остается прежней – рассказать о художнике и его творчестве. «Когда мы делаем подобные проекты, всегда стараемся говорить об искусстве и истории прошлого столетия», – поделилась Ирина Лебедева. По ее мнению, история бубнововалетовцев – очень важный прецедент для русской культуры. Сто лет назад художников ругали практически все, а сегодня они – классики русской живописи. «Как музей национальной культуры, мы пытаемся призвать людей быть более толерантными к художественным экспериментам в наши дни. Только время все поставит на свои места».

«Имен, подобных Петру Кончаловскому, в русской культуре и истории очень немного. Приходите сами и увидите потрясающие работы, позитив, которого крайне мало в нашей жизни. То, что мы сумели вовремя поддержать, подставить плечо этому прекрасному проекту, мне кажется, крайне важным», – сказал присутствовавший на открытии выставки первый заместитель президента – председателя правления ВТБ В.Н. Титов.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости