«Биография Николая Ге»

20 декабря 2011

Художник Николай Ге не разменивался на мелочи и не шел навстречу публике. А время, потраченное на заказные портреты ради заработка, считал потерянным для творчества. Его интересовали библейские темы и философские вопросы.

Первые работы

Николай Ге родился в 1831 году в Воронеже.

Николай Ге родился в 1831 году в Воронеже. Его предки – французские дворяне, бежавшие от революции в Россию в конце XVIII века. Ранее детство Ге прошло в деревне. Гимназическое образование он получил в Киеве, там же поступил на физико-математический факультет университета. Но в точных науках быстро разочаровался и продолжил обучение уже в Академии художеств в Санкт-Петербурге. В 1857 году работа «Саул у Аэндорской волшебницы» принесла ему большую золотую медаль и командировку в Италию. 

На берегах средиземного моря Николай Ге оставался много лет. Там он путешествовал, изучал искусство и продолжал писать. Среди работ этого периода – «Смерть Виргинии», «Любовь Весталки» и «Разрушение Иерусалимского храма». Однако, работа не приносила художнику удовлетворения. Его стали посещать чувство бесцельности и бессилия собственного искусства. Ге вспоминал: «Я хотел поехать в Россию и сказать, что потому ничего не привез, что убедился в отсутствии у себя таланта художественного». Однако это настроение исчезло после посещения Сикстинской капеллы. Там он познакомился с фресками Микеланджело. Особенное впечатление произвел на него «Страшный суд» великого итальянца. 

Именно эта работа разбудила в Николае Ге интерес к Евангелию, не оставлявший художника до конца жизни. Сюжеты на библейские темы стали основой его творчества и подарили художнику, как заслуженную славу, так и ярую критику. В 1861 году Ге начинает работу над картиной «Тайная вечеря», а в 1863 выставляет ее в Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Картина вызвала одобрение и ажиотаж в столице. Полотно приобрел император Александр II, что только увеличило славу Ге. Но были и холодные отзывы поборников крайнего православия. 

Спустя год Ге возвращается во Флоренцию. Там он пишет множество эскизов и портретов. Среди них портрет Герцена, с которым художник сблизился за границей. Но главной темой творчества остаются евангельские сюжеты. Две большие работы «Вестники Воскресения» и «Христос в Гефсиманском саду» он последовательно отправляет в Санкт-Петербург. Обе картины оказываются под запретом церковной цензуры и вызывают равнодушие публики. А фигуру Марии Магдалины в «Вестниках Воскресения» критика сравнивает с летучей мышью.

Непонятые искания

Такой прием работ для Николая Ге оказался неожиданным и шокирующим. Только спустя два года, вернувшись в Санкт-Петербург, он принимается за следующую большую картину. На этот раз Ге отходит от религиозной тематики и снова обращается к истории. Но уже к прошлому России. На первой выставке передвижников 1871 года он представляет публике полотно «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Успех невероятный. Еще до открытия экспозиции работу приобретает Павел Третьяков

«Я был не один, и вот передо мной тяготел вопрос: как жить? Искусство мало дает, искусством нельзя торговать», – вспоминал художник. Нескольких исторических картин хватило, чтобы выбраться из этого круга. Но бытовой жанр не устраивал Ге, ему хотелось более масштабных задач. Для того, чтобы их реализовать нужно было обеспечить существование свое и семьи. Поэтому в середине 1870-х годов он приобрел хутор Ивановский на Украине и перебрался жить и работать туда. Но даже в Ивановском ему приходится писать портреты окрестных помещиков ради заработка.

Ивановский отшельник

Полузатворническая жизнь Николая Ге только подкрепила его репутацию человека довольно странного и непонятного. Раз в несколько лет он писал по большому полотну и выставлял его в Санкт-Петербурге. Картина за картиной вызывала скандал и цензурный запрет. Но не только от официальной церкви страдал художник. Среди многих его коллег распространилось мнение, что он разучился работать с натурой и все выдумывает из головы. Однако многочисленные графические эскизы этого времени и воспоминания свидетельствуют об обратном. Так, работая над картиной «Распятие», живописец подвешивал натурщика на крест и уходил из мастерской. Только когда человек на кресте по-настоящему начинал мучиться от боли во всем теле, живописец принимался за работу. Его целью было переосмыслить классические принципы изображения Христа. Он изображал Христа человеком, которого долго истязали и ведут истязать дальше. А потому и выглядеть он в этот момент может отнюдь не прекрасным. 

В 1882 году Николай Ге прочитал статью Льва Толстого, посвященную переписи населения в России. «Я нашел здесь дорогие для меня слова. Толстой посещал подвалы и, видя в них несчастных, пишет: «Наша нелюбовь к нищим – причина их плохого состояния». Впечатление от прочитанного было столь сильным, что Ге отправился в Москву «обнять этого великого человека». Спустя два года он выполнил портрет писателя, а позже взялся за иллюстрации к «Краткому Евангелию» и рассказу «Чем люди живы». 

Живя в Ивановском, Николай Ге пишет ряд работ на религиозную тему. Среди них «Выход с Тайной вечери», «Иуда» (Совесть), «Суд Синедриона. «Повинен смерти», «Распятие» и «Что есть истина?». Последняя вызвала огромный скандал. Цензура сняла ее с выставки сразу после открытия. Увидеть полотно смогли только первые посетители. Одним из них был писатель Николай Лесков. Он писал Ге: «Картину Вашу видел и много ею утешен. Лицо Христа превосходно отвечает его характеру и выражает его. Всю мою жизнь я искал такого лица и, наконец, увидел на Вашей картине. Вы писали его, значит, с истинным вдохновением, которое и обрадует ищущих и любящих истину». Другой литератор, Мордовцев, писал: «Вообще последняя картина Ге – удивительное произведение. Любопытно только знать, видел ли картину Лев Толстой». 

Толстой работу видел и, буквально, заставил Павла Третьякова приобрести ее для галереи. «Выйдет поразительная вещь», – писал Толстой. «Вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства, живописи и собрали подряд все для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете всё, только не её. Для меня это просто непостижимо, простите меня, если оскорбил вас, и постарайтесь поправить свою ошибку, если вы видите её, чтобы не погубить всё своё многолетнее дело». 

Скончался Ге на своем хуторе 1 июня 1894 года. Живописец, оставшийся непонятым при жизни, и предвосхитивший во многом художественные искания начала двадцатого века.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости