Энциклопедия русского балета

15 ноября 2011

Александр Колесников, театральный критик: «Счастье этого балета в том, что ему не дали исчезнуть за столетие»

Театральный критик Александр Колесников
«Спящая красавица» – один из самых известных русских балетов. За свою более чем 130-летнюю историю он пережил множество постановок. Только в Большом театре – семь редакций. Новая премьера балета пройдет в главном театре страны при поддержке ВТБ. Удивительно, но «Спящая» одновременно остается как эталоном классического танца, так и благодатным полем для экспериментов.

Александр Колесников

Театральный критик Александр Колесников назначил встречу в атриуме одного из корпусов Большого театра, где пообещал рассказать про все известные постановки знаменитого балета. Вокруг с инструментами проходят музыканты, с репетиций спускаются взрослые танцоры и школьного возраста девочки. Колесников говорит, что традиции в Большом передаются с особым трепетом. Несмотря на все революции XX века связь поколений в этих стенах не обрывалась ни на минуту.

Здесь ощущается дыхание истории. Еще несколько лет назад тут давала свои классы ученица Вагановой МаринаЗа плечами Юрия Григоровича, народного артиста СССР,  балетмейстера Большого театра, две интерпретации знаменитого балета. Премьера «Белой Спящей» состоялась в Большом, в 1963 году, а обновленная версия знаменитого балета увидела свет  в 1973 году. РИА Новости/Александр Поляков Семенова, а среди преподавателей хореографа Юрия Григоровича были ассистенты самого Мариуса Петипа.

– «Спящая красавица» – один из самых знаменитых русских балетов. С чего началась его история?

– В 1888 году руководитель конторы императорских театров Иван Всеволожский задумал поставить балет в стиле Людовика. Он взял знаменитую сказку Шарля Перро и предложил ее Петру Ильичу Чайковскому. Два месяца композитор думал, но когда ему прислали сценарный план – согласился. Музыка была готова через сорок дней. Позже Чайковский говорил, что «Спящая красавица» – лучшее из его произведений. Затем в дело вступил величайший Мариус Петипа. Надо сказать, что все три автора были людьми вполне зрелыми и состоявшимися. Всеволожский был князем, Чайковский – знаменитым композитором, а Петипа – человеком преклонного возраста. Удивительно, как они смогли по мотивам сказки создать нечто такое, чему было суждено стать величайшим театральным шедевром, не только России, но и Европы.

– Когда же «Спящую красавицу» увидела публика?

– Премьера состоялась в Мариинском театре в первые дни 1890 года. На генеральной репетиции присутствовала царская фамилия. Затем спектакль поставила «Ла Скала», а в 1899 – Большой театр. Сюда ее перенес руководитель московского балета Александр Горский.

– Как сложилась судьба аутентичной версии Петипа?

 Чайковский говорил, что «Спящая красавица» – лучшее из его произведений 

– Разумеется, «Спящая» имела много возобновлений, а порой и новых версий. Со временем оригинал Петипа не то, чтобы утрачивался – само время его видоизменяло. Стали другими техника, ткани, свет, игра инструментов, даже пропорции тел артистов. Но что удивительно: сколько бы версий на русской сцене «Спящая» не имела, в своем существе она оставалась неизменной. В ней всегда сохранялись «несущие конструкции», созданные Мариусом Ивановичем. Хореографы были людьми просвещенными и не могли нарушить вот это «старое здание» спектакля. Хотя многие вещи сегодня кажутся наивными: что такое Красная шапочка и Серый волк для сознания XX века со всеми его катастрофами? Счастье этого балета в том, что ему не дали пропасть за столетие. А это ведь серьезный срок.

– Что выделяет «Спящую красавицу» среди других балетов?

– «Спящая» – это антология развития классического танца и одновременно его энциклопедия. Там представлены и солисты, и ансамбль, и пуантная классика, и гротеск. Все это составляет язык классики. Значение этого балета для русской академической сцены сложно переоценить – он был пиком, который сложно превзойти. Интерес к нему не проходил никогда. Старилась одна версия – ставили другую.

– А что значит «старилась»?

 Счастье этого балета в том, что ему не дали пропасть за столетие. А это ведь серьезный срок 

– Уходили исполнители, приходили новые, возникал поколенческий порог. Скажем, Уланова, Семенова и Дудинская застали императорские времена еще детьми. Я думаю, что идеи обновления классики приходят в переломные моменты. После революции наступило совершенно иное смысловое время, потом война, эвакуация театра, приход новых людей. А ведь видео не было, все передавалось из «ног в ноги». Но даже в эти моменты «Спящая» в своей основе никуда не могла деться, и вот имеет в нашем театре уже седьмое воплощение. Через нее прошли абсолютно все великие балерины XX века.

– В 2011 году Большой ждет седьмую постановку, причем автор трех последних один – Юрий Григорович.

– Юрий Григорович – воспитанник вагановской школы. Он сам перетанцевал в «Спящей» множество партий. С ним репетировали ассистенты Петипа – Пономарев и Ширяев, так что получил он все из первых рук. Его первая постановка этого балета состоялась в 1963 году и тут же вызвала споры. Григорович пытался воплотить «Спящую» средствами чисто академической классики. Поэтому убрал все бытовые предметы, подробности и оставил квинтэссенцию, суть замысла Петипа. Вся сценография там была белого цвета и поэтому балет назвали «Белой «Спящей». Несмотря на споры, балет прожил на сцене восемь лет, а Майя Плисецкая получила Ленинскую премию за исполнение в нем партии Авроры. 

Сцена из балета Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица» по сказке Шарля Перро. Государственный академический Большой театр Союза ССР (ныне - России). В партии Авроры - заслуженная артистка УССР Нина Семизорова, принц Дезире - Николай Федоров. РИА Новости/Александр Макаров

– Что заставило Григоровича через два года после закрытия представить зрителю новую версию «Спящей красавицы»? 

– В 1973 году Юрий Николаевич вернулся к балету уже на новом уровне его понимания. Теперь он возвратил сказочный дух первоисточника Перро и Петипа. В спектакле появились характерные танцы. Вернулась пантомима. С точки зрения полноты воплощения первоисточника, это был эталонный вариант. В эту «Спящую» входили поколения артистов, ее танцуют до сих пор.


– Но и в Мариинском театре тоже относительно недавно поставили эталонную версию «Спящей красавицы».

– Действительно, лет восемь назад с большой помпой Мариинка представила оригинальную версию этого балета. Но, говорят, она не пошла. Полное погружение во время не состоялось, она не стала «живым» спектаклем. Получился музейный эксперимент, который привел к мысли, что классика – не застывшая форма, она обязана двигаться во времени. Кстати, на гастроли они возят очень сильную постановку 1950-х годов Константина Сергеева.

 Как всегда, Григорович «вбрасывает» в постановку новое поколение людей. Только в первый месяц на сцену выйдут шесть главных пар. В то время как обычно заняты два-три состава 

– Так что же нас ждет в 2011 году. Одна постановка была новаторской, вторая – эталонной, перебрали, кажется, все?

– Там есть своя концепция. Это дворцово-парковый спектакль. Весь сюжет «Спящей красавицы» является зрелищем Короля Солнца, т.е. того самого Флорестана XIV – отца Авроры. Все происходит как бы внутри этой рамы. Дворцовый интерьер Людовика будет простираться в зал, а в свою очередь «подкова» зала – замыкаться на сцене. То есть зрители станут как будто участниками представления.

– Привет Всеволожскому, который хотел ставить спектакль в стиле Людовика?

– В то время они впрямую сказку разыгрывали. Григорович сохраняет все сохранившиеся от Петипа узловые моменты. Вместе с тем Юрий Николаевич не изгоняет пантомиму, но старается убрать из нее архаику. Это истина, к которой в конце жизни пришел и сам Петипа, когда пантомима стала отодвигаться и замещаться танцем. Конечно, все волнуются – времени мало, нужно перейти на новую сцену. Ведь многие артисты вообще ее не знают. Как всегда, Григорович «вбрасывает» в постановку новое поколение людей. Только в первый месяц на сцену выйдут шесть главных пар. В то время как обычно заняты два-три состава.

 Западные труппы не могут сделать «Спящую» во всем ее академическом блеске на нашем уровне. Они пытаются что-то сохранять, но изменения вносят гораздо более радикальные 

– Интересная практика!

– Этой его практике мы обязаны появлением Нуриева, Колпакова, Соловьева, Сизовой. Фактически, эта «Спящая» – еще и акция по открытию нового поколения.


– Пока мы касались в основном, некоего продолжения питерской традиции, вагановской школы. Насколько известно, что было в Москве?

В «Спящей красавице» всегда сохранялись «несущие конструкции», созданные величайшим русским хореографом Мариусом Ивановичем Петипа. РИА Новости

– Во время европейских гастролей Большого в 1970-х за кулисы пришла Вера Каралли. Она была любимой балериной Горского. Григорович встретился с ней. Каралли рассказала ему о московских подходах. Так что Юрий Николаевич в памяти держит и это. В 30-е годы в Москве танцевала и Семенова, которая ушла из жизни на 104 году, совсем недавно. И вот до 90 с лишним лет она давала класс и показывала нашим девочкам все, что умела сама.

– А что же было с постановками «Спящей красавицы» на Западе?

– Западные труппы не могут сделать «Спящую» во всем ее академическом блеске на нашем уровне. Они пытаются что-то сохранять, но изменения вносят гораздо более радикальные. И если, постановка Нуриева еще сохраняла следы Мариинского театра, то часто это просто невозможно осуществить и хореографы идут путем переосмысления балета. Из самых известных переосмыслений – постановка Дерека Дина в Английском Национальном балете, поставленная в Альберт-холле. Кстати, фею Карабос и фею Сирени там танцевала Анастасия Волочкова. Ее вывозили не крысы, как у Петипа, а драконы – а это уже задумка Шарля Перро.


  

Биографическая справка

Александр Геннадьевич Колесников – театральный и музыкальный критик, кандидат искусствоведения, член Союза писателей, Союза журналистов, Союза театральных деятелей, автор четырех книг, лауреат премий в области критики и книгоиздания.
 
Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости