В ожидании чуда

23 марта 2011

Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра: «Нет незначительных, маленьких городов»


Валерий Гергиев

Юбилейный Х Пасхальный Фестиваль стартует 24 апреля 2011 года. Впервые концерты пройдут не только на российских, но и на зарубежных площадках. О предстоящем фестивале сайту ВТБ рассказал его художественный руководитель Валерий Гергиев.

– Чем запомнится предстоящий фестиваль?
Мне кажется, десятый юбилейный Московский Пасхальный фестиваль запомнится расширившейся географией. Мы посетим Омск, Оренбург, Липецк, Смоленск, Воронеж, Екатеринбург, Челябинск и многие другие города. Весь маршрут еще не утвержден. Отчасти мы зависим от открытия театра в Астрахани. Кроме того, приедем в Киев, Минск, Вильнюс и Астану. В Астане мы не были пять лет. Я уверен, огромное количество людей там ждут приезда оркестра Мариинского театра. Программа, которую мы привозим, в основном состоит из русских классиков. Также мы исполним произведения, созданные живущими ныне композиторами.

– Что дает фестивалю такое расширение географии?
С одной стороны, более широкое международное звучание, с другой – определенный размах. Хотя все это достаточно тяжело для музыкантов. Но передвигаясь поездом по просторам России, начинаешь как-то по-другому любить свою страну. Мое главное открытие за последние годы – нет незначительных, маленьких городов. Нет людей, которые не разбираются или не чувствуют. Есть менее интересные концерты, когда исполнители недооценивают степень ожидания, напряженного ожидания. Если хотите - какого-то чуда. Ведь от известных артистов ждут чего-то неординарного. Если исполнители этого не понимают, то у фестиваля нет будущего. Установка на выступления «второй» или «третьей» степени важности обречена на провал. Мы это знаем, думаем об этом и строим свои концерты соответствующим образом.

– Влияет ли приезд «Пасхального фестиваля» на культурную жизнь городов, где вы бываете?
Мне понравился очень точный и уместный вопрос на пресс-конференции об отсутствии во многих городах концертных залов. Наш приезд может только подтолкнуть власти решать эту проблему. А решать ее необходимо. Мы можем в какой-то степени через разные формы партнерства подталкивать эти процессы. Но сделать чью-то работу – не в наших силах. Токио, например, сегодня имеет до десяти залов, где грех жаловаться на акустику. И об этом забывать нельзя. Способна ли Россия решить эту проблему? Да, если этим будут заниматься люди с чистыми руками. Тут и ответ, и загадка. Мы стали привыкать, что бюджеты на строительство культурных объектов могут расти и превращаться в гигантские. А это вредит и репутации, и атмосфере внутри культурной инфраструктуры. Большие бюджеты – не только большие возможности. Это и нездоровый интерес к ним, из-за которого возникают неразрешимые сценарии.

– Фестиваль откроет новые имена?
Фестиваль открывает имена только в преддверии конкурса Чайковского. Хочется предоставить возможность играть кому-то из участников этого форума. Но я должен быть осторожен, потому что не могу положительно быть настроен к кому-то одному из музыкантов. Нужна определенная форма нейтралитета.

– За десять лет фестиваль расширился и изменился. Изменилась ли публика и куда планируете двигаться дальше?
Надеюсь, что нам удастся вернуть звучание кремлевских колоколов, которые молчали семьдесят лет. Это, если хотите, тоже великая музыка. Владыка Илларион сказал, что среди колоколов тоже есть мученики. Сегодня самое время дать колоколам прозвучать во весь голос. Уцелевшим или восстановленным. Если говорить о симфонической части программы – будем полностью и целиком концентрироваться на качестве. Совершенно не важно, звучат ли «Картинки с выставки», «Шехерезада», пятая или шестая симфония Чайковского.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости