Первое дыхание театра

6 июня 2013

Жизнь новой сцены Мариинского театра началась с «Русалки»

Из фойе расходятся несколько лестниц, в том числе уникальная лестница из архитектурного стекла высотой 33 метра. © Пресс-служба ВТБ, Анна ГубинскаяОпера Даргомыжского «Русалка» открыла традиционный фестиваль «Звезды белых ночей», генеральным спонсором которого выступил ВТБ. Премьера вызвала немалый ажиотаж. С одной стороны, полузабытое произведение, в котором в свое время блистал Федор Шаляпин, с другой – интрига режиссерского подхода Василия Бархатова, снискавшего себе славу постановщика с нестандартными сценическими решениями и, наконец, третий пункт – с премьерой «Русалки» началась полноценная театральная жизнь новой Мариинки. Билетов в кассах было не достать задолго до премьеры…


А вы видели, как рождается театр?

Еще буквально месяц назад общественность бурно обсуждала новое здание Мариинки-2, под лупой рассматривая мельчайшие детали, критикуя или восторгаясь. Говорили о здании, о перспективах, возможностях, об уникальных стульях, звуке и ониксе, но не говорили о самом театре – его, как такового, еще и не было. Было нечто новое, современное, однако пустое и бездушное. Но прошел всего месяц работы и репетиций, и, прогуливаясь по фойе, поднимаясь по лестницам, уже осознаешь, что находишься именно в театре. Необыкновенная, таинственная атмосфера, которую ни с чем не сравнить, чувствовалась все сильнее с приближением к большой премьере. Это действительно невероятно – наблюдать, как рождается новый самостоятельный организм искусства, с каждым днем впитывая в себя все больше энергии и накапливая уже собственную историю.

Многие зрители не расставались с фотоаппаратами, запечатлевая каждую деталь в фойе. Любительская фото- и видеосъемка на самом спектакле была строго запрещена. © «Лента.ру», Людмила ПоповаЗрители начали подходить к театру заранее – за полтора часа до начала «Русалки» уже было достаточно людно. Неспешно, то вверх, то вниз, игнорируя лифты, по лестницам и фойе прогуливалась публика самых разных возрастов и интересов. Благо, витиеватая внутренняя архитектура театра не позволяет соскучиться – для для изучения всех доступных зрителям маршрутов требуется немало времени.

«Обычно прибегаем в театр с последним звонком, но сегодня пришли заранее! Мы становимся свидетелями чего-то необыкновенного! Ведь не так часто открываются новые театры. Нам повезло, мы добыли билеты. И хотим увидеть все-все, чтобы потом поделится впечатлениями с нашими друзьями и знакомыми», – рассказывает семья петербуржцев, которая не пропускает мимо объектива своей камеры ни одной детали.

В новом театре семь надземных и три подземных этажа. Зрительный зал может принять до 2 000 зрителей. © Пресс-служба ВТБ, Анна ГубинскаяТеатр начинается с вешалки. В случае с Мариинкой – в прямом смысле. От крючков решили принципиально отказаться. Каждому номерку соответствует своя вешалка, а также места для шляп, пакетов и сумок. Единственное, что настораживает – размер самих шкафов.

«Как правило, гардероб находится в неком углублении, а здесь, наоборот, на выступе. Из-за этого места меньше. Хорошо сейчас летние плащи и куртки, а что зимой делать будем?» – делилась сомнениями одна из гардеробщиц. Действительно, вместят ли на вид компактные шкафчики 2000 шуб и прочих «телогреек» – вопрос. Зато сегодня в театр можно явиться хоть в спортивном костюме: в туалетных комнатах предусмотрены отдельные кабинки для переодевания – мечта многих женщин, кому неудобно ехать, например, в метро в роскошном вечернем наряде.

Любая премьера, и «Русалка» – не исключение, это, конечно, светское событие. Среди зрителей много заядлых театралов, вычитывающих программки и громко обсуждающих предыдущие постановки Бархатова. На диванчиках разместились пенсионеры – кому-то, видно, совсем сложно передвигаться, но пропустить старт новой сцены – непозволительно. Гуляют по фойе и статные мужчины в деловых костюмах со своими красавицами-спутницами. Мелькают известные лица, с которыми самые прыткие пытаются сфотографироваться и которые сами фотографируют интерьеры театра, сразу же выкладывая их в социальные сети. Звенят бокалы в буфете и поедаются бутерброды стоимостью в батон колбасы.

Стеклянный фасад обеспечивает естественное освещение в дневное время. В вечернее время фойе озаряется люстрами, изготовленными на заказ компанией «Сваровски». © «Лента.ру», Людмила ПоповаОчень многое сделано для комфорта зрителя. Кто часто ходит в театры, знает коварство звонков с их будоражащим звоном и полной неопределенностью: успеваю или не успеваю съесть заветный пирожок с капустой, за которым пришлось отстоять в очереди весь антракт? В Мариинке этот момент учли. Зрители приглашаются в зал ненавязчивым сигналом и объявлением точного времени до начала спектакля. Девушки с модельной внешностью при входе помогают определиться с номером места.

Новая Мариинка расцвела и преобразилась. Архитекторы были правы – в работе она совсем меняет облик. Действительно потрясающе светится медовый оникс на стенах, огромные стеклянные панорамы открывают зрителям вид на исторический Петербург, на потолке игриво сверкают кристаллы Сваровски в люстрах. Театр стал театром.

Психология Русалок

Мариинская постановка «Русалки» приурочена к 200-летию со дня рождения Александра Даргомыжского. В основу сюжета легла неоконченная драма А.С. Пушкина, которая была опубликована после смерти поэта. © Пресс-служба Мариинского театра«Русалка» – опера, сложная для исполнения. Ее главная ценность заключается в том, что Даргомыжский сумел облагородить и возвысить жанр городского «жестокого» романса, избежав пошлости, но сохранив его наивную мелодическую и гармоническую прелесть. Здесь важен не только певческий талант исполнителей, но их умение передать внутренний драматизм событий.

Федор Иванович Шаляпин, непревзойденный исполнитель роли Мельника, в «Страницах из моей жизни» писал: «Я видел, что Даргомыжский в «Русалке», явно придавая некоторым фразам драматизм, как бы стремился соединить оперу и драму в одно целое, и видел, что, наоборот, певцы и режиссеры всегда подчеркивают в опере моменты лирические в ущерб драме и тем обездушивают, обессиливают оперу».

Именно на этот аспект и обратил внимание Василий Бархатов. Молодой режиссер подошел к этой истории, как к психологической драме, главное в которой – сложные человеческие взаимоотношения. Было решено несколько упростить сказочно-фантастический мотив произведения и добавить эмоций. На сцене нет ни мельницы на берегу Днепра, ни княжеских палат, нет даже подводного терема русалки и другой этнографической атрибутики. Не случилось и ожидающегося многими перенесения действия в наши дни – такой ход противоречил бы интонационному строю музыки «Русалки». Все происходящее немного смещено во времени – на сцене ранний XIX век, время Пушкина, по мотивам неоконченного произведения которого и создана опера. Однако при всем этом была сохранена музыкальная драматургия со всеми песнями и плясками русалок.

Было решено несколько упростить сказочно-фантастический мотив произведения и добавить эмоций. Однако при всем этом была сохранена музыкальная драматургия со всеми песнями и плясками русалок. © РИА Новости, Алексей ДаничевВасилий Бархатов оригинально ушел от предписанного в подлиннике столкновения фантастического и реального: он превратил «подводные» сцены в представление, которое смотрят герои оперы. Получился «театр в театре», «сцена на сцене». Кроме того, декорации делят пространство оперы на «дворцовую» и «деревенскую» части. Таким образом, новые технические возможности Мариинки-2 позволили сохранить эффект двоемирия. На пару с Зиновием Марголиным, художником-постановщиком оперы, Бархатову удалось показать драматический потенциал музыки композитора и заставить «Русалку» прозвучать так, как она еще ни разу не звучала за всю свою полуторавековую сценическую историю. Конечно, при непосредственном участии симфонического оркестра Мариинки во главе с Валерием Гергиевым.

Василий Бархатов превратил «подводные» сцены в спектакль, который смотрят герои оперы. Получился «театр в театре», «сцена на сцене». © Пресс-служба Мариинского театра3,5-часовая «Русалка» закончилась глубоко за полночь. Не все зрители дождались финала – транспортная система Петербурга диктует свои правила. Стихла музыка, смолкли долгие овации публики, и артисты, уставшие, но сияющие, медленно направились в темень закулисья. Работа над ошибками началась мгновенно: «Ты обратил внимание, куда уходит звук на таком-то моменте?» – сразу, едва зайдя за сцену, задает Валерий Гергиев вопрос Василию Бархатову. «Да, потому что в этом месте идет сужение на сцене. На репетициях не было заметно. Надо действие немного перенести к краю сцены», – отвечает Бархатов.

Заметно уставший Валерий Абисалович делится впечатлениями: «Русалка у нас получилась! Конечно, мы ее будем доводить до совершенства. Посмотрим, кто из актеров сильнее погружается в роль и ярче проявляет характер, обратим внимание на некоторые сцены и музыкальное исполнение. Это новый спектакль, будем пробовать и смотреть, что и как получится. Только где-то к осени мы сможем уже определиться с той версией, которая будет играться неизменно. Так всегда, это привычная история».


Для справки

«Русалка» – вторая по значению опера в русском оперном театре середины XIX века. В учебниках по истории русской музыки она идет вслед за «Жизнью за царя». Мариинская постановка «Русалки» приурочена к 200-летию со дня рождения Александра Даргомыжского. В основу сюжета легла неоконченная драма А.С. Пушкина, которая была опубликована после смерти поэта.

«Русалка» исторически тесно связана с Мариинским театром. В Театре-цирке, находившемся на месте нынешней Мариинки, состоялась ее первая постановка – 4-го мая 1856-го года. Последняя постановка была возобновлена в советское время в 1929-м году и шла до 1941-го года, после чего «Русалка» надолго исчезла из репертуара Кировского театра.


Медиагалерея (7 фото, 1 видео, 2 виртуальных тура)

  • vtbrussia.ru_01_Pervoe_dixanie_teatra_687x450.jpg

    Из фойе расходятся несколько лестниц, в том числе уникальная лестница из архитектурного стекла высотой 33 метра. © Пресс-служба ВТБ, Анна Губинская

  • vtbrussia.ru_02_Pervoe_dixanie_teatra_687x450.jpg

    Многие зрители не расставались с фотоаппаратами, запечатлевая каждую деталь в фойе. Любительская фото- и видеосъемка на самом спектакле была строго запрещена. © «Лента.ру», Людмила Попова

  • vtbrussia.ru_03_Pervoe_dixanie_teatra_687x450.jpg

    В новом театре семь надземных и три подземных этажа. Зрительный зал может принять до 2 000 зрителей. © Пресс-служба ВТБ, Анна Губинская

  • vtbrussia.ru_04_Pervoe_dixanie_teatra_687x450.jpg

    Стеклянный фасад обеспечивает естественное освещение в дневное время. В вечернее время фойе озаряется люстрами, изготовленными на заказ компанией «Сваровски». © «Лента.ру», Людмила Попова

  • vtbrussia.ru_05_Pervoe_dixanie_teatra_687x450.jpg

    Мариинская постановка «Русалки» приурочена к 200-летию со дня рождения Александра Даргомыжского. В основу сюжета легла неоконченная драма А.С. Пушкина, которая была опубликована после смерти поэта. © Пресс-служба Мариинского театра

  • vtbrussia.ru_06_Pervoe_dixanie_teatra_687x450.jpg

    Было решено несколько упростить сказочно-фантастический мотив произведения и добавить эмоций. Однако при всем этом была сохранена музыкальная драматургия со всеми песнями и плясками русалок. © РИА Новости, Алексей Даничев

  • vtbrussia.ru_07_Pervoe_dixanie_teatra_687x450.jpg

    Василий Бархатов превратил «подводные» сцены в спектакль, который смотрят герои оперы. Получился «театр в театре», «сцена на сцене». © Пресс-служба Мариинского театра

  • Видеорепортаж о премьере «Русалки» в постановке Василия Бархатова

  • Виртуальная экскурсия по новому зданию Мариинского театра

  • Виртуальный тур по Новой сцене Мариинского Театра

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

5 июня 2013

Видеорепортаж о премьере «Русалки» в постановке Василия Бархатова Бархатная революция
Видеорепортаж о премьере «Русалки» в постановке Василия Бархатова

4 июня 2013

В Мариинке-2 состоялась премьера оперы Даргомыжского «Русалка» «Русалка» пустилась в плавание
В Мариинке-2 состоялась премьера оперы Даргомыжского «Русалка»

29 апреля 2013

Валерий Гергиев: «Мы хотели построить настоящий театральный квартал!»   Медовый оникс Мариинки-2
Валерий Гергиев: «Мы хотели построить настоящий театральный квартал!»  
Все новости