Мариинcкий нам покажет

1 марта 2013

Главные герои и события балетного фестиваля в Санкт-Петербурге

Фестиваль балета «Мариинский» символично появился в первый год нового тысячелетия, в 2001-м, и все эти годы поддерживается банком ВТБ. Прошло всего лишь десять лет с момента возвращения театру его исторического имени, и в избалованном фестивалями хореографическом мире властно утвердился новый бренд – Mariinsky. Концепция фестиваля обозначилась сразу: в художественных приоритетах организаторов – обязательная ежегодная премьера и приглашение лучших творческих сил.

Как молоды мы были, как верили в себя

Танцовщик Нью-Йорк Сити Балет Чейз Финли в спектакле «Аполлон». Вероятно, будущий любимец российской публики. © Paul Kolnik. Пресс-служба Мариинского театраПервый «выпуск» фестивальной антологии остался в истории театра, наверное, как самый-самый. Самый эпатажный – премьера «Щелкунчика», где главная роль отводилась художнику: Михаил Шемякин оживил гофманианские видения собственной фантазии. Самый звездный – в Санкт-Петербург одновременно приехали ньюсмейкеры балетного мира, которых трудно застать не то что в один вечер в одном театре, но и в одной стране и на одном континенте: Владимир Малахов из Берлина, Николай Цискаридзе из Москвы, Хосе Кареньо и Итан Стифель из Нью-Йорка и Карлос Акоста из Лондона. Еще одной «фишкой» фестивальных дней стали «смешанные пары» – примы и премьеры ведущих мировых театров вместе танцевали репертуарные спектакли, предоставляя зрителям удивительную возможность увидеть различные художественные интерпретации. В рамках первого фестиваля состоялся самый длинный – в пяти отделениях – финальный гала-концерт. А еще, наверное, самый первый «Мариинский» сейчас воспринимается как один из самых ностальгических, напоминая, что труппа Мариинского театра в тот момент находилась на пике «спортивной формы», когда петербургскую регистрацию еще имели Светлана Захарова и Игорь Зеленский, когда еще танцевали Жанна Аюпова и Юлия Махалина, Фарух Рузиматов и Андриан Фадеев.

Час пик

Фестиваль открывается балетом «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева в хореографии Леонида Лавровского. За дирижерским пультом — маэстро Валерий Гергиев. В роли Джульетты — Диана Вишнева. © Наталья Разина. Пресс-служба Мариинского театраФестиваль утвердился с первого же раза. Звезды приезжали в Мариинский одна за другой, как поезда в метро в час пик. Второй форум запомнился массированным вторжением звезд Парижской Оперы в мариинский репертуар: Аньес Летестю станцевала «Лебединое озеро», Манюэль Легри – «Манон», а Орели Дюпон стала первой иностранкой, исполнившей легендарный балет Леонида Лавровского «Ромео и Джульетта». Вскоре петербуржцы уже привычно отбивали ладони и кричали «Браво!» Марии Ковроски, Паломе Эррера, Алине Кожокару, Лучии Лакарра, Роберто Болле, Йохану Кобборгу, Матье Ганьо. Были фестивали, так сказать, «женские»: в 2005-м прошла великолепная триада бенефисов Ульяны Лопаткиной, Дианы Вишнёвой и Дарьи Павленко; следующий форум уравновесили творческими вечерами Николая Цискаридзе, Игоря Зеленского и Фаруха Рузиматова.

Вряд ли еще сыщется театр, которому удалось заполучить к себе на постановку практически всех хореографических классиков современного балетного театра, и все это – в течение какого-то десятка лет! Интеллигент Джон Ноймайер и танцевальный радикалист Анжелен Прельжокаж; профессор высшей балетной математики Уильям Форсайт и порывистый Алексей Ратманский; упоенный стилист-романтик Пьер Лакотт и увлеченный хореограф-«архивариус» Сергей Вихарев; хореограф «Черного лебедя» Бенджамин Мильпье и супружеская пара Поль Лайтфут – Соль Леон.

Гастрольный сезон

Прима-балерина Мариинки Екатерина Кондаурова идет на рекорд: за один вечер она исполнит заглавные партии во всех трех балетах Баланчина из серии «Драгоценности». © Наталья Разина. Пресс-служба Мариинского театраУ фестиваля есть и своя изюминка – «творческие вечера» театральных трупп. Новый для фестиваля формат мини-гастролей понравился публике чрезвычайно и успех имел значительный. Эксперимент начался в 2007 году программой «Большой в Мариинском», когда московская труппа показала свои последние, самые горячие премьеры: «Игра в карты» (хореография Алексея Ратманского), Misericordes/«Милосердные» (Кристофера Уилдона), а также балет Твайлы Тарп «В комнате наверху». А солисты Большого Николай Цискаридзе, Мария Александрова и Наталья Осипова (которая в тот момент даже еще не была официально переведена в ранг первой солистки) приняли участие в балетах Мариинского театра «Баядерка» и «Дон Кихот». В 2010 году город на Неве посетила балетная труппа Лионской Оперы с эпатажной для российской публики, но ставшей уже классикой для европейцев «Жизелью» Матса Эка. В 2012-м пришел черед легендарного театра «Бежар Балет Лозанна» с хрестоматийными постановками мастера – и прежде всего «Болеро» на музыку Равеля. Фестиваль дал возможность высказаться азартному поколению молодых хореографов – практически ежегодно в рамках «Мариинского» проходили премьеры Кирилла Симонова, Никиты Дмитревского, Алексея Мирошниченко, Юрия Смекалова, Ноа Гелберта, Эмиля Фаски.

Фестивальная чертова дюжина

Руководитель Лионского балета о «Жизели» Матса ЭкаВ восточном календаре 12 лет обозначают законченный цикл. Что ж, фестиваль балета «Мариинский» прошел один жизненный цикл. Таким образом, в 2013 году, будем надеяться, 13 фестиваль начнет новый виток своей истории. Что же готовит зрителям «Мариинский-2013»? Вот пять событий 28 февраля – 10 марта, которыми не стоит пренебрегать.

1. Звезды зажигают. Прежде всего стоит идти смотреть стартовые спектакли фестиваля, которые по традиции танцует звездный состав. 28 февраля и 1 марта балет «Ромео и Джульетта» исполнят Диана Вишнёва и Владимир Шкляров. Если не сможете купить билетов (что неудивительно), то имейте в виду: спектакль 1 марта будет транслировать европейский телеканал Mezzo.

2. Форсайт из первых рук. Возобновление балетов Уильяма Форсайта «Головокружительное упоение точностью»/The Vertiginous thrill of exactitude и «Там, где висят золотые вишни»/In the middle somewhat elevated (3 марта), которые не исполнялись несколько лет. В этот же вечер аутентичнейшие исполнители хореографии Форсайта – артисты «Forsythe company» представят двадцатиминутную работу мастера для четырех исполнителей «N.N.N.N.». Разумеется, в театре будет присутствовать сам мистер Форсайт.

Ульяна Лопаткина в роли «Анны Карениной» в постановке Алексея Ратманского3. Новые рекорды. 5 марта на необычный творческий эксперимент пойдет прима-балерина Мариинки Екатерина Кондаурова. В один вечер Кондаурова исполнит три главные партии в «Драгоценностях» Джорджа Баланчина, которые традиционно исполняются тремя разными балеринами, и соберет свою коллекцию ювелирных изделий – «Изумруды» (дебют), «Рубины» и «Бриллианты».

4. Специальное событие фестиваля – творческая мастерская молодых хореографов (9 марта в 15.00), на которой свои работы покажут Владимир Варнава, Никита Дмитревский, Илья Петров, Антон Пимонов, Юрий Смекалов, Эмиль Фаски. После показа пройдет обсуждение работ. Постановщики встрется с критиками и зрителями – и это, пожалуй, самый смелый проект театра.

5. Праздничный салют. На заключительном гала-концерте 10 марта выступят приглашенные звезды и солисты Мариинского театра: Чейз Финли, Ольга Есина, Ульяна Лопаткина, Олеся Новикова, Тимур Аскеров, Андрей Ермаков, Вадим Мунтагиров, Владимир Шкляров, Константин Зверев. 


Медиагалерея (6 фото, 3 видео)

  • 06_Mariinsky_nam_pokazhet_687x450.jpg

    Совершенно особенное зрелище фестиваля — балет «Жизель», который исполнит прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. Мариинские зрители традиционно нервно реагируют на свою любимицу, сменившую сцену одного императорского театра на другую, северную столицу на Москву. © Наталья Разина. Пресс-служба Мариинского театра

  • 01_Mariinsky_nam_pokazhet_687x450.jpg

    Балерина Венской государственной оперы Ольга Есина приезжает в Санкт-Петербург, чтобы исполнить ведущую партию в «Лебедином озере» на сцене Мариинского театра. © Пресс-служба Мариинского театра

  • 02_Mariinsky_nam_pokazhet_687x450.jpg

    Вадим Мунтагиров, солист Английского национального балета, станцует «Баядерку» в честь 75-летия Рудольфа Нуриева. Таким образом изящно замыкается логический круг: из Петербурга в Лондон и обратно. Правда, невозвращенец 1961 года Рудольф Нуриев, премьер тогдашнего Кировского театра тогдашнего Ленинграда, и помыслить ни о чем таком не смел. © Пресс-служба Мариинского театра

  • 03_Mariinsky_nam_pokazhet_687x450.jpg

    Танцовщик Нью-Йорк Сити Балет Чейз Финли в спектакле «Аполлон». Вероятно, будущий любимец российской публики. © Paul Kolnik. Пресс-служба Мариинского театра

  • 05_Mariinsky_nam_pokazhet_687x450.jpg

    Фестиваль открывается балетом «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева в хореографии Леонида Лавровского. За дирижерским пультом — маэстро Валерий Гергиев. В роли Джульетты — Диана Вишнева. © Наталья Разина. Пресс-служба Мариинского театра

  • 07_Mariinsky_nam_pokazhet_687x450.jpg

    Прима-балерина Мариинки Екатерина Кондаурова идет на рекорд: за один вечер она исполнит заглавные партии во всех трех балетах Баланчина из серии «Драгоценности». © Наталья Разина. Пресс-служба Мариинского театра

  • Руководитель Лионского балета о «Жизели» Матса Эка

  • Ульяна Лопаткина в роли «Анны Карениной» в постановке Алексея Ратманского

  • Хореограф Бенжамен Мильпье, который с сентября 2014 года берет на себя руководство балетом Парижской оперы, поставил во время фестиваля в Мариинке свой балет Without

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости