балет«Онегин»
Театр уж полон
Балет-легенда

Король и королевство
Он танцевал. Путешествовал с театром по небогатым городкам Англии, где утренний класс проходил то в школьном спортзале, а то и вовсе в пабе, в котором сдвигались столы, чтобы установить балетные палки. Он читал. С собой в любой поездке у него всегда было пять-шесть книг одновременно, причем на разных языках, которые он читал параллельно. Он сочинял – в сезон для Королевского балета, летом – для маленькой курортной антрепризы.

Сцена из балета «Онегин».
Штутгарт. Рэй Барра и Марсия Хайде.
Фото Alo Storz

Один из его приятелей напишет потом: «Мы были так бедны, что не могли купить бутылку – приходилось обходиться чаем». (Известно, что даже в 1957-м Крэнко получал всего 750 фунтов в год вместе со всеми авторскими отчислениями.) Но это не мешало эскападам: компания гуляла по Лондону в вызывающих костюмах, дружно пела, плясала на перекрестках, всюду оказываясь в центре внимания.

Так – при обожании труппы и легком недовольстве полиции – Крэнко прожил в Британии четырнадцать лет. Он поставил четыре десятка балетов. Среди них были как простодушно-клоунский «Леди и шут», где героиня влюблялась в бродягу и покидала свет ради романтичной жизни без крова над головой, так и бриттеновские «Вариации на тему», где ирония утонченна и порой печальна.

Приглашение в Штутгарт, где балетная жизнь еле-еле теплилась, а городские власти хотели ее оживить; пришло очень вовремя. Лондон уже пора было оставить для новых свершений. Крэнко посоветовался с де Валуа, та сказала: «Конечно, езжайте, а не понравится – я всегда приму обратно». И он отправился в свое будущее королевство. далее


1 2 3 4 5