«Грек-чудак»

13 ноября 2014

Георгий Костаки: 6 удивительных фактов из жизни коллекционера

В Третьяковской галерее при поддержке банка ВТБ открылась выставка «Выезд из СССР разрешить…», посвященная 100-летию со дня рождения Георгия Костаки. Впервые уникальная коллекция, большую часть которой величайший собиратель русского авангарда передал в дар Третьяковке перед своим отъездом из страны в 1977 году, будет представлена столь полно — помимо картин, здесь можно будет увидеть и иконы, и народные игрушки, принадлежавшие Костаки. VTBRussia.ru вспоминает самые интересные моменты биографии грека, посвятившего жизнь русскому искусству.


Первая коллекция в обмен на велосипед

Георгий Дионисович Костаки родился в семье греческого торговца, перебравшегося в Россию в начале XX века. Мать будущего коллекционера происходила из знатного и древнего рода, а старшая сестра Костаки была замужем за богатым греком Федором Метаксой. 

Попова Л.С. «Композиция с фигурами» 1914-15 г.

После его смерти в руки к еще совсем юному Георгию попали два альбома с редчайшими марками, которые он по незнанию продал японскому коллекционеру — на вырученные деньги мальчик мечтал купить велосипед. Ценность же проданных марок стала понятна после того, как их пожелала увидеть греческая родня умершего Метаксы. Выяснилось, что марки имели немалое художественное значение — эта неосознанная потеря произвела на Костаки огромное впечатление.


Профессиональное прозвище

Всерьез Костаки увлекся коллекционированием в 1930-е годы, работая шофером в греческом посольстве в Москве. По долгу службы ему нередко приходилось бывать в комиссионных магазинах, куда в то время попадали антикварные вещи, — так он начал, не имея никакого специального образования, не только разбираться в искусстве, но и приобретать почти даром картины голландских художников, фарфоровую и серебряную посуду, ткани, ковры. А в конце 40-х, также случайно увидев в одной из московских квартир несколько живописных полотен, в том числе «Зеленую полосу» Ольги Розановой, посвятил свою жизнь созданию коллекции русского авангарда. В то время, когда в СССР официально не существовало другого направления, кроме соцреализма, собирать авангардистов казалось безумием — так Костаки приобрел среди коллег-коллекционеров прозвище «грек-чудак».

«Нынешняя выставка организована в честь феноменальной личности и таланта коллекционера и потому построена с отходом от музейного строгого хронологического порядка. В частной коллекции произведения расположены вне исторической логики, а исключительно в согласии с личным видением ее создателя. Собрание, пополняясь новыми приобретениями, постоянно меняется. Появление новых работ или их обмен вынуждает владельца часто менять развеску. Невозможно было повторить, буквально воссоздать расположение картин в доме Георгия Костаки. В экспозиции выделены главные полотна, которые стали эталонами, эмблемами его коллекции: большая двухсторонняя работа Любови Поповой «Живописная архитектоника», «Портрет Матюшина» Малевича, «Первая симфония Шостаковича» Филонова, работы Лентулова, «Супрематизм» Ильи Чашника»

— Ирина Пронина, куратор выставки


Авангард и шубы

По воспоминаниям дочери Костаки, после знакомства с авангардом другое искусство почти перестало существовать для ее отца. Cобранную ранее коллекцию «голландцев» и антикварной мебели и посуды Георгий Дионисович выменивал на картины. Поддерживала коллекционера и его семья — дети и жена, которая, отказавшись от собственной карьеры, посвятила жизнь делу мужа. Случалось так, что приходилось расплачиваться даже шубами — их Костаки привозил супруге из заграничных поездок, а через какое-то время забирал, чтобы приобрести новую картину, на которую в тот момент не хватало денег.

««Экспозиция дает энциклопедическое представление о развитии искусства в России в первой трети ХХ века — движении от предметного искусства, реалистического понимания живописи к авангардным, экспериментальным формам. Изобразительный ряд начинается с ранних работ Ларионова 1905–1908 годов, Клюна и Кандинского, детского портрета кисти Поповой. В этом же разделе помещены знаменитые «Ландыши» Шагала»

— Ирина Пронина


Хорошая квартирка

У Костаки бывали актеры, музыканты, художники.Всю жизнь Костаки тщетно мечтал о том, чтобы собранные им произведения были выставлены в публичном пространстве на всеобщее обозрение, однако власть отрицала авангард как направление искусства, а потому надежды на то, что коллекция обретет свой музей или хотя бы выставку, не было. Постепенно квартира Костаки и его дача, где он хранил несколько сотен картин, превратились в своеобразные импровизированные музеи. Посмотреть на коллекцию приходили как простые люди, так и художники, искусствоведы и различные знаменитости. В гости к Костаки во время своего официального визита в Москву приходил даже сенатор Эдвард Кеннеди. В 1976 году в загородном доме Костаки случился пожар. Погибли картины Анатолия Зверева, одного из любимейших художников Костаки, — эту потерю коллекционер переживал тяжело. Пожар, по мнению семьи, не был случайностью — таким образом пытались скрыть кражу. В том, что это был поджог, у родных коллекционера не было сомнений. Ограбление московской квартиры, в результате которого также пропали ценнейшие экспонаты, родственники Костаки также не считали случайным и связывали с тем, что власть все же не могла допустить существование даже неофициального музея запрещенного авангардистского искусства.


Чудесные находки

«На выставке обособленно представлена картина Климента Редько «Восстание», которую Костаки считал самой известной и самой важной работой русского авангарда»»

— Ирина Пронина

На обороте картины, которую коллекционер купил у вдовы художника и передал Третьяковке перед отъездом в Грецию, написано: «Картина века, самое великое произведение революционной России. Георгий Костаки. Москва, 14 апреля 77-го года»

Многие из будущих экспонатов коллекции попадали к Костаки почти случайно. Так, например, известна история о том, как нашлась картина Любови Поповой — ею было заколочено окно на даче у одного из родственников художницы. Приехавший туда Костаки сумел убедить хозяина отдать ему работу лишь после того, как принес взамен лист фанеры. Помимо картин авангардистов Костаки начал собирать иконы, которые в настоящий момент хранятся в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и также будут представлены на выставке в Третьяковской галерее. Интересом к церковной живописи Костаки обязан отцу, человеку глубоко верующему, с которым Георгий Дионисович еще в детстве посещал пасхальные и другие праздничные службы. Он же рассказывал сыну о том, как защищали свои святыни греки во время войны с турками. Потому видеть, как уничтожают церковные ценности в СССР, было для Костаки мучением. Начало же коллекции икон было положено также случайно — в конце 1920-х годов Костаки обнаружил в подвале посольства, где работал, ящики с иконами, крестами, церковными книгами. Вместе с отцом они бережно хранили найденное, а незадолго до смерти старший Костаки отправил ящики в Грецию — там Георгий Дионисович обнаружил их уже во второй раз, вновь почти случайно, в одной из церквей в начале 80-х годов, уже после того, как навсегда покинул Москву.


Выезд из СССР разрешить

Георгий Костаки покинул Россию в 1977 году, так и не осуществив мечту о музее авангарда. По неофициальной версии, отъезд коллекционера был вынужденным — власть не могла больше мириться с существованием такого огромного собрания авангардистов — к тому времени почти 2000 полотен — в открытом доступе в квартире Костаки. Принято считать, что одним из условий получения разрешения на выезд была передача в дар Третьяковской галерее большей части собрания — Костаки оставил в Москве 142 живописных произведения и 692 графические работы. Как бы то ни было, желание и стремление всей его жизни осуществилось хотя бы частично, ведь сам коллекционер всегда считал, что приобретенные им работы должны принадлежать русскому народу и оставаться в стране. Спустя более 30 лет после этого в Третьяковке впервые покажут многие из переданных в дар музею и десятилетиями хранившихся в его запасниках экспонатов коллекции Костаки, без которой не была бы полной история русского искусства.


Справочно:

Выставка ГЕОРГИЙ КОСТАКИ. "ВЫЕЗД ИЗ СССР РАЗРЕШИТЬ…". К 100-ЛЕТИЮ КОЛЛЕКЦИОНЕРА проходит
В период с 12 ноября 2014 по 15 февраля 20915 года.
По адресу: г. Москва, Крымский Вал, 10.
Проездметро «Парк культуры» или «Октябрьская», Троллейбус «Б» или «10» до остановки «Парк культуры им. М.Горького».
Режим работы: 
  • с 10.00 до 19.30
  • кассы до 18.30
  • вход на экспозицию до 18.30
  • выходной – понедельник


Медиагалерея (16 фото)

  • vtbrussia.ru_IMAG3810_2.jpg

    Известен случай, что коллекционер нашел работу Любови Поповой, которой заткнули окно на даче родственников художницы © фото прессс-службы ВТБ.

  • vtbrussia.ru__Костаки_1.jpg

    В квартире коллекционера на Вернадского все пространство занимали произведения искусства. По выходным в гостях у Костаки бывало по 60-70 посетителей. © фото пресс-службы ВТБ.

  • vtbrussia.ru_03.jpg

    Малевич К.С. Портрет М.В.Матюшина. 1913 Холст, масло. 106,5 x 106,5. © «Третьяковская галерея. Дар Г.Д. Костаки, 1977»

  • vtbrussia.ru_04.jpg

    Удальцова Н.А. Гитара. Фуга. 1914.  Холст, масло. 52,5 x 43. © «Третьяковская галерея. Дар Г.Д. Костаки, 1977»

  • vtbrussia.ru_05.jpg

    Экстер А.А. Флоренция. 1914-1915. Холст, масло. 109,6 x 145,5. © «Третьяковская галерея. Дар Г.Д. Костаки, 1977»

  • vtbrussia.ru_IMAG3803_anons.jpg

    Выставка «Выезд из СССР разрешить…» посвящена 100-летию со дня рождения Георгия Костаки. © фото пресс-службы ВТБ

  • vtbrussia.ru_IMAG3815_2.jpg

    Клюн И.В. Кузница в деревне. 1930-е. Бумага, акварель, тушь, кисть, чертежные инструменты. 35×26,5. © фото пресс-службы ВТБ

  • vtbrussia.ru_IMAG3828.jpg

    Г. Костаки: «Я спас большое богатство. В этом моя заслуга. Но это не значит, что спасенное должно принадлежать именно мне или кому-то другому, кому я мог бы завещать свои картины. Они должны принадлежать России, русскому народу…» © фото пресс-службы ВТБ.

  • vtbrussia.ru_IMAG3840_2.jpg

    Портрет Георгия Костаки работы Олега Целкова, 1976 г. В 1977 году коллекционер покинул Россию и уехал в Грецию. Меньшую часть собрания произведений он взял с собой, большую - передал государству © фото пресс-службы ВТБ.

  • vtbrussia.ru_IMAG3850.jpg

    На выставке представлено более 200 экспонатов, среди которых шедевры русского авангарда, в том числе работы Василия Кандинского, Казимира Малевича, Соломона Никритина, Любови Поповой, Климента Редько, Павла Филонова, Марка Шагала и Александры Экстер и др. © фото пресс-службы ВТБ.

  • vtbrussia.ru__игрушек.jpg

    Коллекция народных игрушек начала ХХ века известного актера театра и немого кино Николая Церетели. © фото пресс-службы ВТБ.

  • vtbrussia.ru__игрушек_4.jpg

    Вполне самостоятельными выставками могут быть две коллекции икон и народной игрушки, которые Г. Костаки также передал государству перед отъездом за границу.© фото пресс-службы ВТБ.

  • П.Н. Филонов. Первая симфония Шостаковича. Выставка Костаки

    П.Н. Филонов. Первая симфония Шостаковича. 1935. Бумага, масло. 102,5 x 69,3. © Третьяковская галерея. Дар Г.Д. Костаки, 1977

  • vtbrussia.ru_01.jpg

    Клюн И.В. Пробегающий пейзаж. 1913. Дерево, металл, фарфор, проволока, масло. 78,4 x 62. © «Третьяковская галерея. Дар Г.Д. Костаки, 1977»

  • vtbrussia.ru_02.jpg

    Лентулов А.В. Пейзаж с воротами. Кисловодск. 1913. Холст, масло, бумажные наклейки. 102 x 99,5. © «Третьяковская галерея. Дар Г.Д. Костаки, 1977»

  • vtbrussia.ru__картины_Костаки_(3)_2.jpg

    Георгий Костаки и сам пробовал себя в качестве художника © фото пресс-службы ВТБ.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

12 ноября 2013

«Мы хотим показать настоящую Гончарову, а не ту дикую мазню, которую ей иногда приписывают» От рассвета до заката
«Мы хотим показать настоящую Гончарову, а не ту дикую мазню, которую ей иногда приписывают»

24 октября 2013

Футболисты московского «Динамо» Кокорин и Смолов нарисовали картину в Третьяковской галере Яркий футбол
Футболисты московского «Динамо» Кокорин и Смолов нарисовали картину в Третьяковской галере

16 октября 2013

Кольцо авангардных выставок этой осени в Москве замкнула экспозиция работ Игоря Вулоха Творец белого света
Кольцо авангардных выставок этой осени в Москве замкнула экспозиция работ Игоря Вулоха
Все новости