Биография Петра Кончаловского

16 сентября 2010

Биография Петра Кончаловского

Юбилейная персональная выставка Петра Кончаловского «Петр Кончаловский. К эволюции русского авангарда» открылась 15 сентября в Москве. Более ста работ из собрания Третьяковской галереи, Русского музея и частных коллекций заняли место в залах Инженерного корпуса Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Примерно треть экспозиции составили произведения, хранящиеся в семье художника и неизвестные широкой публике.

Петр Кончаловский – художник удивительный, на его примере можно как по учебнику изучать историю русской живописи первой половины двадцатого века. Увлечение импрессионистами, кубизмом, обращение к народной, наивной традиции – все это прошел и он. Но хороший художник тем и отличается от посредственного, что не копирует чужие достижения, а пропускает стили и методы через собственную призму и создает неповторимые творения.

ВТБ - Петр КончаловскийПетр Кончаловский родился в Славянске неподалеку от Харькова. Там и получил свои первые художественные навыки. Его отец – тоже Петр Петрович Кончаловский – был переводчиком и издателем. В доме Кончаловских часто гостили Константин Коровин, Илья Репин, Михаил Врубель и многие другие знаменитые живописцы. А сам Петр младший бывал у них в мастерских, следил за работой, пользовался советами.

Однажды ему даже удалось спасти несколько рисунков Михаила Врубеля, которые художник посчитал неудачными. «Михаил Александрович, работая над «Демоном», часто резал рисунки ножом и бросал их. Некоторые мне удалось собрать и склеить, а потом, когда он об них забывал, я показывал ему, и он находил их неплохими и подарил один мне с надписью «Пете Кончаловскому Врубель», – вспоминал позже художник.

Вообще, с учителями и наставниками Кончаловскому повезло как никому. Строгановское училише, французская Академия Р. Жюльена, российская Академия Художеств. И всегда рядом с ним был главный учитель и будущий тесть – Василий Суриков. Именно он первым оценил «богатый колорит» первых работ художника и заметил заодно, что его наличие и есть главная черта живописца.

ВТБ - Петр КончаловскийУже во время учебы Кончаловский активно путешествует и участвует в выставках. В 1907 году за картину «Рыбки тянут сети» получает звание художника. Тогда же едет за границу и попадает на персональную выставку Ван Гога в Париже. «Произведения Ван Гога, – вспоминал он, – раскрыли мне глаза на мою живопись. Я ясно почувствовал, что не топчусь больше на месте, как раньше, а иду вперед».

Во Франции Кончаловский живет два года, под влиянием Ван Гога и Сезанна пишет сады Версаля и французского юга. Вернувшись в Россию, активно участвует в выставках «Золотое руно», «Новое Общество художников», «Товарищество», «Мир искусства» и, наконец, «Бубновый валет», одним из основателей которого стал он сам. Формальной датой создания общества «Бубновый валет» можно считать 1 ноября 1911 года. Его учредителями стали Александр Куприн, Илья Машков, Василий Рождественский и Петр Кончаловский.

ВТБ - Петр КончаловскийПочти за год до этого одноименная выставка вызывала толки по всей Москве. Так что не удивительно, что художники надолго стали персонажами светской и бульварной хроники. Популярность бубнововалетцев была невероятной. На их диспуты о новом искусстве собралось столько зрителей, что потребовались усиленные наряды конной полиции для наведения порядка.

Как писал Максимилиан Волошин, «ещё до своего открытия «Бубновый валет» одним своим именем вызывал единодушное негодование московских ценителей искусства. Одни намекали, что выставка не открывается так долго, потому что ВТБ - Петр Кончаловский ее запретил градоначальник (ввиду пресечения азартных игр), другие острили: «Славны бубны за горами», «не с чего, так с бубен», и все без исключения называли ее «Червонным валетом». Кто-то из сочувствующих объяснил, что бубновая масть обозначает страсть, а валет - молодой человек». На самом деле, название объединения обозначает старинное французское толкование карты бубновый валет - «мошенник», «плут» и принадлежит Михаилу Ларионову, который, по-видимому, имел в виду именно эту трактовку.

«Бубновый валет» закончил свое существование в 1917 году. Его члены обратились к новым стилям, но сохранили свою привычку писать немного грубовато и всегда ярко и радостно.

ВТБ - Петр КончаловскийВ двадцатых годах живопись Петра Кончаловского меняется. Теперь он обращается к реалистическим мотивам. В его картинах встречаются красочная патетика соцреализма и яркие эмоции авангарда. Эта смесь сыграла уникальную роль в истории русской живописи. Кончаловский оказал одинаково сильное влияние, как на официальное советское искусство, так и на неофициальные, подпольные течения.

Умер Петр Кончаловский в 1954 году, будучи признанным классиком, членом Академии Художеств и лауреатом Сталинской премии. Став «главным французом русской живописи», он оказался поистине национальным мастером. Его творческое наследие огромно и до сих пор требует тщательного изучения.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости