Александр Конов: «В Третьяковке покажут более 100 картин П.Кончаловского»

31 августа 2010

Фото: А. Мелентьев
Александр Конов, Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина
Крупнейшая выставка работ Петра Кончаловского «Петр Кончаловский. К эволюции русского авангарда» откроется 15 сентября в Государственной Третьяковской Галерее в Москве. В экспозиции будут представлены более ста произведений художника, выполненных в 1900-е – 1950-е годы. Официальным спонсором проекта выступил банк ВТБ. О том, что ждет посетителей, рассказал один из организаторов выставки, директор Фонда Петра Кончаловского Александр Конов.

– Расскажите о предстоящей выставке, в чем ее особенность?
– В первую очередь хочется отметить, что это двадцатая, юбилейная персональная выставка Петра Кончаловского. На ней будет представлена наиболее полная ретроспектива работ художника с 1900-х по 1950-е годы. Более ста произведений живописи и графики из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, Фонда Петра Кончаловского и частных коллекций. Ряд картин, хранящихся у наследников, будут экспонироваться впервые.
Отдельное место займут уникальные архивные материалы и документы. Среди них переписка с Пикассо, Бернаром и Ле Фоконье. Также мы покажем письмо от «Общества Поля Сезанна», принимающего Кончаловского в свои почетные члены. Помимо этого подготовлены специальные стенды «Кончаловский и его эпоха». Текстовая информация там будет дополнена кинохроникой, а события из жизни художника перекликаться с событиями в СССР и мировой истории живописи. Дизайн экспозиции разработал молодой британский архитектор Джек Паттерсон. Кстати, примечательно, что первая персональная выставка Кончаловского прошла в 1922 году также в Третьяковской галерее.

– Как формировалась экспозиция? На чем сделан акцент?
– Только что выставка вернулась из Санкт–Петербурга. Там целью было одинаково полно осветить весь творческий путь художника. В Москве концепция немного изменится: акцент будет сделан на самом интересном этапе работы – участии в группе «Бубновый валет». Впрочем, несколько картин из каждого периода московский зритель, конечно, увидит. Стоит заметить, что некоторые произведения из собрания Русского музея не смогут попасть в Москву, но Третьяковская галерея дополнит собрание своими картинами. Куратором экспозиции стала Ирина Вакар, старший научный сотрудник галереи. Руководство взяла на себя генеральный директор Третьяковки Ирина Лебедева, а общий менеджмент – Фонд Петра Кончаловского.

– Будут ли представлены какие–то неожиданные, мало известные работы?
– На выставке впервые экспонируется самый большой из семейных портретов Петра Кончаловского – «В мастерской. Семейный портрет» 1917 года. Работа принадлежит Фонду Петра Кончаловского и никогда не показывалась широкой публике. Для транспортировки этой картины был придуман специальный ящик. В помещение Русского музея ее заносили через четырехметровые двери центрального входа – грузовой подъезд оказался слишком мал. Два других семейных портрета, размером поменьше, находятся в собраниях Русского музея и Третьяковской галереи. На выставке в Санкт–Петербурге каждому их них был отведен отдельный зал. В Москве мы предпринимаем смелое решение: объединяем все 3 картины в одном зале.
Другими произведениями, впервые доступными широкой публике, станут: «Париж. Мальчик с яблоком», 1908; «Портрет историка Протопопова», 1911; «Натюрморт. Пиво и вобла», 1911; «Мцыри. Гроза», 1927; «Петергоф. Кавалерская мыльня», 1931; «Натюрморт. Красный поднос и рябина», 1947.

– Планируется ли выход каталога выставки?
– Да, мы уже издали одноименную книгу «Петр Кончаловский. К эволюции русского авангарда». Альманах содержит полный каталог экспозиции и большое количество не вошедших в нее картин. Иллюстрации дополнены статьями ведущих российских и зарубежных искусствоведов.

– Сегодня традиционные музеи и выставочные проекты стремительно меняются. Зритель уже не приходит просто любоваться картинами, а сам участвует в неких интерактивных проектах. Работаете ли вы в этом направлении?
– Мы уделяем этому большое внимание. Сейчас довольно активно стали разрабатывать электронные проекты, дополняющие выставку. Первое воплощение IT–технологий в связи с Кончаловским случилось в Санкт–Петербурге. В стены экспозиции были вмонтированы сенсорные экраны с информацией о картинах и полным электронным реестром работ художника.
К московской экспозиции было разработано бесплатное приложение для телефонов iPhone. Его можно будет закачать из Интернета заранее или сделать это непосредственно на выставке. Приложение включает в себя различную справочную информацию и аудио–гид. В России подобный проект реализуется впервые.

– Юбилейные выставки крупных художников, как правило, представляют собой не только экспозицию, но некую образовательную часть. Планируете ли вы проводить круглые столы, конференции или конкурсы?
– Да, мы подготовили целый ряд специальных проектов. Это экскурсии, лекции, круглые столы и многое другое. Еще в апреле совместно с Третьяковской галереей Фонд начал конкурс «Прогулки московские с Петром Кончаловским». Старшеклассникам столичных школ было предложено отыскать в городе те места, которые когда–то запечатлел художник. Победители конкурса смогут вместе со всем классом бесплатно посетить выставку. Мы очень большое внимание уделяем привлечению именно молодых людей. Интерактивность выставки и ее отражение в социальных сетях Интернета направлены как раз на эту аудиторию.

– Недавно выставка уже экспонировалась в Санкт–Петербурге, расскажите, как принимала ее публика?
– Выставка в Русском музее совпала с проведением международной конференции «Россия и «Глобальный Эффект Сезанна». Ее организаторами выступили Фонд Петра Кончаловского и Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина. А спонсором стал банк ВТБ. Участники конференции стали одними из первых посетителей экспозиции. По словам многих иностранцев, Кончаловский стал для них настоящим открытием.
Приятно, что их интерес разделила и российская публика. За три месяца картины увидели 180 тысяч человек. Это рекордные показатели для русского художника в нашей стране. Учитывая такое внимание, нам пришлось даже продлить выставку на неделю. В день закрытия организовали встречу Андрея Кончаловского с творческой молодежью Санкт–Петербурга.

– Ваш Фонд начал работу в 2006 году. Расскажите о его работе и целях? Что уже удалось реализовать.
– Фонд Петра Кончаловского создан потомками художника, в числе которых Андрей Кончаловский и Никита Михалков. Его цель – сохранение и защита наследия великого предка. Среди прочего мы занимаемся изучением творчества художника, а также экспертизой и атрибуцией его работ. Отдельная часть деятельности – культурные и благотворительные проекты. В их числе уже упомянутая конференция, посвященная Сезанну. Она состоялась в марте 2010 года и собрала ведущих искусствоведов и студентов со всего земного шара. Всего более 250 человек. Прямую трансляцию в сети Интернет смотрели около 15 тысяч пользователей из 26 стран мира. В наших планах продолжить и развить этот опыт.

– Как проходит сотрудничество фонда и банка ВТБ?
– В 2010 году ВТБ выступил в качестве генерального спонсора сразу двух проектов фонда. Это конференция «Россия и «Глобальный эффект Сезанна» и выставка Петра Кончаловского. Мы чрезвычайно рады этому сотрудничеству. Хочется отметить, что со специалистами банка работать очень комфортно – это высокие профессионалы, понимающие специфику нашей деятельности. Приятно, что руководство ВТБ разделяет интерес Фонда к просветительским проектам. Мы уверены, что наше сотрудничество стало примером эффективной совместной работы финансовых и культурных организаций.

Беседу вел Петр Сейбиль

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости