Художественная археология

30 сентября 2011

Эксперты Государственной Третьяковской галереи в поисках «пропавших» работ Николая Ге

Рентгенография картины «Милосердие»Работа эксперта в Третьяковского галерее – сродни работе археолога. Только если последние орудуют кисточкой и лопатой в поиске пропавших городов, то вторые используют микроскопы и рентген, чтобы найти «пропавшие» элементы под верхним красочным слоем картины. Переоценить эту экспертизу для музея сложно – небольшая ошибка здесь может привести к уничтожению авторского красочного слоя при вполне безобидной реставрации. О своей работе в интервью корреспонденту vtbrussia.ru рассказала заведующая отделом научной экспертизы Третьяковской галереи Лидия Гладкова.

По литературным источникам было известно, что картина «Что есть истина?» написана поверх картины «Милосердие». Основная задача нашей работы заключалась в том, чтобы ответить на вопросы: «Так ли это? Сохранилось ли оно полностью или только часть?». Ведь художник не только переписывал свои работы, но и порой уничтожал их.

Как исследователей, нас очень интересовал Николай Ге: мы подозревали, что будут большие открытия. В 1970 году в Третьяковской галерее проходила крупная выставка Ге, и мы начали собирать по нему материалы – в основном исследовались этюды, эскизы, работы небольшого формата. В итоге в отделе собрали много рентгенографического материала. Взяться тогда за крупные работы возможности не было. А сейчас мы провели исследования крупномасштабных картин – «Что есть истина», «В Гефсиманском саду», «Совесть. Иуда», «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».

Исследовать большую картину в Третьяковской галерее – настоящая проблема, что связано с техническими возможностями отдела. Перенести в лабораторию полотна большого размера не представлялось возможным, поэтому решили проводить исследования в экспозиционном зале. Первое что сделали – провели пробную рентгеновскую съемку. Рентгенографирование – это довольно трудоемкий и интересный процесс: картина кладется на большие подставки живописью вниз, чтобы подрамник не мешал съемке.

Само исследование происходило поэтапно. Для начала исследовали головы Пилата и Христа и участок в центральной верхней части холста. На полученных рентгенограммах мы смогли совершенно точно определить скрытый красочный слой, который не связан с видимой композицией. Следом стали делать рентгенограммы всей картины. Это был сложный процесс – не пропустить ни один фрагмент, чтобы потом мы могли их собрать, и на выходе получилась целая картина. Несмотря на очень точную разметку, некоторые фрагменты накладывались один на другой, а некоторые были пропущены: площадь большая, а рентгенограмма только 30Х40 см.

Кракелюр. В трещинах картины виден красочный слой «Милосердие»Всего мы сделали тридцать три снимка. После этого началась настолько интересная и занятная работа, что хотелось как можно быстрее получить результат. Сборка рентгенограмм производилась, в основном, на компьютере. В результате долгой и кропотливой работы мы смогли четко выделить женскую фигуру нижнего красочного слоя (прежде всего, складки платья и руку, прижатую к груди) воспроизведенную на фотографии картины «Милосердие». Рентгенографическое исследование установило, что платье написано со значительным количеством белил, рентгенофлуоресцентный анализ определил их как свинцовые.

Кстати, еще до рентгенограмм, мы исследовали картину под микроскопом. На участках, где были видны достаточно большие разрывы красочного слоя, обнаружили другой колорит. Видимый красочный слой коричневого оттенка, а под ним – зеленые, оранжевые и голубые тона. Это подтвердило наши ожидания, что внизу находится пейзаж с зеленой листвой. Мы зафиксировали это с помощью макрофотосъемки. Я не уверена, что Н.Н. Ге сразу написал «Милосердие», скорее всего, переписывал его. Проведенные исследования показали, что голова Христа, изображенная на нижнем красочном слое, была удалена автором. На наше счастье, художник не счистил картину полностью, что и позволило нам ее обнаружить.

В итоге мы объединили все наиболее читаемые фрагменты и получили конкретный материал, который доказывает, что картина «Что есть истина?» была написана художником по картине «Милосердие». Из литературы известно, что у Ге абсолютно не выходило лицо Христа, он никак не мог противопоставить его образ надменному Пилату. Все время думал, как должны смотреть глаза, каким делать поворот. На этом холсте лицо Христа написано поверх девичьего. Художник оставил его и стал преображать мазками, фактурой. На этом участке красочный слой «сморщенный», образовалось так называемое сгрибливание, видимо, художник очень спешил и не давал краскам просохнуть.

Картина Н.Н. Ге «Что есть истина?»

Срок исследования был ограничен двумя месяцами, наш график работ был связан с графиком работ реставраторов. Ввиду того, что одновременно с нами параллельно проводились работы по исследованию других картин Ге, этот срок оказался очень мал, но, несмотря на это, мы смогли получить результаты и фактически подтвердить наличие картины «Милосердие».

Николай Ге по технологии очень сложный художник. Он всегда искал себя, не останавливался и говорил, что художник не должен жалеть свои картины, что это тупиковый путь. Известна история о том, что Павел Михайлович Третьяков уже купил, но еще не забрал полотно «В Гефсиманском саду», а Н.Н. Ге пытался его дорабатывать, но тут вмешались жена художника и его невестка и настояли на том, что картину нужно отдать такой, какая она есть, а замысел свой выразить на новом полотне.

Невозможно разделять художников по сложности работы. Мы собираем данные по технике живописи того или иного мастера: холст, грунт, рисунок, красочный слой, лаковый покров. Выявляем метод работы художника, его индивидуальный почерк. Это важно для экспертизы, так как ряд технологических признаков помогает в сложных случаях при определении авторства.
Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости