История Мариинского театра

9 сентября 2009

Мариинский театр – один из ведущих мировых театров оперы и балета, наряду с такими известными театрами, как Ковент-Гарден, Опера де Бастиль, Ла Скала, Ла Фениче.

Театр в течение многих лет ведет активную фестивальную деятельность, которая принесла театру мировую славу, например: «Звезды белых ночей», Международный фестиваль балета «Мариинский», Московский Пасхальный фестиваль.

Международный фестиваль балета «Мариинский» – единственный в России фестиваль классического танца. Участники фестиваля – ведущие танцовщики крупнейших балетных компаний мира. Этот фестиваль уже успел стать одним из самых ярких событий в жизни международного балетного сообщества.

«Главной стратегией фестиваля «Мариинский» стало привлечение звезд мирового балета в культурную столицу России. Если балетную труппу Мариинского театра знают далеко за пределами Петербурга, то известные во всем мире танцовщики, а тем более балетные компании, до появления балетного фестиваля гастролировали в Мариинском театре крайне редко», – отмечают в театре.

ВТБ был генеральным спонсором различных премьерных постановок и специальных проектов Маринки.

2002

В 2002 году состоялась премьера «Травиата» Дж. Верди. В основе сюжета оперы – драма Александра Дюма-сына «Дама с камелиями».

Премьера оперы состоялась в 1853 году на сцене венецианского театра «Ла Фениче».
На протяжении 1855-1857 гг. «Травиата» обошла центральные сцены Европы, навсегда закрепившись в репертуаре. В России впервые ее представила итальянская труппа в Петербурге 20 октября 1856 г. Виолетту пела А. Бозио – лучшая исполнительница этой партии. Опера имела огромный успех. 14 ноября 1858 г. она прозвучала в московском Большом театре на итальянском языке, а 26 апреля 1869 г. – на русской сцене, в Мариинском театре, и с тех пор входит в отечественный репертуар.

На сцене Мариинского театра еще в 2001 году прозвучала концертная версия «Травиаты» на фестивале «Звезды белых ночей». Партию Виолетты в премьерных спектаклях 2002 года исполнила молодая звезда Мариинской оперы Анна Нетребко. Режиссер новой постановки Шарль Рубо и художник по костюмам Катя Дюфло известны петербургскому зрителю по «Турандот» Пуччини. Музыкальный руководитель и дирижер спектакля – Валерий Гергиев.

При поддержке Банка в 2002 году были изготовлены и установлены в театре: бюст супруги императора Александра II – Марии Александровны, в честь которой был назван Мариинский театр, и бюст знаменитого балетмейстера Мариуса Петипа.

Уже не первый год ВТБ активно поддерживает ежегодный фестиваль «Звезды белых ночей». В 2003 году (юбилейном для Санкт-Петербурга) банку ВТБ был присвоен почетный титул «Генерального спонсора фестиваля», приуроченного к 300-летию города. На этот форум традиционно приглашаются звезды мирового масштаба, выдающиеся солисты Мариинского и Большого театров.

2004

«Кто не любит моей «Снегурочки», тот не понимает моих сочинений вообще и не понимает меня», – писал Николай Римский-Корсаков в 1893 году.

Премьера оперы «Снегурочка» состоялась в Мариинском театре 29 января 1882 года.
Сценическая история оперы в Мариинском театре насчитывает три постановки. Впервые оперу поставил Геннадий Кондратьев, вторую – Осип Палечек, третью – Всеволод Мейерхольд с художником Константином Коровиным.

В 2004 году оперу поставил Александр Галибин в содружестве с художником Георгием Цыпиным. Музыкальный руководитель и дирижер постановки – Валерий Гергиев.

Маринка стремится вписаться в современность, которая требует и от постановщиков, и от актеров нового осмысления и звучания известных шедевров музыки. У режиссера А. Галибина возникла идея показать мир «Снегурочки» через Петербург. Многое в этом спектакле сделано с ощущением русского авангарда начала ХХ века. Во всем мире опера «Снегурочка» держится концертными исполнениями. Блестящий голос исполнительницы заглавной партии Ольги Трифоновой можно было ранее услышать именно в концертных исполнениях «Снегурочки». Спектакль ей дался легко: она буквально очаровала публику.

В сентябре 2003 года, когда пожар уничтожил декорации в мастерских Мариинского театра, ВТБ принял участие в благотворительной акции по их восстановлению. Средства, перечисленные Банком, были направлены на воссоздание декораций для постановки оперы «Евгений Онегин».

2003-2004

В стенах Ивангородской крепости Мариинский театр ежегодно показывает свои лучшие постановки. Сезон 2003-2004 годов Мариинский театр завершил серию выездных спектаклей балетом «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева. Премьера прошла в Мариинском театре в 1934 году.

Этот спектакль в хореографии Ростислава Захарова – один из самых ярких примеров драмбалета. Либретто было написано Н. Волковым по поэме А.С. Пушкина. Декорации и костюмы Валентины Ходасевич. «Балет-поэма» – так принято еще называть этот спектакль за изысканность, сказочную легкость и музыкальность.

2005

В репертуар Мариинского театра опера «Мадам Баттерфлай» вошла в 1913 году. Hа протяжении ХХ века театр неоднократно возвращался к шедевру Дж. Пуччини. Последним по времени обращением стала совместная постановка с Метрополитен опера, осуществленная Юрием Александровым в 1995 году.

В 2005 году на премьере публика имела уникальную возможность услышать в интерпретации Гергиева Дж. Пуччини. «Мадам Баттерфляй» – первая постановка режиссера Мариуша Трелинского в Мариинском театре. Органичность спектакля Трелинского оценили еще в его варшавской постановке. Этот спектакль, представленный в октябре 2001 года американскими артистами в Опере Вашингтона, имел значительный успех. Сюжет у Терлинского сжался в одни сутки: вся жизнь мадам Баттерфляй проходит в кукольном домике и завершается в нем на закате. Из роскошного и экзотического спектакль стал медитирующим. Костюмы и пластика напоминают японские гравюры. Режиссер намеренно прорабатывает спектакль в современной эстетике: как бы без цветов, мостков и кимоно, хотя все это в постановке есть. Это необычная и очень красивая постановка.

8 мая 2005 года Мариинский театр показал Москве самую масштабную из своих постановок – оперу «Война и мир» С. Прокофьева. Возвращение спектакля А. Кончаловского «Война и мир», имела широкий резонанс у публики. После длительного перерыва эта постановка нисколько не утратила своей яркой образности.

В спектакле Кончаловский задействовал огромную массовку (около 200 человек), невероятную машинерию, сложные бутафорские конструкции, почти тысячу костюмов и 60 тонн декораций. Пресса отметила, что особенно впечатлили батальные сцены оперы. Оркестр во главе с Валерием Гергиевым звучал с присущей маэстро стихийной мощью. Одним из главных героев спектакля стал знаменитый хор Мариинского театра.

Начиная с 2005 года, Банк принимает активное участие в организации Московского Пасхального фестиваля. Нам очень импонирует удивительно позитивная энергетика симфонической, камерной, хоровой и звонильной программ фестиваля.

ВТБ активно участвовал в подготовке и проведении международной выставки конкурсных архитектурных проектов нового здания театра, с 2005 года финансирует проект строительства «Мариинка-3». Строительство и открытие нового концертного зала Мариинки также прошло при финансовой поддержке Банка.

2006

В 2006 году балета «Золотой век» был поставлен Ноа Гербером, последнее время работавшим с труппой У. Форсайта. Спектакль готовился в кратчайшие сроки. Впервые со времени провала в 1930 году балета зрители услышали вариант, максимально приближенный к авторской. 76 лет балет не ставили в Мариинском театре. Сложная музыка Д. Шостаковича и хореография Гербера позволили создать остросовременный спектакль без традиционной советской темы. Прежнее либретто, совершенно неприемлемое сегодня, заменили на новое. Сценограф Зиновий Марголин приготовил для новой истории декорацию, главную часть которой составляет гармошка старинного фотоаппарата и негативы архивных фотоснимков. Светорежиссер Глеб Фильштинский окрасил декорации в удивительные тона. Сложно было бы ожидать однозначную реакцию публики, но, думается, что европейскому зрителю балет пришелся бы по вкусу.

В том же году Банк выступил генеральным спонсором цикла спектаклей и концертов фестиваля, посвященных 100-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича.

2007

В 2007 году состоялась постановка знаменитой оперы Джакомо Пуччини «Тоска». До сих пор театр обращался к шедевру Пуччини лишь однажды и только в 1994 году в постановке И. Габитова. В этот раз над оперой работали: музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев, режиссер-постановщик – Пол Каран, художник-постановщик и художник по костюмам – Пол Эдвардс, художник по свету – Дэвид Жак.

Создатели спектакля перенесли действие оперы в XX век. События происходят не в 1800 году, как это изначально задумано у Пуччини, а в 30-е годы прошлого XX столетия – в эпоху великих диктаторов: Сталина, Гитлера, Муссолини. Сильный голос Марии Гулегиной и актерское мастерство оставила одно из самых ярких впечатлений у публики. Ее голос звучал правдоподобно и столь же безупречно, оркестр Гергиева.

«Тоска» Мариинского театра стала не только украшением фестиваля «Звезды белых ночей», но и событием российского театрального сезона.

2008

Опера «Ночь перед Рождеством» принадлежит к числу произведений, неразрывно связанных с Мариинским театром. Мировая премьера оперы состоялась в 1895 году. Второй раз оперу ставили в эвакуации в годы Великой Отечественной войны в 1943 году.

В 2008 году Мариинка решила возобновить оперу в преддверие 200-летия со дня рождения Н.В. Гоголя. Либретто написано самим Н. Римским-Корсаковым по одноименной повести Николая Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Постановка оперы продолжает традицию новогодних спектаклей для детей в Мариинском театре. Римский-Корсаков назвал свою оперу «былью-колядкой» и снабдил ее эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Таким образом композитор намекнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер. По замыслу режиссера Ольги Маликовой, это история о любви, способная преодолеть демонические силы зла. Красочные костюмы, волшебный свет, яркие голоса исполнителей характерных партий, веселый сюжет, – все это увлекает зрителя в мистический мир спектакля. Спектакль сопровождался синхронными субтитрами на английском языке, были установлены экраны с видом дирижерской ямы. Удивительная новогодняя сказка порадовала и маленьких, и взрослых зрителей.

2009

В 2009 году по просьбе Мариинского театра ВТБ поддержал проведение II фестиваля «Брасс вечера в Мариинском театре», который успешно прошел с 11 по 15 февраля.

В рамках форума прошли концерты с участием солистов оркестра Мариинского театра и приглашенных звезд. В программу фестиваля включили концерт памяти дирижера Георгия Страутмана, выступления норвежского ансамбля «Йарен Хорнмьюзикфоренинг», представление новых программ брасс-ансамбля Мариинского театра.

Когда-то медь была непременной составляющей нашей жизни: духовые оркестры играли в парках и на демонстрациях. Сейчас все это исчезло. Фестиваль призван возродить интерес и любовь к «медному звуку». Термином «брасс» принято называть оркестры или ансамбли, состоящие исключительно из медных инструментов. Такие коллективы исполняют как оригинальные сочинения для ансамбля духовых, так и классические шедевры, которые обретают в «брасс-вариантах» особую свежесть и новизну.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости