Как блоху подковали

2 августа 2013

Фестиваль «Звезды белых ночей» завершился историческим событием – мировой премьерой оперы «Левша»

Опера, написанная Родионом Щедриным для новой сцены Мариинского театра, стала одним из главных событий XXI фестиваля «Звезды белых ночей», спонсором которого выступил Банк ВТБ. Мировая премьера прошла 27 и 28 июля.

В «Левше» композитор снова обращается к творчеству любимого им Николая Лескова. После «Запечатленного ангела» и «Очарованного странника» «Левша» стала третьей партитурой Щедрина, которая написана по сюжету Лескова. «Левша» – самая известная повесть Николая Лескова, – утверждает Родион Щедрин. – В России ее знают все. «Левша» предоставляет богатейший материал для оперного сюжета. Уже сама фабула повествования – гротесковое преувеличение. Что это? Библейская притча, ярмарочный балаганный миф, эпическое сказание?.. Яркие, сочные, контрастирующие характеры. Русские цари Александр I, Николай I, Зимний дворец, английский королевский двор. Буффонада и трагедия. Смех сквозь слезы... А если заглянуть чуть вглубь, то и очевидное художественное противопоставление двух форм бытия – рациональной британской и иррациональной русской».

«Это огромное событие для всей российской музыкальной общественности, – считает Валерий Гергиев. – Опера совершенно исключительная: и по оркестровым краскам, и по точности сольных характеристик, написана в расчете на очень сильные вокальные и оркестровые ресурсы».

Медиагалерея (12 фото, 1 виртуальный тур)

  • vtbrussia.ru_01_Levsha.JPG

    Опера «Левша» написана Родионом Щедриным специально для новой сцены Мариинского театра. © Наталья Разина

  • vtbrussia.ru_02_Levsha.JPG

    Родион Щедрин: «У меня была одна проблема: в лесковской повести нет ни одного женского персонажа, что для оперы, увы, совершенно неприемлемо. У Лескова просто написано: англичане говорят. Мне лучше было передать все это в женских «голосовых связках». © Наталья Разина

  • vtbrussia.ru_03_Levsha.JPG

    Неподражаемое английское ружейное мастерство, которое на поверку оказалось тульского производства. © Наталья Разина

  • vtbrussia.ru_04_Levsha.JPG

    В сочинении хоровых композиций Щедрину сегодня нет равных: частушечные и лирические напевы сливаются в удивительно гармоничное и задорное многоголосье. © Наталья Разина

  • vtbrussia.ru_05_Levsha.JPG

    В мастерской Левши, как описано у Лескова, «внутри дома огонек блестит, да слышно, что тонкие молоточки по звонким наковальням вытюкивают», а вокруг – множество любопытствующих и сочувствующих. © Наталья Разина

  • vtbrussia.ru_06_Levsha.JPG

    Миниатюрная Кристина Алиева – сначала в буржуазном цилиндре, а после перековки – в белом пуховом платке и рукавичках – завоевывает сердца зрителей и покоряет своим вокалом. © Наталья Разина

  • vtbrussia.ru_07_Levsha.JPG

    Гигантские ноги императора на сцене как символ вертикали власти в России. © Наталья Разина

  • vtbrussia.ru_08_Levsha.JPG

    Отличительные свойства прозы Лескова – сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, неоднозначность авторских оценок персонажей. © Наталья Разина

  • vtbrussia.ru_09_Levsha.JPG

    Разнообразие сюжета «Левши» позволило создать множество жанровых сцен и характеров. © Наталья Разина

  • vtbrussia.ru_10_Levsha.JPG

    Уникальные возможности новой сцены Мариинки позволили разыграться фантазии режиссера Алексея Степанюка и художника Александра Орлова – в опере и отеческие просторы, и аглицкие мыльно-пильные заводы, и бушующее Твердиземное море. © Наталья Разина

  • vtbrussia.ru_11_Levsha.JPG

    Андрей Попов очень органично смотрится в роли Левши, над которым хочется то смеяться, то плакать. Иногда и то, и другое одновременно. © Наталья Разина

  • vtbrussia.ru_12_Levsha.JPG

    Родион Щедрин посвятил новую оперу отметившему в этом году шестидесятилетие Валерию Гергиеву. © Наталья Разина

  • Виртуальный тур по Новой сцене Мариинского Театра

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости