Костюмная феерия

8 ноября 2011

В мастерских Большого театра близка к завершению работа над костюмами к балету «Спящая красавица»

Многие мастера, что работают над костюмами сегодняшней «Спящей», помнят и предыдущие две редакции балета. РИА Новости/Владимир Вяткин

Накануне премьеры «Спящей красавицы», балет готовится к постановке при поддержке ВТБ, наш корреспондент побывал в мастерских Большого театра, где завершается работа над костюмами.

В женском костюмном цехе журналистов встречала заведующая художественно-производственной мастерской по производству костюмов Галина Ивановна Нуритжанова.

«Мы только что вышли из «Руслана и Людмилы», а тут такой балет»,– всплеснула руками Галина Ивановна в ответ на вопрос, какая ситуация в мастерских.

Впрочем, в мастерских ситуация совершенно обычная для мастерских Большого театра – они напряженно работают.

Сенсационные эскизы

Накануне спектакля вся отделка костюма, вышивка, аппликация, узоры обводятся художником вручную кисточкой с черной тушью, «прописываются». РИА Новости/Владимир Вяткин

«Спящая красавица» – балет большой красочный, имперский. Таким он был задуман самим Петипа. Таким был воссоздан Юрием Григоровичем. Многие мастера, что работают над костюмами сегодняшней «Спящей», помнят и предыдущие две редакции балета, тоже осуществленные великим советским балетмейстером. Правда, с другим художником, – Симоном Вирсаладзе. 

Для третьего прочтения «Спящей красавицы» Юрий Григорович пригласил своего давнего знакомого, легендарного сценографа Энио Фрижерио (художника, много лет проработавшего с Джорджио Стреллером, Роланом Пети, Рудольфом Нуреевым) и его постоянного соавтора, художника по костюмам и жену Франку Скуарчапино.

Итальянский дуэт еще перед началом работы заявил, что предпочитает мыслить и работать в традиционной манере. Неуместные интерпретации и осовременивания классических сюжетов их только раздражают. «Сказка и есть сказка. В этом ее особенность. Ничего сенсационного ни в сценографии, ни в костюмах вы не увидите!», – решительно заявлял итальянский художник весной, направляясь в мастерские театра.

Тогда же художник по костюмам, его жена, Франка Скуарчапино принесла на встречу с мастерами свои экскизы. Художница настаивала на максимальной исторической достоверности. Первый акт, с маленькой принцессой в колыбели, в XVII веке, второй акт, через сто лет, дословно — в XVIII веке. Эскизы выглядели сенсационно. Но не из-за исторической дотошности, все рисунки оказались черно–белыми. Франка предложила мастерам и художникам-модельерам, ведущим спектакль, пройтись с ней по магазинам, чтобы по ходу подобрать ткани и отделку.

Ручной труд

В мастерских Большого так работать не привыкли. Тут принято подбирать каждую краску на палитре, утверждать с художником каждый штрих. Здесь, в этом гигантском городе-государстве, спрятанном в центре Москвы, могут выполнить любое пожелание художника. Здесь могут ткать, вышивать, красить, тонировать. Здесь торжествует ручной труд, штучная работа и индивидуальный подход.

Но, конечно, никакой сенсации не состоялось. Заказ был дан – все 400 костюмов без сомнения к сроку будутКаждый костюм требует две-три примерки. РИА Новости/Владимир Вяткин выполнены. Хотя костюмы оказались сложными. «Историческое правдоподобие» требует большого количества деталей. Что осложняет ситуацию. И в прямом смысле, – все костюмы с пышной отделкой выполнены из парчи, бархата и муара,– а, следовательно, весят больше, чем предыдущие. И с художественной. В рамках одного спектакля должна быть показана и «мушкетерская мода» с яркими цветами и сложный период англомании сто лет спустя. Меняется силуэт платья, растут корзины кринолинов.

За несколько дней до генеральной репетиции в примерочной вывешены платья дам. Тут наряды всех оттенков лилового, зеленого, желтого. Это «вальсы».

Впрочем, никакого желтого, розового или зеленого в XVIII веке не существовало. Костюмы были многослойные, с богатым орнаментом, из органзы. Цвет «испуганной нимфы», «кузнечик в обмороке».

Варвара-пачечница

Пачка – основа балетного костюма, залог успеха, – тоже требует примерки, и особого ухода. РИА Новости/Владимир ВяткинНакануне генеральной репетиции и приезда итальянской художницы готовы уже все костюмы кордебалета, и в срочном порядке доделывают костюмы солистов. К солистам отдельное внимание и особые требования. Их костюмы должны быть безукоризненно посажены. Каждый лишний сантиметр, лишний грамм ткани отражается на танце.

– Сидим до девяти вечера, ждем примерки, – рассказывают мастера. Ведь каждый костюм, особенно у солиста, скроен и посажен на конкретного артиста, с учетом особенностей фигуры и сценического движения. Артистка поправилась или похудела за лето, – костюм отправляется в мастерскую, его распарывают и принимаются за дело сначала. Как наглядная иллюстрация в примерочной висит белое платье. Это «Лиза» Светланы Лунькиной. У платья приколота записочка: «Артистка сильно похудела за лето, платье велико».

– Самое страшное для нас – срочный ввод, – рассказывают в мастерских. Иногда буквально за ночь нужно полностью подготовить все костюмы для новой исполнительницы. Ведь на каждого солиста из каждого состава все костюмы отшиваются полностью и усаживаются по фигуре.

Все костюмы с пышной отделкой выполнены из парчи, бархата и муара,– а, следовательно, весят больше, чем предыдущие. РИА Новости/Владимир Вяткин

Каждый костюм требует две-три примерки. На первом этапе портные готовят большой лиф и пачку. Все пачки в мастерских с 1989 года готовит один человек – мастерица Варвара Лобанова. И мастера, и артисты традиционно зовут ее Варвара-пачечница. Пачки от Варвары – особенные, с секретом, идеально сбалансированные. «Я училась по старой пачке, – рассказывает Варвара, – тюль материал сложный, хлипкий и капризный. А потом изобрела свою технологию. Главная задача – грамотно собрать пачку, чтобы держала баланс».

Пачка – основа балетного костюма, залог успеха, – тоже требует примерки. И особого ухода. Бывает и так, что служит одноразово. После одного выхода на сцену 

возвращается в мастерские на переделку. У феи серебра, например, на пачке 6–7 слоев серебряного напыления. Если пачка пострадает, ее соберут заново, из нового тюля и будут «серебрить» по-новой.

Костюмы с росписью

После примерки пачки и лифа, – двух главных частей конструкции костюма, – портные создают затяжки, пришивают рукава. Вновь примерка.

И на третьем этапе, за несколько дней до выпуска спектакля, примеряют уже готовый костюм с отделкой.

Художник по вышивке Ольга Владимировна Удод рассказывает, что вместе с ней в цехе отделки костюмы готовит 9 мастеров. Расшивают уже готовые платья, пришивают блестки, стразы, расшивают золотой и серебряной канвой, пришивают аппликации.

Расшивают уже готовые платья, пришивают блестки, стразы, расшивают золотой и серебряной канвой, пришивают аппликации. РИА Новости/Владимир ВяткинВсе готовые костюмы вывешиваются в примерочной. Женские – в примерочной женского цеха, мужские – в примерочной мужского цеха.

По правилам Большого, каждый костюм должен быть расписан. Художник смотрит на сцены, как работает костюм, как смотрятся детали из зала. По правилам Большого, костюм считается окончательно законченным, когда он «прописан». То есть накануне спектакля вся отделка костюма, вышивка, аппликация, узоры обводятся художником вручную кисточкой с черной тушью, «прописываются». С такой пропиской костюмы переносятся из мастерских в гардеробные Большого театра.

Из традиционной профессиональной деликатности и уважения к авторскому праву нерасписанные костюмы пока висят в примерочных. Ждут художницу Франку и ее решения.

Медиагалерея (6 фото, 1 виртуальный тур)

  • Костюмная феерия

    Все костюмы с пышной отделкой выполнены из парчи, бархата и муара,– а, следовательно, весят больше, чем предыдущие.РИА Новости/Владимир Вяткин

  • Костюмная феерия

    Расшивают уже готовые платья, пришивают блестки, стразы, расшивают золотой и серебряной канвой, пришивают аппликации. РИА Новости/Владимир Вяткин

  • Костюмная феерия

    Каждый костюм требует две-три примерки. РИА Новости/Владимир Вяткин

  • Костюмная феерия

    Многие мастера, что работают над костюмами сегодняшней «Спящей», помнят и предыдущие две редакции балета. РИА Новости/Владимир Вяткин

  • Костюмная феерия

    Пачка – основа балетного костюма, залог успеха, – тоже требует примерки, и особого ухода. РИА Новости/Владимир Вяткин

  • Костюмная феерия

    Накануне спектакля вся отделка костюма, вышивка, аппликация, узоры обводятся художником вручную кисточкой с черной тушью, «прописываются». РИА Новости/Владимир Вяткин

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости