Закулисье Мариинки

24 мая 2011

Корреспондент сайта vtbrussia.ru заглянул за сцену Мариинского театра

В преддверии одного из самых ярких и масштабных культурных событий лета – фестиваля «Звезды белых ночей» – корреспондент сайта ВТБ заглянул за кулисы Мариинского театра, на сцене которого развернутся главные события культурного форума.

Первое, что поражает в Мариинском театре – его размеры. Вдруг оказывается, что открытая для всеобщего обозрения часть, наверное, одна пятая от общего пространства. Разумеется, немало интересного находится по обе стороны занавеса, да и сам занавес представляет исключительный интерес. Он создан по эскизам выдающегося театрального художника Александра Головина в 1914 году. Кстати в 1952 в ходе ремонта интерьера театра художником Симоном Вирсаладзе были изменены цвета драпировки зрительного зала с темно-красного на сине-голубой.

Еще одна визитная карточка театра – огромная люстра, освещающая зрительный зал. Она появилась здесь в 1860-х годах. Люстра состоит из бронзового каркаса, двадцати трех тысяч хрустальных подвесок и весит две с половиной тонны. Ежегодно при помощи специальной лебедки ее спускают с двадцатиметровой высоты вниз, чтобы вымыть и заменить лампочки. Интересно, что это уже третья люстра в зрительном зале. Первая, масляная, стала причиной пожара в 1850-х годах. Ее место заняла английская газовая люстра из белого хрусталя. Но огромный светильник заслонял сцену зрителям верхних ярусов, а продукты горения делали пребывание там невыносимым.

Интерьер Мариинского театра создавали лучшие художники своего времени. По эскизам профессора Дузи живописцем Фрачиоли был выполнен яркий плафон, изображающий полдень – двенадцать пасторальных девушек, танцующих с купидонами, и двенадцать медальонов с портретами русских драматургов – Капниста, Фонвизина, Озерова, кн. Шаховского, Гоголя и другие. Но что делают в музыкальном театре портреты писателей? Все дело в том, что изначально Мариинка задумывалась, как общая сцена для множества театров северной столицы. И только много позже на его сцене остались исключительно оперы и балеты. Особенность Мариинского театра – сочетание традиций и новаторства. И достигается это не только репертуаром. Например, здесь сохранился особый наклон сцены. Когда-то это было общей практикой и использовалось для того, чтобы соблюсти пропорции декораций. Сегодня этот наклон заставляет балерин дополнительно тренироваться, и потому даже сцены репетиционных залов выполнены аналогичным образом. Справа и слева от сцены расположены Директорская и Великокняжеская ложи. Последняя имела свой подъезд и незаметную дверцу в женские гримерные комнаты. Кстати, о гримерках: Мариинский театр – один из немногих, где до сих пор сохранилось разделение на женские и мужские стороны.

Первое, что бросается в глаза, когда попадаешь за сцену, огромная стена с проемами и арками. Это старая внешняя стена, оставшаяся в театре после реконструкции второй половины XIX века. Рядом с ней проходят рельсы, прозванные в театре «дорогой жизни». По ним к сцене подвозят декорации. Выше висит несколько колоколов – обязательный атрибут некоторых русских опер. Таких как «Борис Годунов» или «Хованщина». Здесь же неподалеку располагается бутафорский цех. На многочисленных полках лежит все, что нужно для создания особого мира на сцене: от крысиных масок «Щелкунчика» по эскизам Михаила Шемякина, до зеркальных фигур лебедей из «Лебединого озера». Если выйти из бутафорского цеха и подняться выше по лестнице, из «мужской» в «женскую» части театра можно пройти по специальному мостику. Главное тут не смотреть вниз и держаться за перила. Отсюда недалеко и до одного из самых легендарных мест театра – круглого головинского зала. Именно там, под куполом театра, прямо над зрительным залом создаются мягкие декорации для спектаклей.

Для того, чтобы следить за работой, над огромными полотнами, в зале построен специальный мостик. Именно здесь работали Головин, Бенуа, Билибин, Коровин, Федоровский, Вирсаладзе. В этом зале еще сравнительно недавно оставались следы обведенных ступней Федора Шаляпина. Они обозначали место, куда Александр Головин ставил великого певца для работы над серией его портретов. Сюда же часто заходили практически все знаменитые поэты Серебряного Века от Вячеслава Иванова до Александра Блока. Здесь же произошла легендарная ссора поэтов Николая Гумилева и Максимилиана Волошина из-за поэтессы Черубины де Габриак (Елизаветы Дмитриевой), окончившаяся бескровной дуэлью на Черной речке.
Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости