Чудо новогодней сказки

19 декабря 2014

Волшебный «Щелкунчик», или Почему Клара стала Машей

Сказка Гофмана «Щелкунчик» с музыкой Петра Ильича Чайковского — непременный атрибут рождественских и новогодних каникул. Ведь в канун волшебного праздника самое время вспомнить о том, что необыкновенные чудеса могут случиться со всеми нами, а бессмертная музыка Чайковского в очередной раз убедит, что любовь и добро сильнее злых чар. В эти дни Щелкунчик становится героем праздничных представлений и ледовых шоу, а ведущие музыкальные театры традиционно предлагают своим зрителям одноименный балет.

В Мариинском и Большом театрах, которые поддерживает банк ВТБ, «Щелкунчики» идут целыми блоками с непременным спектаклем 31 декабря. Для каждого театра это не просто новогоднее развлечение, но и следование собственным традициям, насчитывающим не одно десятилетие.

Клара или Маша?

Многие годы балет «Щелкунчик» является символом Нового года. В Мариинском и Большом театрах традиционно показывают собственные спектакли — постановки Вайнонена и Григоровича.  Фото © РИА НовостиЗаказ на новый балет Чайковский получил от дирекции Императорских театров в 1890 году. В качестве литературной основы была выбрана сказка Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» в пересказе Александра Дюма. Ставить балет должен был Мариус Петипа. Однако знаменитый хореограф тяжело заболел, и работать по составленному им плану пришлось второму балетмейстеру Льву Иванову. Премьера, состоявшаяся 18 декабря 1892 года в Мариинском театре, была не слишком успешной. Дирекция театра и Петипа видели в «Щелкунчике» материал для эффектного и завлекательного зрелища: собственно действие происходило в первой половине балета, а вторая представляла собой дивертисмент в Конфитюренбурге (городе сладостей). «Кондитерский дивертисмент» больше всего смущал Чайковского, который, впрочем, с задачей справился блестяще. А вот постановщикам это не удалось — второе действие критики назвали безвкусным и вульгарным, усмотрев в балетных артистках, одетых сдобными бриошами (булочками?), вызов хорошему вкусу.

И тем не менее постановка просуществовала около 30 лет. Любопытно, что изначально главную героиню балета звали Кларой, но после начала Первой мировой войны на волне патриотических настроений ее переименовали в Машу. А вот Фриц сохранил свое оригинальное имя, поскольку был отрицательным персонажем.

Рождественская сказка

Новая версия «Щелкунчика» появилась на сцене Мариинского (тогда Кировского) театра в 1934 году. Хореограф Василий Вайнонен создал идеальный детский спектакль, в котором были и фантастические фокусы, и яркие куклы, и сверкающая праздничными огнями елка, а в финале Маша и Щелкунчик, как и должно быть в сказке, превращались в принца и принцессу.

Партию Маши на премьере танцевала юная Галина Уланова, а Принцем был такой же юный Константин Сергеев. По воспоминаниям современников, Маша в исполнении Улановой была одновременно и девочкой, и принцессой, чье отношение к миру, людям и сказочным чудесам было неизменно радостным и полным благодарности. Несмотря на простодушие и наивность балета, партия Маши в нем была весьма и весьма непростой. Уланова особенно любила танцевать последнее адажио — оно шло с пятью кавалерами и было основано на труднейших поддержках.

«Щелкунчик» в хореографии Вайнонена — удивительная и добрая сказка, полная чудес и волшебных приключений, — стал своего рода эмблемой Мариинки. И сегодня в дни праздников здесь идет именно эта редакция. Она неизменно вызывает восторг у детей и взрослых, и ее смело можно рекомендовать самому широкому кругу зрителей.

От детского утренника — к философской притче

Этот балет стал настоящей классикой XX столетия.  © РИА Новости, Александр МакаровВ Большом театре от моды тоже не отставали: разные редакции балета, музыка из которого успела завоевать мировое признание, здесь шли регулярно, а с 1939 года на главной сцене утвердилась ленинградская версия Вайнонена. 12 марта 1966 года в Большом театре состоялась премьера «Щелкунчика» в постановке Юрия Григоровича с оформлением Симона Вирсаладзе. Григорович переосмыслил сюжет, превратив детский утренник в философскую притчу о быстротечности счастья: принц побеждает мышиное войско, но зло, как и добро, вечно. А Маша, простившаяся во сне со своим детством, просыпается в своей комнате среди привычных игрушек.

Этот балет стал настоящей классикой XX столетия. Его успеху немало способствовали исполнители — великолепная Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Интересно, что хореограф доверил все партии взрослым артистам. Роль Маши-девочки и Маши-принцессы танцует одна исполнительница. Два разных образа, которые она воплощает, создаются чисто танцевальными средствами. Партию Щелкунчика-куклы исполняет танцовщица, а Принца — танцовщик. Но и здесь есть единство образа: Щелкунчик не сразу становится Принцем, поначалу он повторяет угловатые движения куклы, и лишь затем его пластика становится человеческой.

За праздником — в театр!

Многие годы балет «Щелкунчик» является символом Нового года. В Мариинском и Большом театрах традиционно показывают собственные спектакли — постановки Вайнонена и Григоровича. Причем в Мариинке «Щелкунчиков» не один, а два. В дни каникул на Мариинской сцене свой спектакль представляет и знаменитая Академия русского балета имени Вагановой, в котором молодые исполнители впервые выходят на большую сцену. Немало сегодняшних звезд прошли через эти спектакли — Рудольф Нуреев, Диана Вишнева, Светлана Захарова. Все партии (мышей, снежинок, игрушек) исполняют дети, а за право выйти в главных партиях соперничают лучшие выпускники Академии. По сути, каждый год вагановцы готовят премьеру, поскольку состав участников ежегодно обновляется.

Спектакль «Щелкунчик» — один из самых любимых у зрителей, билеты на новогодние представления практически невозможно достать еще и потому, что в этих спектаклях заняты звезды. Так, например, в Большом театре много лет подряд в партии Принца 31 декабря на сцену выходил премьер труппы Николай Цискаридзе. Таким образом танцовщик отмечал свой день рождения. «Я просто делаю подарок самому себе, — признавался исполнитель. — Танцевать в «Щелкунчике» для меня радость, так я возвращаюсь в свое счастливое детство. Тогда, если мама дарила мне билет на «Щелкунчика», о большем я не мог и мечтать!


Медиагалерея (5 фото)

  • vtbrussia.ru_01_shchelk_anons.jpg

    Сказка Гофмана «Щелкунчик» с музыкой Петра Ильича Чайковского — непременный атрибут рождественских и новогодних каникул. Фото © РИА Новости

  • vtbrussia.ru_02_shchelk.jpg

    Многие годы балет «Щелкунчик» является символом Нового года. В Мариинском и Большом театрах традиционно показывают собственные спектакли — постановки Вайнонена и Григоровича.  Фото © РИА Новости

  • vtbrussia.ru_03_shchelk_.jpg

    Этот балет стал настоящей классикой XX столетия.  © РИА Новости, Александр Макаров

  • vtbrussia.ru_04_shchelk_.jpg

    Эта сказка неизменно вызывает восторг у детей и взрослых, и ее смело можно рекомендовать  самому широкому кругу зрителей. © РИА Новости, Александр Макаров

  • vtbrussia.ru_05_shchelk_.jpg

    Ведь в канун волшебного праздника самое время вспомнить о том, что необыкновенные чудеса могут случиться со всеми нами, а бессмертная музыка Чайковского в очередной раз убедит, что любовь и добро сильнее злых чар. © РИА Новости, Игорь Руссак

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

23 октября 2014

Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова — о возвращении «Легенды о любви», преодолении и своей семье Балет на грани риска
Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова — о возвращении «Легенды о любви», преодолении и своей семье

22 октября 2014

Почему балет «Легенда о любви» и спустя 50 лет трогает сердца Возвращение легенды
Почему балет «Легенда о любви» и спустя 50 лет трогает сердца

2 февраля 2012

Юрий Григорович, балетмейстер: «Я всегда ставил, подчиняясь собственному ритму» Вечный классик
Юрий Григорович, балетмейстер: «Я всегда ставил, подчиняясь собственному ритму»
Все новости