Балетные недели

3 мая 2011

Заведующий балетной труппой Мариинского театра Юрий Фатеев рассказал о традициях и тенденциях главного танцевального форума весны

фотография Руслана Шамукова
Заведующий балетной труппой Мариинского театра Юрий Фатеев
Международный фестиваль балета «Мариинский» проходит в Санкт-Петербурге при поддержке банка ВТБ уже в одиннадцатый раз. За время своего существования фестиваль стал одним из ключевых балетных событий культурной жизни не только России, но и Европы.

– Фестиваль балета «Мариинский» имеет богатую историю. Меняется ли со временем его концепция?
– Концепция остается прежней. Она доказала свою жизнеспособность и вызывает интерес как у публики, так и у профессионалов. У нее есть основные черты. Первое - это большая премьера, новая работа театра. Второе – приглашение ведущих мировых звезд для участия в классических спектаклях репертуара, в его золотом фонде. Это может быть «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Баядерка», «Жизель». Третье – составление пар из приглашенного исполнителя и танцора Мариинского театра. Подобные дуэты всегда вызывают интерес и стали традицией фестиваля. Такой же традицией стали и экспериментальные работы.

фотография Руслана Шамукова– Какие же экспериментальные работы ждут нас в этом году?
– Вот прямо сейчас репетируется балет «Without» на музыку Шопена в хореографии Бенджамина Мильпье. Я надеюсь, он органично войдет в состав шопеновского вечера наряду с фокинской «Шопенианой» и балетом «В ночи». Это неоклассическая работа нашего современника – молодого, но успевшего себя зарекомендовать в предыдущих балетных компаниях. Его постановки идут на сцене многих стран мира, он известен как хореограф фильма «Черный лебедь». Кроме того, много ставил для проектов Михаила Барышникова. Михаил Николаевич приглашал его сам, а это уже достаточное условие, чтобы хореограф мог появиться на сцене Мариинки.

– Планируете ли Вы оставить балет в репертуаре театра?
– Да, мне кажется, он достоин этого. Он уже стоит в плане на май и июнь. Вещь сделана, вложено много усилий, чтобы этот спектакль состоялся. Бенджамин усиленно работает с артистами. Поэтому я бы очень хотел, чтобы этот балет остался в программе.

– Как принимается решение кого из хореографов пригласить?
– Естественно, это решение принимается художественным руководством театра. В частности Валерием Гергиевым. Но звезд с мировыми именами, танцовщиков не так уж много. Нужно учитывать их занятость в родных театрах и каких-то индивидуальных проектах. Так что условия приглашения на фестиваль довольно сложные.

– Одна из главных премьер фестиваля - балет Анжелена Прельжокажа «Парк». Как оцениваете работу?
– Я очень доволен премьерой. Мы уже дважды показали этот балет. В одном составе выступили Диана Вишнева и Константин Зверев, в другом – Вика Терешкина и Александр Сергеев. Эта постановка органично вписалась в контекст фестиваля и была хорошо воспринята артистами Мариинского театра. Культуры Франции и России исторически близки. Вообще, сам балет пришел в Россию из Италии и Франции. Нельзя забывать, что ведущий хореограф Мариинского театра Мариус Петипа тоже был француз. Так что существуют тесные исторические связи. Балет «Парк» – изысканный и красивый. Он поставлен на гениальную музыку Моцарта и рассказан современным языком. Артисты ждали новой работы, чтобы освоить новый для себя хореографический текст, испытать какие-то новые эмоции.

фотография Руслана Шамукова– Вы легко идете на присутствие современной хореографии на сцене Мариинки?
– Классика является эталоном, визитной карточкой Мариинского театра, и ее количество не уменьшится. Наша труппа на высочайшем уровне танцует золотой фонд классических спектаклей, а значит, может справиться с любой работой. Артисты это чувствуют, но им не хватает современной хореографии. В классике нужно держать себя в очень четких и жестких профессиональных рамках. Этим она и хороша, этим она и держит форму. Но иногда хочется выразиться по-иному. Современный зритель хочет современных, свежих работ. Необходим хороший баланс между новым и старым.

– Каким же должен быть этот баланс, чтобы, с одной стороны, удержать классическую планку, а с другой – не отставать от времени?
– В Мариинском театре должно быть 80-85% классики и 15-20% современного репертуара. Он необходим и для артистов, и для воспитания нового зрителя. Для того, чтобы в театр приходила молодежь, классики не достаточно. Им хочется чего-то современного, возможность, слышать современную музыку. Мы делаем это сейчас и должны продолжать в будущем.

фотография Руслана Шамукова– Фестивали в Мариинском театре проходят один за другим. Как Вам удается справляться?
– Это позволяет держать себя в форме. Заканчивается одно мероприятие и сразу начинаешь думать даже не про другое, а про то, что пойдет за ним. Такой ритм, высокие требования и интенсивность выпускаемой продукции не дает артистам потерять форму. Это позволяет театру быть лидером в исполнительском и художественном искусстве.

– Главное, чтобы соотношение количества и качества оставалось на высоком уровне.
– Безусловно! Именно поэтому в театре работает большое количество артистов. Балетная труппа насчитывает двести пятьдесят человек. Поэтому у нас сейчас есть возможность равномерно распределять работу между всеми участниками труппы, давая возможность никому не простаивать. Ведь артист сохраняет форму только, когда работает. Недавно нам помогала ставить один из спектаклей Ирина Колпакова. Она сказала, что артист должен выходить на сцену. Они достаточно репетируют, теперь должны приносить все это на сцену и делать это часто. Ведь век танцора короткий – максимум двадцать лет.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости