Ирина Лебедева: «Живопись Кончаловского несет в себе позитивный заряд»

23 сентября 2010

Фото: А. Панов
Генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева


Пятнадцатого сентября в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи открылась выставка «Петр Кончаловский. К эволюции русского авангарда». Об особенностях этого проекта рассказала генеральный директор музея Ирина Лебедева.

– Открывшаяся экспозиция обозначена как одно из ключевых событий для Третьяковской галереи в этом сезоне. Почему? 
– Мы давно хотели сделать выставку, в которой можно было бы объединить и сопоставить картины Петра Кончаловского из разных собраний. И, кроме того, представить работы, которые широкая публика еще не видела. Это очень красивый проект – живопись Петра Кончаловского несет в себе позитивный заряд, который необходим человеку, живущему в мегаполисе. И мы рады, что с такой выставки открылись залы Инженерного корпуса после ремонта. 

– Помимо знакомства зрителей с живописью художника какие еще цели Вы ставили при подготовке выставки? 
– Подобные проекты – всегда разговор об истории искусства прошлого столетия. В случае с Кончаловским, мы подкрепили этот разговор новыми способами организации выставки, интересными для современного зрителя. Так, ввели различные мультимедийные объекты, более подробную, интересную биографию художника, дополнительные материалы.

– В этом году исполняется сто лет выставке «Бубновый валет». Приурочена ли нынешняя экспозиция к этой дате?  

Столетие «Бубнового валета» – знаковое событие для отечественного искусства. Дело в том, что работы художников этого общества, в том числе Петра Кончаловского, стали началом авангардных течений в русской живописи. Мы хотели обратить внимание публики на «Бубновый валет». Почему его так критиковали сто лет назад, а сейчас  это общество привлекает всеобщее внимание. И через такую призму, мне кажется, стоит говорить о современном искусстве. Может быть, то, что так активно ругают сейчас, через сто лет также войдет в историю. Как музей национальной культуры, мы пытаемся призвать людей быть толерантными к художественным экспериментам в наши дни. Только время поставит все на свои места. 



– Какие работы или период творчества Петра Кончаловского Вам наиболее интересны?
 
– Наиболее близок и интересен мне ранний период. В отличие от Русского музея, Третьяковская галерея сделала акцент именно на нем. Нам хотелось показать художественные поиски художника в начале XX века. Поздние его работы представлены самыми знаковыми произведениями. Раз уж мы выставку приурочили к столетию «Бубнового валета», то решили поговорить и об  экспериментах, в русле которых начинало развиваться творчество Кончаловского. Тем более, что на членов «Бубнового валета» оказали огромное влияние французские живописцы. 

– Вместе с выставкой проводятся образовательные программы для молодежи. Планируется ли сделать подобную практику традицией Третьяковки? 
- Это направление мы ведем давно и активно его развиваем. Не всегда есть финансовые и организационные возможности, сложно найти  людей, способных заниматься подобными проектами. В рамках нынешней выставки образовательные программы проходят и в Лаврушинском переулке, и на Крымском валу. Совместно с Фондом Петра Кончаловского Третьяковская галерея провела очень интересный конкурс: в пейзажах художника школьники угадывали улицы Москвы. Таким образом, мы привлекали молодежь еще и к истории города. Это новый, нестандартный для нас ход. 

– Выставка Петра Кончаловского стала рекордсменом посещаемости в Русском музее, там ее пришлось даже продлить. Готова ли Третьяковка к такому же ажиотажу? 

– Трудно прогнозировать. Для Санкт-Петербурга Кончаловский –московский живописец. Там его знают значительно меньше. Столичный же зритель с творчеством художника знаком очень хорошо. Мне кажется, что в Петербурге люди шли на Кончаловского в первую очередь, чтобы познакомиться с его работами. В Москве же посетителям интересно, каким образом мы представим картины. Ведь любая выставка – это своеобразная театральная постановка, спектакль. Думаю, все пройдет успешно, и по окончанию мы подведем итоги. Проект любопытен еще и с точки зрения художественных традиций двух столиц: какая публика что лучше воспринимает и чем больше интересуется.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости