10 лет без права сожалений

7 марта 2013

Премьер Мариинского театра Владимир Шкляров: «Я пересек балетный экватор»

Балетный фестиваль «Мариинский», поддерживаемый банком ВТБ, в этом году открылся спектаклем «Ромео и Джульетта» с Дианой Вишневой и Владимиром Шкляровым в главных ролях. А 8 марта в театре бенефис Владимира Шклярова: «Рубины» Баланчина, фрагмент из балета «Баядерка» и «Юноша и смерть» Ролана Пети, где партию Смерти исполнит Екатерина Кондаурова.

О том, что такое 10 лет в Мариинском театре, какова роль мужчины в балете и чем хорош граф Альберт, Владимир Шкляров рассказал корреспонденту VTBrussia.ru.

- Владимир, как, по-вашему, в балете должен быть сюжет, мощная литературная канва?

- Я больше люблю сюжетные балеты, чтобы внутри была история. Даже если это современная хореография с абстрактной темой, я для себя внутренне стараюсь найти историю, мотивацию, чтобы танец состоял не только из набора движений, но и был осмысленным.

- Для вас важнейшим искусством является балет...

- Ну конечно.

- А говорят, вы к футболу неравнодушны.

- Ну это так, хобби в свободное от работы время. Я болею за наш «Зенит», клуб Санкт-Петербурга. Когда есть возможность, иду на стадион.

- А балет как зритель смотрите? Можете поехать куда-то специально, чтобы увидеть спектакль, смотреть в YouTube?

Партия графа Альберта в балете - Конечно. Последний пример – премьера в Большом театре балета «Мойдодыр» в хореографии замечательного молодого балетмейстера Юрия Смекалова. Но я бы хотел, чтобы современный балет был больше представлен у нас в Санкт-Петербурге. Потому что самая яркая премьера последнего времени – балет Анжелена Прельжокажа «Парк»... За развитием балета можно следить в интернете, в прессе. Но на самом деле балет такое искусство – его нужно смотреть прямо в театре. Его нельзя записать, засушить, перенести на видео, разместить в интернете. Это уже не то...

- У вас есть опыт исполнения хореографии и Баланчина, и Ролана Пети, и Уильяма Форсайта, и Джерома Роббинса, и Пьера Лакота, и Бенджамина Мильпье. А что сейчас хочется попробовать? С кем поработать?

- Со всеми хочется работать! Все хочется танцевать! Проще ответить: «Я так устал, я ничего не хочу!» А я могу честно сказать: «Очень не хватает работы! Такая жажда танцевать!» Я десятый год в театре. Это балетный экватор. Столько лет уже прослужил, и еще примерно столько же осталось.

- Что такое быть премьером Мариинского театра?

- Хорошо делать свою любимую работу. Все просто: я должен хорошо танцевать. Танцевать так, что когда выходишь на сцену, делать все возможное, чтобы люди забывали о своих проблемах... В общем, я считаю, что задача артиста убедить зрителей в том, что весна обязательно придет!

- Как сильно ваше личное настроение передается залу?

- Абсолютно! Если ты выкладываешься на сто процентов, то зал переходит на твою сторону. Но это тонкий момент. Должна быть грань, понимание меры...

- Вы готовы рисковать, участвовать в проектах совсем неизвестных, молодых хореографов?

Владимир Шкляров - один из первых исполнителей балетов Уильяма Форсайта в Мариинском театре. © Наталья Разина, пресс-служба Мариинского театра- Сейчас я стараюсь сводить риск к минимуму, я должен быть абсолютно уверен, что все получится. Хотя я понимаю, что очень часто балеты, балетные миниатюры держатся на исполнителях, на харизме, природном обаянии...10 марта будет премьера номера 101 Эрика Готье. Номер очень интересный, необычный, и я бы очень хотел продолжить сотрудничество с Эриком. До меня никто этот номер в России не исполнял. Для Эрика это определенный риск, но тем не менее мы оба верим, что все пройдет хорошо.

- Вы танцуете с такими яркими балеринами, как Диана Вишнева и Екатерина Кондаурова. Вы можете позволить себе выбирать партнерш?

- То есть говорить так: с ней буду танцевать, а с этой нет, – такого, конечно, нет. Но мне бы очень хотелось вернуть традиции дуэтных танцев. А дуэт рождается только тогда, когда нет постоянной смены балерин, как это сейчас происходит со мной. Это требование театра, чтобы танцовщики были коммуникабельными и могли подстраиваться друг под друга. Универсальность достигается, но уходит другое. Глядя на новую пару, никогда не возникнет ощущения чуда, которое испытываешь, глядя на пару, которая уже 10 лет танцует вместе. То, как они чувствуют себя рядом друг с другом, как чувствует себя балерина в руках партнера, это дорогого стоит. Такая гармония в последнее время меня интересует больше, чем виртуозные пируэты. И я бы хотел как можно больше танцевать со своей женой Машей Ширинкиной, теперь Шкляровой.

- Вы 10 лет танцуете графа Альберта...

- Не 10 лет. Меньше!

- И всегда ваш Альберт в одном и том же настроении?

- Я в последний раз танцевал спектакль «Жизель» три года назад. Я по графу Альберту, по спектаклю очень соскучился! Много можно рассуждать о роли графа Альберта в истории Жизели, его можно сделать ужасным, отвратительным героем, а можно сделать его человеком, который понял свою ошибку и в конце концов раскаивается.

- В классическом балете у мужчин не много партий, где они могли бы выражать свои актерские дарования... Почему?

Рудольф Нуриев считается непревзойденным исполнителем балета Ролана Пети - Отвечу честно: искусство балета — это искусство для девочек, для балерин. Да, был Рудольф Нуриев, который ставил танцовщика выше балерины. Но, на мой взгляд, вопрос в партнерстве. Очень важен дуэт. Важно то, как ты относишься к своей балерине. Ее нужно, безусловно, показывать, поддерживать, помогать ей. Но при этом нужно понимать, что это совместная работа. Когда один тянет одеяло на себя, ничего хорошего не выходит, дуэта не будет, танца не будет, будет вещь, а к ней подставка. Нужно понимать, что высокий уровень спектакля возникает только при сотрудничестве друг с другом. И те, кто это понимает, становятся звездами первой величины.

- То есть сегодня мужчине, чтобы стать звездой, нужно быть в два раза сильнее балерины?

- В три раза сильнее. И физически, и актерски. И все равно бывает, что не хватает сил станцевать собственную вариацию. Но это оправданно, когда партнер преподносит ту, которая рядом с ним на сцене.

- Десять лет в Мариинском театре — суровая школа...

- Я прошел по ступенькам лестницы от танцовщика кордебалета до премьера. Не все могут это преодолеть. Сейчас очень важно оставаться на высоком уровне, поддерживать форму и ни в коем случае не останавливаться.

- Вы всегда в форме?

- Я с детства чувствовал себя лидером. И я всегда любил побеждать. Для профессии балетного артиста это незаменимые качества. Здесь нужно или быть первым, или найти какую-то другую профессию. Ты должен балет очень сильно любить. Потому что труд каторжный!

- Вы родились в семье потомственных военных, а как оказались в балете?

8 марта Шкляров исполнит фрагмент из балета - Выбор сделала мама. Она сама хотела танцевать, быть балериной. Вот я за маму и отдуваюсь... Это было непростое решение. Я ведь должен бы был пойти в инженерное училище и стать военным строителем.

- А мама сейчас приходит на каждый спектакль?

- Мама с папой на каждом моем выступлении.

- Родители владеют балетной терминологией, могут провести грамотный разбор полетов

- Нет. Они приходят получить удовольствие от спектакля. У них зарезервирован столик в буфете. Они пьют шампанское в антракте.   


Медиагалерея (5 фото, 1 видео, 1 виртуальный тур)

  • 1Gizel_fotoN_Razina_687x450.jpg

    Партия графа Альберта в балете "Жизель" - одна из любимых партий Владимира Шклярова. Танцовщик говорит, что соскучился по графу Альберту как по своему старому знакомому. © Наталья Разина, пресс-служба Мариинского театра

  • 2Shklyaro_687x450.jpg

    За 10 лет в Мариинском театре Владимир Шкляров прошел путь от танцовщика кордебалета до премьера. © Олег Зотов, пресс-служба Мариинского театра

  • 3Shklyaro_687x450.jpg

    Владимир Шкляров - один из первых исполнителей балетов Уильяма Форсайта в Мариинском театре. © Наталья Разина, пресс-служба Мариинского театра

  • 4Shklyaro_687x450.jpg

    Рудольф Нуриев считается непревзойденным исполнителем балета Ролана Пети "Юноша и Смерть". Всякий раз, танцуя партию Юноши, Шкляров будто соревнуется с тенью Нуриева. © Наталья Разина, пресс-служба Мариинского театра

  • 5Shklyaro_687x450.jpg

    8 марта Шкляров исполнит фрагмент из балета "Баядерка". © Владимир Барановский, пресс-служба Мариинского театра

  • Видео: что стоит за волшебством на сцене

  • Виртуальная экскурсия по Мариинскому театру

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости