Современная классика

25 мая 2012

Валерий Гергиев: «В новой редакции «Бориса Годунова» мы показываем приметы нашего времени!»

Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. © РИА Новости. Владимир Вяткин.Валерий Гергиев рассказал журналистам о новой постановке оперы «Борис Годунов», обещающей стать одной из самых резонансных премьер XX фестиваля «Звезды белых ночей». Премьера – сегодня, 25 мая. За дирижерским пультом – Валерий Гергиев. Режиссер – Грэм Вик.

Пресс-конференция Валерия Гергиева, посвященная открытию XX фестиваля «Звезды белых ночей», состоялась в Мариинском театре 24 мая 2012 года. Отдельное внимание художественный руководитель Мариинки уделил предстоящей премьере оперы «Борис Годунов». Знаменитая опера будет представлена в первоначальной, авторской редакции, отклоненной Мариинским театром в 1869 году.

Новая редакция появилась спустя два года. В ней композитор отказался от сцены у Собора Василия Блаженного, добавил «польский акт» и «битву под Кромами». С 1874 года опера пережила в Мариинском-Кировском театре 10 постановок. Тем не менее, авторскую версию 1869 года зрители смогли увидеть лишь спустя почти 130 лет с момента ее создания. Только в 1997 году Александр Адабашьян, а в 2002 году – Виктор Крамер обратились к первоначальному тексту произведения. Теперь любители оперы получат еще одну возможность познакомиться с исходным замыслом великого композитора.

Сцена из оперы «Борис Годунов» в постановке Грэма Вика. © Рустем Адагамов (drugoi)По словам Гергиева, сегодня на сцене будут параллельно идти две версии. «Мусоргский принес законченную работу, но театр, имея дело с молодым композитором, счел, что ему нужно что-то объяснить. Думаю, многие сказали одну и ту же фразу: «А где же женские персонажи, как насчет любви?».

Опера «Борис Годунов» в измененном виде увидела свет в 1874 году. Премьера состоялась на сцене Мариинского театра. «Каждый раз думаю о том, что значит ставить на сцене произведение, которому эта сцена дала жизнь, – заметил Валерий Гергиев. – Спектакль может быть как-то по-новому прочитан, приближен к современности. Мы сможем отразить не только совершенно гениальные музыкантские находки Мусоргского, но и приметы нашего времени». По словам художественного руководителя театра, каждая новая постановка должна отличаться от предыдущих. Несмотря на то, что оперу восстановили на исторической сцене Мариинки, по мнению Гергиева, она больше рассчитана на новую, строящуюся площадку театра, которая будет технически более совершенна.

«Мусоргский принес законченную работу, но театр, имея дело с молодым композитором, счел, что ему нужно что-то объяснить. Думаю, многие сказали одну и ту же фразу: «А где же женские персонажи, как на счет любви?»

«Конечно, есть российская режиссерская школа, но она сейчас несколько обмелела. Вернее, ждет паводка, который, я думаю, случится в ближайшие пять лет», – пояснил на пресс-конференции выбор зарубежного постановщика руководитель Мариинского театра.

Сцена из оперы «Борис Годунов» в постановке Грэма Вика. © Рустем Адагамов (drugoi)Грэм Вик – всемирно признанный режиссер, художественный руководитель оперной труппы Бирмингемской оперы. Его постановки с успехом шли в Ковент-Гарден, Ла Скала, Метрополитен-опера, Английской национальной опере и Большом театре. Неоднократно режиссер обращался и к российскому репертуару. В числе его постановок: «Евгений Онегин» и «Леди Макбет Мценского уезда». Грэм Вик – кавалер французского Ордена искусств и изящной словесности, лауреат многочисленных премий и наград. В 2009 году Грэму Вику было присвоено звание Командора Британской империи.

Говоря о современном прочтении оперы, Гергиев также заметил, что эта постановка может стать мостиком, который связывает оригинальные идеи Мусоргского и взгляд современного режиссера. «Никого не надо стращать или пугать современной трактовкой. Это происходит и с Верди, и с Моцартом, и с Вагнером едва ли не каждый день». По словам художественного руководителя Мариинского театра, опера вышла очень мощная и напряженная. Доминировать будут щемящая боль и тоска, которые выражает Юродивый, центральный персонаж новой редакции.

«Российская режиссерская школа сейчас несколько обмелела». © РИА Новости. Владимир Вяткин.«Я в эту версию поверил. Мне казалось, что удивительным образом этот опус Мусоргского создан как предтеча самых интересных, самых мощных, самых острых, самых романтичных по сюжету фильмов XX или даже XXI столетия. Сегодня оперу можно приблизить к теленовостям, а театр занимается тем, что, по идее, должны делать журналисты. Я не считаю, что мир оперы должен выполнять их работу, но у сильного режиссера это может произойти само собой и это может случиться с должной остротой и убедительностью, в чем, надеюсь, удастся удостовериться на премьере», – отметил актуальность постановки художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. 


Медиагалерея (2 виртуальных тура)

  • Виртуальная экскурсия по Мариинскому театру

  • Виртуальная экскурсия по новому зданию Мариинского театра

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости