Гимн оптимизму

18 марта 2010

Гигантская выставка Александра Дейнеки, развернутая в просторных залах Третьяковской галереи на Крымском валу, затягивает в мощный водоворот впечатлений. В живописных полотнах, в графических листах, скульптурах и мозаичных панно – гимны свету, созиданию и непримиримая ненависть к войне и мраку. В осуществлении масштабного проекта музею помог банк ВТБ. «Мы уже восемь лет вместе с Третьяковкой, но ощущение праздника по-прежнему острое, – сказала вице-президент банка ВТБ Евгения Мамсурова, добавив, что для нее Дейнека – художник потрясающий, ослепительный, во многом превосходящий рамки соцреализма».

«Работать, строить и не ныть!» – стихотворная строка одного из плакатов, созданных Дейнекой, – точное и емкое название выставки. Позитивная энергия и радостный энтузиазм не терпят равнодушных. По признаниям сотрудников Третьяковской галереи, над выставкой Дейнеки они трудились как никогда слаженно и бодро, несмотря на внушительный объем работы. Директор галереи Ирина Лебедева особенно поблагодарила реставраторов, «реанимировавших» полотна, долгое время хранившиеся в запасниках. Фильм о том, как это происходило, демонстрируется в одном из залов в режиме нон-стоп. Экспозиция вообще поражает своей масштабностью и разноплановостью: здесь и живопись, и скульптура, и графика, и мультимедиа. О том, как готовилась выставка и чем она порадует и удивит посетителей, рассказала ее куратор Елена Воронович.

Елена, как вы увлеклись творчеством Дейнеки?
– Как и многие, сначала познакомилась с его работами по репродукциям в учебниках, остро почувствовала позитивный настрой «Будущих летчиков» и пронзительный трагизм «Обороны Севастополя» – знаковых картин для тех, кто рос в советское время. Уже позже, в институте, я писала диплом, в котором раскрывалась тема воздуха и воздухоплавания в изобразительном искусстве 1920–1930-х годов, и Дейнека, естественно, попал в круг художников, которых я изучала. У меня давняя любовь к этому автору. Хочется думать, что раз выставка состоялась, значит, мы с ним в чем-то совпали. Предыдущий год у меня прошел исключительно под знаком Александра Дейнеки.

Эта выставка – ваш кураторский дебют?
– Да, и объем работы был очень велик. Много времени, например, потребовала подготовка «Метрокомнаты» – мультимедийной инсталляции, где на специальном подвесном потолке показываются мозаичные панно станции метро «Маяковская» в натуральную величину, выполненные по эскизам Дейнеки в 1938 году. Возникали, конечно, проблемы и с произведениями, и с их транспортировкой, но так обычно бывает со всеми большими проектами. Нам очень помог банк ВТБ. Думаю, что без поддержки меценатов и спонсоров такой затратный проект осуществить было бы невозможно. Мы благополучно прошли все острые моменты, и выставка открылась успешно.

Некоторые разделы выставки открывают зрителям неожиданного Дейнеку. А что стало новым для вас, знатока его творчества?
– Думаю, что это лирическая линия – пейзажи из серии «Сухие листья» 1933 года. Есть версия, что все четыре работы Дейнека написал буквально за один день во время своей поездки по Подмосковью. Картины объединены не только темой, но и каким-то внутренним ощущением, это пейзажи-натюрморты-воспоминания. В них есть что-то щемящее, может быть, идущее из детства, глубокий лиризм и, как это ни странно звучит в отношении натюрморта и пейзажа, даже внутренний психологизм. Выставка дает уникальную возможность увидеть всю серию целиком, потому что одна из картин хранится в собрании Русского музея, другая – в Курской картинной галерее, еще две – в частных собраниях.

А что вас восхищает в характере Дейнеки, в его биографии?
– Сила его духа, сила таланта. В голодные 1920-е годы юноша из Курска едет учиться во ВХУТЕМАС, причем уже имея стаж работы художником и образование, полученное в Харьковском художественном училище и студии в Курске. Приезжает в Москву, учится у Фаворского, режет гравюры, делает абстрактные композиции. И в то же время уже ощущает себя профессионалом. И когда в 1923 году ему предлагают сотрудничество с журналом «Безбожник у станка», он соглашается и вскоре довольно уверенно выступает как иллюстратор нескольких журналов, продолжая заниматься этим вплоть до начала 1930-х годов. Меня поражает его уверенность в себе и то, что любую тему он мог повернуть так, как никто до него не делал. Например, футбол. Казалось бы, что здесь сложного? Но для Дейнеки это был своего рода вызов, потому что он писал так, как не писали до него другие. Художник нашел новый ритмический композиционный ход, и картина обратила на себя внимание критиков буквально на первой же выставке в 1924 году.

Интерес к работам Дейнеки за рубежом достаточно велик. Как бы вы определили значение его творчества в контексте общемирового искусства?
– Хороший вопрос. К сожалению, нам только предстоит на него ответить. Александр Дейнека участвовал в зарубежных выставках советского искусства с начала 1930-х годов. На одной из них он получил приз зрительских симпатий за картину «Девочка на балконе». Когда в 1935 году Дейнека был в творческой командировке в Америке, к нему обращались с заказами и просто приобретали его работы. Советский художник вполне вписался в модернистскую стилистику Запада. Но я бы сказала, что в контексте общемирового искусства Дейнека недооценен. Было бы замечательно, если бы нам удалось показать его в параллели с другими художниками. Мы планируем отвезти эту выставку в Гамбург – возможно, сравнение с западными мастерами откроет новые грани творчества Александра Дейнеки. На мой взгляд, далеко не все зарубежные художники могут выдержать конкуренцию с ним.

Какие работы Дейнеки вы любите больше всего?
– Одна из моих любимых вещей – графический лист «Девочка у окна. Зима» 1931 года. Это иллюстрация к стихотворению Николая Асеева о том, как морозной, холодной ночью в городе выключилось электричество, и люди, оставшиеся без света и тепла, начали замерзать. Но пришли бодрые монтеры и все починили. О девочке, нарисованной Дейнекой, в стихотворении нет ни слова, но эта иллюстрация удивительным образом завораживает особой нежностью. Начинаешь ассоциировать себя с героиней, моментально погружаешься в пространство остывающей комнаты, где девочка, стоя спиной к зрителю, смотрит в окно на морозный черно-белый пейзаж, а у ее ног, рядом с батареей, свернулся щенок. Репродукцию «Зимы» я даже поместила у себя на компьютере на рабочем столе.


Штрихи к портрету

Александр Александрович Дейнека (1899–1969) – выдающийся советский художник. В 1925 году окончил ВХУТЕМАС, в том же году стал одним из лидеров знаменитой группы ОСТ (Общество станковистов), в 1928-м – членом художественного объединения «Октябрь», в 1931–1932 годах был участником Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ). Среди наиболее известных картин – «Оборона Петрограда», «Мать», «На стройке новых цехов», «Будущие летчики», «Сгоревшая деревня», «Сбитый ас», «Раздолье». Автор знаменитых мозаичных панно, в том числе во Дворце съездов, в здании МГУ, на станциях «Маяковская» и «Новокузнецкая» Московского метрополитена. Много работал как иллюстратор. С 1928 по 1963 год преподавал в ведущих художественных вузах. В разные годы был членом президиума, вице-президентом, академиком-секретарем отделения декоративных искусств Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического труда.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости