Столкновение с бездной

22 октября 2013

В ГМИИ им. Пушкина на Волхонке открылась выставка «Валентин Юдашкин. Мода в пространстве искусства»

Женщины от моды обретают крылья, превращаются в богинь и теряют голову. © Пресс-служба ВТБ

Женщины от моды обретают крылья, превращаются в богинь и теряют голову. © Пресс-служба ВТБ

Выставка нарядов – всегда яркое зрелище, но насколько уместно модное дефиле между гробниц, как смотрятся стилистические ухищрения кутюрье возле святынь классического искусства и насколько высокой покажется мода при столкновении с той бездной вкуса, которую накопило человечество за тысячи лет? Хотя Пушкинский музей и Дом моды Valentin Yudashkin никогда прежде не выступали с совместными проектами, для музея это не первый эксперимент, скрестивший историю искусства и моду, – под его крышей уже побывали платья Домов Chanel и Dior. Юдашкин тоже имеет музейный опыт: пять лет назад он представлял выставку «Тайны Haute Couture» в Историческом музее. О том, что ждет посетителей Пушкинского музея на выставке, организованной при спонсорском участии ВТБ, и почему это именно музейный проект, рассказывает Валентин Юдашкин и рассуждает корреспондент VTBRussia.ru

Исторический момент

Валентин Юдашкин добился успеха в том числе и за счет искусной «театрализации» своих  «исторических произведений». © Дом моды Валентина Юдашкина«Я бы не стал называть это выставкой или отчетной юбилейной ретроспективой – скорее, это арт-проект, который совпал с 25-летием нашего Модного дома. Нам не выделяли пустого пространства, на котором можно было строить с нуля. Мы должны были вписаться в постоянную экспозицию: подобрать костюмы, соответствующие представленным в залах историческим эпохам. То есть мы искали связи между моими коллекциями и музейными шедеврами».

Платья от-кутюр всегда были главным коньком Валентина Юдашкина. Он дебютировал в 1987 году и уже спустя четыре года, в 1991-м, представлял свою коллекцию на Парижской неделе высокой моды. Коллекция называлась «Фаберже» и подробно цитировала знаменитые сувениры, которые сто лет назад российский император имел привычку преподносить на Пасху в подарок двум императрицам, жене и матери. С тех пор «яйца Фаберже» вошли в историю как символ умопомрачительной роскоши и изящества отделки. Они стали таким же символом русского шика, как соболья шуба и стерляжья икра.

Париж, как жадная щука, моментально заглотил наживку. Для русского дебюта тема была выбрана беспроигрышно! В меру аутентичная, в меру экспортная – практически такое же попадание в яблочко, как представленные в 1909 году Дягилевым на «Русских сезонах» «Половецкие пляски».

«Мода – это сиюминутное понимание. А искусство костюма от-кутюр – это то, что имеет художественную ценность и исторические связи»

— Валентин Юдашкин

О том, что выстрел в цель попал не случайно, а был частью виртуозно просчитанного плана, говорят названия коллекций Валентина Юдашкина: «Русь изначальная», «Петровский бал», «Екатерина Великая», «Балет», «Король-Солнце», «Русский модерн», «Натюрморт», «Ар-деко», «Врубель». Все темы широко известные на Западе, строго укладывающиеся в стереотипы того, что хотят знать «о нас они».

Кульминацией экспозиции стало платье «Невская ограда Летнего сада» из коллекции «Путешествие из Петербурга в Москву». © Пресс-служба ВТБУже спустя пять лет Валентин Юдашкин стал первым русским членом-корреспондентом Синдиката высокой моды, а несколько его платьев заняли места, достойные оригинальных изделий Карла Фаберже: одно платье попало в Музей костюма Лувра, другое отправилось в Калифорнийский музей моды.

Tаким образом, Юдашкин вступил в клан избранных мастеров, создающих одежду для элиты: основателем синдиката был легендарный модельер Чарльз Фредерик Ворт, одевавший во второй половине XIX века всю европейскую знать, включая представителей девяти королевских дворов.

История – эта ткань, из которой Юдашкин скроил свою славу, исторический момент присутствует во многих его коллекциях, а посему и в Пушкинском музее эти необычные «посетители» не выглядят такими уж чужаками. Да, их «образование» не назовешь классическим, но тем более уместен их визит в музей, как попытка разобраться в собственных истоках.

На высокой ноте

Валентин Юдашкин: «Очень люблю скульптуру – большая часть моей коллекции прозвучит именно в залах скульптуры». © Пресс-служба ВТБ«Мода – это сиюминутное понимание. А искусство костюма от-кутюр – это то, что имеет художественную ценность и исторические связи. В Пушкинском музее мы представляем именно кутюрные платья и аксессуары. Есть несколько вещей из коллекций готовой одежды, но они также по-своему уникальны и являются символами своих эпох».

Если Париж Юдашкин брал пушечными выстрелами, то Москва сдалась сама. С 1994 года в Москве стали проходить Недели высокой моды: по большому счету – праздничные шоу концертного формата с участием приглашенных европейских Домов моды, нескольких российских дизайнеров и обязательным дефиле от Юдашкина. Для российской публики начала девяностых это было первое знакомство с миром моды. Так сложился свой собственный, оригинальный российский модный архетип, сотканный из костюмных драм, музейных экспонатов и почерпнутых из кино представлений о красивой жизни: публика хотела видеть неземных женщин в мехах и перьях, «райских птиц» и «сказки тысячи и одной ночи». И такие яркие театрализованные представления с «птицами», византийской вязью, великолепием Востока и историческими аллюзиями ей ежегодно устраивал закрывавший Неделю Юдашкин. Зрители отвечали искренней взаимностью: заполненный до отказа огромный концертный зал, достойные мировой оперной премьеры аплодисменты и плывущие с дальних рядов к подиуму букеты. Как бы то ни было, Юдашкин отнюдь не чужд искусству в классическом понимании этого слова, а театральному искусству – так уж точно. Платья выходят из моды, но шоу продолжается в Пушкинском музее.

Десять лет, которые потрясли мир

Платья Юдашкина легко нашли свое место в искусстве. © Пресс-служба ВТБ«Из исторических стилей очень люблю бидермайер, пушкинское время: я защищался по этой теме. Это очень короткая эпоха, буквально десятилетие, но потрясающе красивая. Конечно, мне нравится русский ампир. И еще очень люблю скульптуру – большая часть моей коллекции в рамках арт-проекта прозвучит именно в залах скульптуры».

В счастливой творческой биографии Валентина Юдашкина тоже случились волшебные десять лет, совпавшие с юностью новой страны. На фоне стремительных перемен и судьбоносных событий Юдашкин одним махом преодолел расстояние, на которое другие тратят полжизни. Все объяснялось просто: новой элите нужен был свой новый мастер. Слава Зайцев, Александр Игманд были прочно связаны с прежней, советской элитой и потому в расчет не шли.

«Из исторических стилей очень люблю бидермайер, пушкинское время: я защищался по этой теме»

— Валентин Юдашкин

Вызов времени был брошен, и молодой и амбициозный юноша из Подмосковья принял его. От кооператива-ателье и открытой в 1988 году небольшой фирмы «Vali-Мода» – до собственного Дома со всеми признаками настоящей модной империи, от первой коллекции для российских участников конкурса причесок и макияжа в Познани – до парадных мундиров для Российской Армии, от первого потрясения Парижем в 1988-м – до собственного парижского шоу-рума на rue de Castiglione, от фотовыставки в АПН в 1986-м, где были представлены его 20 льняных моделей, – до юбилейных экспозиций в Историческом и Пушкинском музеях. Теперь каждое свидание с Valentin Yudashkin, Домом и человеком, – это встреча с юностью нашей страны, можно сказать – встреча с историей.

Для первой звезды

Валентин Юдашкин: «Мы искали связи между моими коллекциями и музейными шедеврами». © Пресс-служба ВТБ«Для афиши нашего проекта мы выбрали платье в античном стиле – белое, изящно задрапированное. В нем есть что-то от стройности архитектуры Пушкинского музея, его колонн. Мы постарались отразить самые важные исторические эпохи, повлиявшие на современную моду: античный период – это костюмы, где читаются драпировки, византийский период – у меня была византийская коллекция, готика, ренессанс, барокко…»

С барочной роскошью обставлялись и кулуарные показы Модного дома на Кутузовском проспекте – их в полном составе посещали представители звездного бомонда во главе с Пугачевой. Как обстояли дела с «первыми дамами государства», одевать которых первому кутюрье страны положено по статусу, тоже не секрет: еще в начале карьеры Юдашкин успел кое-что сшить для Раисы Горбачевой, а потом его постоянной клиенткой стала Светлана Медведева, почтившая своим присутствием и открытие юбилейной выставки в Пушкинском музее. Своим чередом поступали и «госзаказы» – Юдашкин разрабатывал униформу для «Аэрофлота», костюмы для олимпийских сборных, а в 2008 году – новую форму для Российской Армии: «Главная идея была в том, что это армия победителей, армия знаменитых полководцев и маршалов, Суворова, Жукова… в искусстве должна быть преемственность».

Чего больше в преемственности, которую ищет Юдашкин в музее изобразительного искусства, – пересечений или параллелей, – судить посетителям экспозиции, но исторические личности – неотъемлемая часть его работы.

Империя Валентина Юдашкина

Дефиле коллекции «Линия» заставляет задуматься о вечных ценностях и о тех, что всегда в цене. © Пресс-служба ВТБСегодня Дом Valentin Yudashkin вырос до полноценной модной империи, выпускающей одежду haute couture и pret-a-porter, аксессуары, ювелирные украшения и духи, джинсовую линию, коллекции меха, товары для дома и аксессуары. Есть даже собственные «знаковые» сумки – своего рода реплика на легендарные сумки Birkin, Lady Dior или 2.55 парижских гранд-домов Hermes, Dior и Chanel. В общем, «полный производственный цикл».

Теперь на правах патриарха российской моды Валентин Юдашкин участвует в проектах, связанных с сохранением народных промыслов России, курирует образовательные учреждения и является художественным руководителем московского Музея Моды, где хранится 220 подаренных им городу костюмов: все в рамках классических канонов и идеи «преемственности в искусстве». Так что музейному делу Валентин Юдашкин не чужд.

«Специально для экспозиции мы ничего не создавали – все платья архивные, мы их приводили в порядок, где-то по необходимости корректировали. В общей сложности будет 85 костюмов, некоторым из них по 20, 25 лет. Подробно рассказывать о них я не хотел бы – пусть люди увидят сами, и у них сложится свое видение того, как эпоха влияет на современный костюм. Не может быть ничего без истории», – скромно заявляет виновник двойного торжества. 14 октября Валентину Юдашкину исполнилось 50 лет. 


Для справки

Юдашкин Валентин Абрамович, родился 14 октября 1963 года в поселке Баковка, Московской области, художник-модельер, народный художник России, кавалер Ордена Почетного легиона Французской Республики. Основатель Дома моды Valentin Yudashkin. С 1992 года – член-корреспондент Ассоциации Высокой моды Парижа, имеющий давних поклонников и клиентов в Европе, Америке, Индии и в арабском мире. Много лет Дом моды представляет коллекции Haute Couture на подиумах Парижа, Милана, Нью-Йорка и Москвы. Большинство дизайнеров приходят к Неделям высокой моды после многих лет работы на производственном поле pret-a-porter: сначала – «готовое платье» и работа на массового покупателя и только потом – штучные «платья для избранных». У Валентина Юдашкина история складывалась с точностью до наоборот: он практически сразу, без долгих предварительных «распевок» взял «высокую ноту». Сегодня Valentin Yudashkin – это коллекции готовой одежды уровня pret-a-porter de'luxe, широкий спектр аксессуаров, джинсовая линия, ювелирная коллекция и именные часы, линия товаров для дома, свадебный салон, студия именного интерьера. Произведения высокой моды хранятся в Музее костюма Лувра, музее Метрополитен в Нью-Йорке, в Калифорнийском музее моды, в Государственном Историческом музее в Москве, в Международном музее Олимпийских игр и в частных коллекциях по всему миру.


Медиагалерея (7 фото)

  • vtbrussia.ru_01_Iudashkin.JPG

    Женщины от моды обретают крылья, превращаются в богинь и теряют голову. © Пресс-служба ВТБ

  • vtbrussia.ru_02_Iudashkin.JPG

    Валентин Юдашкин добился успеха в том числе и за счет искусной «театрализации» своих  «исторических произведений». © Дом моды Валентина Юдашкина

  • vtbrussia.ru_03_Iudashkin.JPG

    Кульминацией экспозиции стало платье «Невская ограда Летнего сада» из коллекции «Путешествие из Петербурга в Москву». © Пресс-служба ВТБ

  • vtbrussia.ru_04_Iudashkin.JPG

    Валентин Юдашкин: «Очень люблю скульптуру – большая часть моей коллекции прозвучит именно в залах скульптуры».  © Пресс-служба ВТБ

  • vtbrussia.ru_05_Iudashkin.JPG

    Платья Юдашкина легко нашли свое место в искусстве. © Пресс-служба ВТБ

  • vtbrussia.ru_06_Iudashkin.JPG

    Валентин Юдашкин: «Мы искали связи между моими коллекциями и музейными шедеврами». © Пресс-служба ВТБ

  • vtbrussia.ru_07_Iudashkin.JPG

    Дефиле коллекции «Линия» заставляет задуматься о вечных ценностях и о тех, что всегда в цене. © Пресс-служба ВТБ

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

16 октября 2013

Ирина Лебедева, директор Государственной Третьяковской галереи: «Мы со скандалистами не объясняемся, мы организуем серьезные выставки» Третьяковка в авангарде
Ирина Лебедева, директор Государственной Третьяковской галереи: «Мы со скандалистами не объясняемся, мы организуем серьезные выставки»

15 октября 2013

Фоторепортаж об открытии выставки Валентина Юдашкина в Пушкинском музее Наряды вне очереди
Фоторепортаж об открытии выставки Валентина Юдашкина в Пушкинском музее

1 июня 2012

Ирина Антонова, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Сначала я страдала в этом доме. А потом вросла» Искусство невозможного
Ирина Антонова, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Сначала я страдала в этом доме. А потом вросла»
Все новости