История Третьяковской галереи

15 августа 2011

В 2003 году в Государственной Третьяковской Галерее прошла выставка «Пути русского импрессионизма». Экспозиция была приурочена к 100-летнему юбилею Союза русских художников (СРХ). В залах Галереи нашли место более ста пятидесяти произведений живописи и скульптуры трех поколений российских художников XX века. Целью организаторов стало показать русское искусство как объединяющее начало для художников разных стран и эпох. Вот почему на выставке были представлены работы не только знаменитых участников СРХ – Константина Коровина, Валентина Серова или Игоря Грабаря, но и двух поколений живописцев, следовавших традициям Союза.

Ряд работ известных художников советской эпохи были привезены из США. Среди них полотна Сергея Герасимова, Василия Нечитайло, Константина Максимова, Гелия Коржева, Алексея Грицая, Эдуарда Браговского, братьев Ткачевых и других.

Специально к выставке были подготовлены каталог и подарочный календарь. В альбоме воспроизведено более ста картин из собраний Государственной Третьяковской галереи и Музея Русского Искусства (г. Миннеаполис, США).

С февраля по март 2004 года в залах Государственной Третьяковской Галереи прошла выставка «Встреча через столетие. Роден. Голубкина. Клодель», посвященная 140-летию скульптора Анны Голубкиной. В экспозицию вошли произведения учителя Голубкиной Огюста Родена, а также другой ученицы великого мастера – Камиллы Клодель.

Посетители выставки смогли увидеть как знаменитые, так и мало известные работы Анны Голубкиной. Среди них «Огонь», «Старость», ваза «Туман», «Марья», «Нина», портреты Саввы Морозова, Алексея Ремизова и Андрея Белого. Свое место в залах галереи также заняло новое приобретение ГТГ «Портрет А.О. Гунста».

С февраля по май 2005 года в залах Государственной Третьяковской Галереи в Лаврушинском переулке проходила ретроспективная выставка Марка Шагала «Здравствуй, Родина!». В экспозиции были представлены около двухсот произведений художника из музейных и частных коллекций России, Франции и Швейцарии, отражающие все периоды его творчества. Это крупнейшая из когда-либо проходивших в России выставок знаменитого живописца.

Открытие выставки посетили внучки Марка Шагала – Белла и Мерет Мейер. Многие работы из французских музеев и частных коллекций удалось представить публике только благодаря усилиям наследников.

По словам Директора Национального музея Жан-Мишеля Форе: «сам Шагал в завещании уточнил, что полотно «Авраам и три ангела» не должно покидать стены музея в Ницце, но мы решили в виде исключения привезти его сюда. Уверен, что сам художник был бы этому рад!».

Специально к выставке организаторы издали каталог на русском и английском языках. В него вошли статьи отечественных и зарубежных искусствоведов, свыше шестисот работ и более ста фотографий из семейного архива наследников. Каталог стал наиболее полным изданием о Марке Шагале, вышедшим в России.

В 2006 году ко 150-летнему юбилею Государственной Третьяковкой Галереи открылась выставка «Шедевры из музея Орсе». В экспозицию вошли пятьдесят пять работ второй половины ХIХ-начала ХХ веков. Среди привезенных шедевров – полотна Мане, Моне, Ван Гога, Сезанна, Дега, Тулуз-Лотрека, Милле, Коро, Ренуара, а также коллекция изысканно подобранных скульптур Родена, Дега и Бурделя. Специально к выставке был издан подробный каталог.

В 2006 году ВТБ поддержал проведение выставки «А.А. Иванов».

По случаю юбилея ГТГ банк ВТБ подарил галерее триптих Д.П. Плавинского «Стена Новгородского храма». Полотно включено в постоянную экспозицию на Крымском валу. Также Банк оказал финансовую помощь в приобретении 27 рисунков И.Е. Репина из частного собрания в Германии.

В 2007 году в Государственной Третьяковской Галерее прошла выставка «Европа – Россия – Европа». Событие было приурочено к пятидесятилетнему юбилею Европейского Союза. По замыслу кураторов, каждая страна должна была показать произведения, представляющие ее национальную идентичность, вклад в создание единой европейской культуры, а также открытость идеям прогресса, демократии и либерализма. Подготовка проекта заняла более двух лет. Экспозицию составили произведения из коллекций пятидесяти крупнейших музеев стран – членов Евросоюза. Каждый из них представил по три работы из собственного собрания. Всего более ста полотен.

Посетители выставки смогли увидеть такие шедевры мирового искусства, как знаменитая «Венера, завязывающая глаза Амуру» Тициана, один из лучших образов Лукаса Кранаха Старшего «Портрет курфюрста Саксонии Иоганна Постоянного» или романическое полотно Джозефа Тернера «Золотая ветвь». Также были представлены и малоизвестные картины. Среди них триптих «Век пролетариата» (1897) Леона Фредерика с детьми, играющими в карты. В российскую часть экспозиции вошли иконы Андрея Рублева, картины Сурикова, Шагала, Кандинского и Малевича.

В конце 2008 года в Государственной Третьяковской Галерее в рамках перекрестного года «Франции-России» прошла выставка «Парижские удовольствия. Графика Тулуз-Лотрека».

Экспозицию привез в Москву обладатель уникального собрания работ живописца – Национальный институт истории искусств Франции. Двести двадцать листов были собраны современником Тулуз-Лотревка Жаком Дусе. После смерти Дусе картины пребывали в забвении до тех пор пока фонд Пьера Джанадды не отреставрировал и заново «открыл» их.

В Москву привезли 100 самых известных графических произведений мастера: офорты, литографии, а также карандашный автопортрет художника из частного собрания в Швейцарии. Экспозиция включила в себя работы наиболее плодотворного творческого периода – с 1890 по 1900 год.

Среди любимых моделей Тулуз-Лотрека – танцовщицы, циркачи, велосипедисты, жокеи, актёры и актрисы. Первая из исполненных им работ «Мулен Руж. Ля Гулю» сделала художника по-настоящему знаменитым.

Свой первый заказ на эскиз афиши Тулуз-Лотрек получил, когда ему было 27 лет, а к концу жизни художник смог поднять жанр рекламного плаката до уровня высокого искусства. Сегодня работы Тулуз-Лотрека крайне мало представлены в российских собраниях, и это делает выставку тем более значимым событием культурной жизни столицы.

В феврале 2009 года в Государственной Третьяковской Галерее открылась уникальная выставка «Рисунки Ильи Репина. Последние приобретения». В 2007 году ГТГ приобрела двадцать пять рисунков Ильи Репина из частной коллекции Ольги Лилиенфельд-Тоаль в Германии. Эту коллекцию отцу Ольги Лилиенфельд-Тоаль передал внук выдающегося художника, Гай Репин. Средства от продажи рисунков пойдут на восстановление церкви в родовом имении предков Ольги Лилиенфельд-Тоаль в Хвалынске Саратовской области.

Собрание освещает все периоды творчества мастера и полностью охватывает жанры, в которых работал художник – портрет, пейзаж и иллюстрацию. Самая примечательная часть коллекции – портретные работы. Среди них можно выделить набросок фигуры А.М. Горького на одном листе с зарисовкой композиции «Среди волн». Предполагается, что он исполнен в Пенатах в 1904 году во время чтения Горьким поэмы в прозе «Человек». Теперь графические листы художника находятся в залах постоянной экспозиции ГТГ в Лаврушинском переулке.

Впервые в 2009 году после реставрации выставлена картина А.Д. Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского». Картина была приобретена в 1886 году П.М. Третьяковым. Десятилетия полотно не покидало запасников Третьяковской галереи, поэтому оно незнакомо как широкому зрителю, так и большинству специалистов.

Реставраторы Третьяковской галереи под руководством А.И. Голубейко провели работы по укреплению и восстановлению полотна. Так, был укреплен красочный слой картины, соединены края прорыва в правой верхней части, отреставрирована авторская рама. Начиная с 2009 года, картина находится в постоянной экспозиции музея.

В 2009 году прошла уникальная выставка – «Цветы – остатки рая на Земле». Выставка была посвящена цветам в искусстве и объединила сразу пять столетий русской культуры. Проект был задуман как праздничное действо и помимо живописи включал в себя музыку, образно-ассоциативные перформансы и инсталляции из живых цветов.

В канун года России во Франции, Третьяковская галерея провела международную выставку «Посвящается Сергею Дягилеву. К 100-летию «Русских балетов» в Париже». Сергей Дягилев – одна из самых ярких фигур, оказавших влияние на художественную жизнь России в ХХ веке. Антреприза Дягилева впервые объединила различные виды искусства в одно: хореографию, театральное оформительское искусство, живопись и музыку. Единый стиль «Русского балета» Дягилева оказал влияние на формирование модернизма в Европе.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости