«Мой старший внук с четырех лет посещает наш музей, он его фанат»

14 июня 2017

Марина Лошак — о выставке «Венеция Ренессанса», большой осенней инсталляции и о том, как привить внукам любовь к искусству 

Банк ВТБ уже много лет оказывает поддержку ГМИИ им. А.С. Пушкина. В последние несколько лет дружба стала более крепкой, и Банк ежегодно поддерживает несколько крупных выставок. 

— Какие ближайшие выставки планирует к запуску музей и что, как вам кажется, станет сенсацией 2017 года?
— Девятого июня мы открыли, как мне кажется, очень красивую и волнующую выставку, посвященную старому венецианскому искусству, которая называется «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России». На примере трех великих художников того времени мы со свойственной нашему музею глубиной рассказываем о городе того времени, о художниках Венеции. Мы говорим об эпохе появления искусствоведения. Это большая выставка, которая будет проходить в течение всего лета.

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак на выставке «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Картины из собраний Италии и России» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина © Александр Щербак, ТАСС — Говорят, что куратор выставки Виктория Маркова сделала открытие, связанное с работой Тициана «Венера и Адонис». Расскажите о нем.
— Не хотелось бы опережать события. Ведь так редко бывает, когда искусствоведу — любому, а тем более связанному с искусством, которое исследуют в течение столетий, — может посчастливиться совершить открытие. Виктория Маркова сделает несколько образовательных и лекционных программ и очень подробно вместе с коллегами расскажет о своей работе. Это будет связано и с вопросами реставрации, и с исследованием вещи, и с тем путем, который прошла картина. Такого рода открытия — это всегда детективный роман, полный неожиданных поворотов.

— Какие большие мероприятия планируются на осень?
— Одиннадцатого сентября мы откроем выставку, посвященную юбилею революции. Мы решили, что дадим слово одному из самых известных современных художников — китайскому художнику Цай Гоцяну, который известен своими работами с порохом. Цай Гоцян создает крупнейшие ландшафтные пороховые инсталляции и известен как главный художник пекинской Олимпиады.
Он представит инсталляцию в главном выставочном пространстве Пушкинского музея (в Белом зале и на главной оси). Зрители, которые придут в Пушкинский в эти дни, могут не узнать музей: вход будет изменен совершенно. Посетителей ГМИИ будет встречать не классический портик музея, а закрывающая его гигантская инсталляция из нескольких сотен берез, которые будут возвышаться вдоль лестницы, а стоять они будут в детских колясках и колыбельках, которые мы уже начали искать среди наших зрителей.

И я хочу обратиться к тем людям, которые готовы поучаствовать в этом проекте: приносите те коляски и колыбельки, которые были частью вашей жизни. Нам очень важно, чтобы эти предметы были уже использованными. Потому что смысл выставки — говорить об индивидуальной жизни каждого человека, когда те или иные революционные потрясения касаются его. О том, что человеческая жизнь всегда важнее идей, что она самоценна.

Также осенью, 24 октября, мы впервые представим выставку очень любимого и известного уже в России экспрессиониста и модерниста XX века Хаима Сутина. Мы делаем этот большой проект с музеем д’Орсе. Вместе с кураторами музея Оранжери, филиала д’Орсе, мы покажем не только творчество самого Сутина, но и работы Фрэнсиса Бэкона и Марка Ротко — самых разных художников, которые были продолжением большой традиции, которую сумел создать маленький еврейский мальчик из белорусского местечка, превратившийся сначала в великого французского художника, а потом большого художника XX века.

— Вы — коллекционер наивного искусства. Считаете ли вы, что и сегодня многие художники-самоучки несправедливо оставлены в тени? Обязательно ли творцу иметь профильное художественное или архитектурное образование?
— Смотря какую задачу ставит перед собой творец. Если он просто живет, думает, как художник, лично я считаю, что он художник. Я обожаю наивное искусство, так как, на мой взгляд, оно самое искреннее, самое трогательное, самое человеческое.
Но если перед художником стоит задача, связанная с профессиональным искусством, мне кажется, очень важны технические навыки, которыми должен владеть художник. Их можно применять или не применять, но понимание и знание необходимы, на мой взгляд.

Марина Лошак у картины «Натюрморт», представленной на ретроспективной выставке «Джорджо Моранди. 1890-1964» © Станислав Красильников, ТАСС — Сейчас многие молодые люди мечтают работать в сфере искусства. Что бы вы могли им посоветовать, какими качествами должен обладать человек, чтобы сделать карьеру в этой сфере?
— Конечно, сейчас не хватает визионеров, не хватает креативных людей, которые могут не пытаться быть похожими, а умеют создавать новые смыслы. Надо быть, конечно же, образованным человеком, человеком думающим, сопереживающим, слышащим, неленивым. И прежде всего быть человеком осознанным.

— Как вы прививаете любовь к искусству своим внукам? Строгая вы бабушка или добрая?
— Последнее время я вообще уже не бабушка, не мама, не жена – я живу в музее! (Смеется.) А вообще, я очень добрая, мне так кажется: и мама очень добрая, и бабушка, и директор.

У меня чудесные мальчики, ничего специального им никто не прививает. Мне кажется, что вообще специально ничего прививать невозможно, можно просто жить в какой-то атмосфере и среде, которая сама по себе все производит. Мой старший внук с четырех лет посещает наш музей. Он его фанат и все время мучает меня советами, как сделать ГМИИ лучше. Матвей переполнен чудесными маркетинговыми идеями.

— Как вы думаете, какими будут музеи через сто лет?
— Это интересный вопрос, мне даже интересно, каким будет музей через 10 лет. Все представляют себе невероятные технические возможности, говоря о будущем, а мне кажется, как любителю романов Брэдбери, что все наоборот: человек очень скоро насытится техническими возможностями и захочет оказаться в другом, аутентичном мире. Где ценность листания книжки станет гурманством, а музеи опять вернутся к немассовому, уникальному и индивидуальному.


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

7 июня 2017

<p>Главной летней выставке Пушкинского музея — посвящается</p>
Пять причин посетить выставку «Венеция Ренессанса»

Главной летней выставке Пушкинского музея — посвящается

17 мая 2017

<p>10 самых страшных картин художника</p>
Верещагин: послание человечеству

10 самых страшных картин художника

27 января 2017

Путеводитель по самым интересным выставкам Москвы и Санкт-Петербурга Главные выставки 2017 года
Путеводитель по самым интересным выставкам Москвы и Санкт-Петербурга
Все новости