Костюмная дама

13 марта 2014

Во что оденется «Дама с камелиями»? Фоторепортаж из мастерских Большого театра

Художник Юрген Розе – многоопытный балетный мэтр, он создает костюмы так, что в них живет и стиль эпохи, и тогдашняя мода, и в них удобно танцевать. © Сергей Михеев

Художник Юрген Розе – многоопытный балетный мэтр, он создает костюмы так, что в них живет и стиль эпохи, и тогдашняя мода, и в них удобно танцевать. © Сергей Михеев

В Большом театре кипит работа над балетом Джона Ноймайера «Дама с камелиями», который ставится при активной поддержке банка ВТБ. Пока сам маэстро скрупулезно оттачивает каждое движение с примами, в декорационных мастерских расписывают вазы, собирают колье и люстры и реставрируют антикварную мебель, специально приобретенную для постановки на парижском блошином рынке. Маэстро Ноймайер не знает снисхождения и всюду требует подлинности. Корреспондент VTBRussia.ru побывал в мастерских театра, где увидел, как идет работа над костюмами и декорациями.

Сразу три Маргариты – Светлана Захарова, Ольга Смирнова и Евгения Образцова. Портреты выполнены так – фото расписаны художником и вставлены в рамы. © Сергей МихеевХореограф максимально внимателен к деталям эпохи и тексту романа. Балет начинается со сцены аукциона. Чтобы купить оригинальную золоченую мебель середины XIX века, ассистент художника-постановщика Ольга Тадорашко вылетела в Париж, где на блошином рынке с помощью художников балета Парижской оперы присмотрела 13 оригинальных диванов, кресел и банкеток. В мастерских все шатающиеся ножки укрепили, вспороли обивку: сокровищ мадам Петуховой среди старых пружин, морских водорослей и жгутов из конского волоса – так тогда обивали мебель, – увы, не обнаружили. Зато расписали в стиле ампир вазы из дерева, отлили из пластика «хрусталики» для четырех люстр, которые «играют» на сцене, и расписали 24 кулисы, занавесы, падуги. Все при строгом соблюдении детальных эскизов, похожих на картины бидермайера, художника балета Юргена Розе. Ну и, конечно, собрали букеты камелий, единственных цветов, к которым могла прикоснуться болезненная героиня, за что и была прозвана «Дамой с камелиями».

Премьер балета Большого театра Руслан Скворцов примеряет костюм Армана Дюваля. © Сергей МихеевВ «Даме с камелиями» три состава солистов и кордебалет. Для спектакля сшито 326 костюмов. Самой сложной задачей оказалось «прописать» кружево текстильными красками, чтобы элементы костюма не потерялись на сцене в свете софитов. Ведь балетные исторические костюмы должны и моде своей эпохи соответствовать, и «работать» в танце безотказно. Поэтому балетный костюм строится подобно зданию: на облегающий лиф и юбку – каркас – нанизываются элементы платья. Кстати, с 1978 года, когда в Штутгартском балете прошла мировая премьера «Дамы», многие ткани просто прекратили выпускать. Поэтому планку установили на уровне 2006 года – тогда состоялась парижская премьера «Дамы». Ткани этого периода еще в ходу.

Художник балета Юрген Розе создал не только наряды, но и оригинальные коллекции украшений. Для того чтобы выполнить требования, Большому театру впервые в его истории пришлось пригласить ювелира Александру Попову-Райкову. Колье, браслеты и кольца создавались индивидуально для каждой балерины. С пальцев и запястий балерин не только снимали мерки, но и интересовались вкусовыми предпочтениями каждой солистки.  


Медиагалерея (15 фото)

  • vtbrussia.ru_01BT.JPG

    По традиции фарфор украшали миниатюрами по сюжетам картин модных художников. На фарфор переносят картину Рене Гайяра «Деревянные башмачки» из коллекции мадам де Помпадур. © Сергей Михеев

  • vtbrussia.ru_02BT.JPG

    В балете  «танцуют» двадцать предметов мебели, семь из которых выполнены по старинным образцам в мастерских театра. «Бронзовые» элементы ампирной консоли отлиты из специального пластика. © Сергей Михеев

  • vtbrussia.ru_03BT.JPG

    Сразу три Маргариты – Светлана Захарова, Ольга Смирнова и Евгения Образцова. Портреты выполнены так – фото расписаны художником и вставлены в рамы. © Сергей Михеев

  • vtbrussia.ru_04BT.JPG

    Бутафорские вазы выполнены из дерева и расписаны вручную. © Сергей Михеев

  • vtbrussia.ru_05BT.JPG

    У Маргариты тринадцать платьев в балете. Прима-балерина Большого театра Евгения Образцова на примерке. © Сергей Михеев

  • vtbrussia.ru_06BT.JPG

    Художник Юрген Розе – многоопытный балетный мэтр, он создает костюмы так, что в них живет и стиль эпохи, и тогдашняя мода, и в них удобно танцевать. © Сергей Михеев

  • vtbrussia.ru_07BT.JPG

    У каждой балерины – свой гардероб. Часть костюма ведущей солистки Большого Ольги Смирновой. © Сергей Михеев

  • vtbrussia.ru_08BT.JPG

    Ведущий солист Большого театра Вячеслав Лопатин на примерке в костюмерной мастерской. © Сергей Михеев

  • vtbrussia.ru_09BT.JPG

    Премьер балета Большого театра Руслан Скворцов примеряет костюм Армана Дюваля. © Сергей Михеев

  • vtbrussia.ru_10BT.JPG

    Впервые в истории Большого театра для балета созданы не только костюмы, но и украшения. Для консультаций в декорационные мастерские был приглашен профессиональный ювелир. © Сергей Михеев

  • vtbrussia.ru_11BT.JPG

    Часть гарнитура Маргариты Готье. Все украшения выполнены строго по эскизам художника спектакля Юргена Розе. © Сергей Михеев

  • vtbrussia.ru_12BT.JPG

    Бутафоры осматривают одну из четырех люстр, созданных для спектакля «Дама с камелиями». © Сергей Михеев

  • vtbrussia.ru_13BT.JPG

    Один из пяти занавесов спектакля «Дама с камелиями». 40 квадратных метров уникального бесшовного тюля. © Сергей Михеев

  • vtbrussia.ru_14BT.JPG

    Антикварное кресло покрывают лаком. © Сергей Михеев

  • vtbrussia.ru_15BT.JPG

    «Хрусталики» на люстре – пластиковые. Ведь этой люстре «работать» на сцене, а значит, стекло недопустимо по технике безопасности. © Сергей Михеев

Поделиться с друзьями
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

5 декабря 2012

Мастера Большого театра кропотливо восстановили декорации и костюмы художника Симона Вирсаладзе Авторский стиль
Мастера Большого театра кропотливо восстановили декорации и костюмы художника Симона Вирсаладзе

13 ноября 2012

Директор балета Парижской оперы Брижит Лефевр: «Нам важно, что балет «Иван Грозный» воссоздается в Москве при нашем участии!» То, что позволено Григоровичу
Директор балета Парижской оперы Брижит Лефевр: «Нам важно, что балет «Иван Грозный» воссоздается в Москве при нашем участии!»
Все новости