В ожидании царя

19 октября 2012

15 фактов, благодаря которым балет «Иван Грозный» зарезервировал себе место в мировой истории искусств.

1. Танцевальные хроники

История балетного Ивана начинается с выбора невесты. © Архив музея Большого театраДаты этой балетной истории можно установить с точностью до года. Действие спектакля начинается в 1547 году, когда семнадцатилетний Иван, устроив смотрины невест, выбрал себе жену-ровесницу – Анастасию. Финал, в котором народ славит царя, одобряя убийства бояр-олигархов, можно датировать либо 1568 годом, в котором Грозный провел одну из самых масштабных боярских казней; либо 1569-м: в этом году царь устранил потенциального претендента на престол – своего двоюродного брата Владимира Андреевича, заодно утопив его решительную мать, Ефросинью Старицкую. Исторические рамки сценария можно считать доказанными с точностью до месяца, поскольку новгородский поход Ивана Грозного – резня и разграбление этого города, произошедшие осенью 1569 года, – в спектакле не отражены.

2. Не пей вина, Анастасия!

Одна из самых пронзительных сцен балета – прощание Ивана с Анастасией. © Архив музея Большого театраСюжет балета закручен вокруг смерти Анастасии. После отравления царицы сугубо положительный Иван становится по-настоящему Грозным, учредив опричнину и развязав широкомасштабный террор против злодеев-бояр. История свидетельствует, что первая и самая любимая жена Ивана IV действительно была отравлена, как и подозревал безутешный супруг. Однако это было доказано лишь в 2000 году, когда московские специалисты из Бюро судебно-медицинской экспертизы провели спектральный анализ сохранившейся темно-русой косы царицы и обнаружили в ней ртуть, мышьяк и свинец в огромной концентрации.

3. Династия Романовых

Анастасия выпивает кубок с ядом. © Архив музея Большого театраАнастасию можно считать родоначальницей династии Романовых. Правившие Россией триста лет (1613–1917), Романовы были призваны на царство лишь благодаря родству с первой женой Ивана Грозного Анастасией, происходившей из рода Захарьевых-Юрьевых (впоследствии стали именоваться Романовыми). Род был незнатным, однако преемник Грозного Федор Иоаннович, последний царь из угасшей династии Рюриковичей, был сыном Анастасии. А первый царь из рода Романовых, Михаил Федорович, приходился ей внучатым племянником.

4. Со скоморохами плясать

Сцена из спектакля: царь в маске пляшет со скоморохами. В роли Ивана – Ирек Мухамедов. © РИА Новости, Александр МакаровВ 1975 году одним из главных новшеств постановки Григоровича считался сам факт, что балетмейстер заставил танцевать реальную историческую личность – царя Ивана IV (полулегендарный Спартак, живший две тысячи лет назад, в счет не шел). Упреждая возможные возражения, критик Александр Демидов, один из главных и самых умных апологетов Григоровича, раскопал исторический факт: реальный Грозный тоже танцевал, попирая все законы тогдашней морали, в чем и упрекал царя его главный оппонент князь Курбский. В своих письмах из Литвы политэмигрант Курбский припоминал Ивану его бесчинства: «начал со скоморохами в машкарах плясать и сущие пирующие с ними».

5. Маска и кубок царя

Владимир Васильев в роли Ивана Грозного. © РИА Новости, Александр МакаровЮрий Григорович прямо процитировал в своем балете эту историческую сцену: царь в уродливой маске пляшет вместе со скоморохами, издеваясь над перепуганными боярами-олигархами. В конце своего гротескового танца он заставляет одного из бояр выпить яд из кубка, в котором подали отравленное питье Анастасии. Этот эпизод в балетных анналах отмечен по крайней мере двумя происшествиями. Однажды народный артист СССР Владимир Васильев вышел на сцену без маски (танцовщик считал, что она не позволяет ему полностью проявить актерские возможности) и поплатился за самоуправство строгим выговором. В другой раз тяжелый, полуторакилограммовый кубок, который царь, отравив боярина, яростно отбрасывал через плечо, полетел прямиком в оркестровую яму. И только благодаря вратарскому броску одного из опричников, отбившему кубок в кулису, не пробил голову ничего не подозревавшему контрабасисту.

6. Грозный реализм

Потеряв разум от горя, царь принялся за бояр. © РИА Новости, Александр МакаровВ балете «Иван Грозный» сцены террора и насилия показаны с непривычной для балета натуралистичностью: Юрий Григорович проявил тут немалую режиссерскую изобретательность. Царь травит бояр, душит их собственными руками, таскает на аркане. Особенно эффектен эпизод с посохом: Иван, стоя на помосте у задника, кидает в кучку столпившихся на авансцене заговорщиков тяжелый посох с железным наконечником – в последний момент бояре бросаются врассыпную, а посох, пролетев метров тринадцать, вонзается железным наконечником в планшет сцены. Однажды один из бояр поскользнулся и, растянувшись на полу, лишь беспомощно наблюдал за тем, как двухкилограммовое оружие летит к нему по воздуху. Ко всеобщему облегчению, посох пробил одеяние боярина, не задев его самого. Зрители же, решившие, что так и задумано, разразились одобрительными аплодисментами.

7. За себя и за Прокофьева

Премьера «Ивана Грозного» стала событием всесоюзного масштаба. Обложка «Огонька», март 1975 года. © Архив музея Большого театраВ своем балете Григорович царский террор оправдывал, представляя его законной местью и необходимой самообороной Ивана IV, считая насилие важнейшей частью государственной политики. По сюжету, уничтожая сепаратистов-бояр, Иван Грозный тем самым объединяет страну. Партийные идеологи брежневской эпохи поддержали концепцию балета на тему «становления российской государственности»: она была одобрена еще на стадии первого обсуждения на заседании коллегии Министерства культуры в 1972 году. Сомнения вызвало лишь название будущей постановки – «Огненный век». К генеральным репетициям 1975 года «Иван Грозный» обрел свое окончательное имя, а просмотренный материал так впечатлил чиновников, что еще не вышедший на публику балет был назван «эпохальным произведением». Цензор, принимавший постановку, даже удивился, что худсовет театра не проявляет горячего энтузиазма. Стенограмма заседания сохранила его реплику: «Молчание некоторых товарищей меня удивляет». На что дирижер Хайкин промолвил: «Родился новый балет Прокофьева». Помолчал и добавил: «Но помощники Прокофьева перестарались, перегрузили оркестр».

8. Как Григорович стал новатором

На поклонах. Второй слева – Михаил Чулаки, один из создателей балета «Иван Грозный». © Архив музея Большого театраРеплика старого дирижера была полна тайной язвительности, понятной современникам и неочевидной для нас. Дело в том, что Михаил Чулаки не только компилировал и редактировал Прокофьева. Он, как писали, «создал новый жанр, взяв за основу музыку Прокофьева и развив ее органически в стиле Прокофьева» – то есть разбавил Прокофьева немалым количеством собственной музыки. В интервью композитор бесхитростно признавался: «Я сел и задумался: а как бы поступил Прокофьев, если бы получил от Григоровича заказ на этот балет?» «Оратория», собранная Абрамом Стасевичем из музыки к кинофильму уже после смерти Прокофьева, стала ядром нового сочинения. В балет вошли большие фрагменты из прокофьевской «Русской увертюры» и «Третьей симфонии». Но многое (в частности – монологи Курбского, дописанные незадолго до премьеры) пришлось сочинять самому Чулаки. Григорович получал музыкальный материал по частям, потому и ставил фрагментами – уже после премьеры эту фрагментарность провозгласят осознанным и новаторским принципом постановки.

9. Разные виды Грозных

«Добрый» Иван Грозный – Владимир Васильев. © РИА Новости, Александр МакаровНоваторской по хореографии эта постановка не была. Элементы русского танца использовались в балете с начала ХIX века, так что все эти присядки, «молоточки», поясные поклоны, «припадания», стилизованные «ковырялочки», которыми прослоен «Иван Грозный», фигурировали на академических подмостках с давних пор. Действительно новым – и уникальным – был танец самого царя. Уникальным потому, что отдельные па и целые связки движений в кульминационных сценах артисты изобретали вместе с хореографом. В результате у каждого Ивана IV оказался свой неповторимый конек, то, чего до этого не делал никто. Подобные прыжки и связки аналогичны именным прыжкам фигуристов – типа какого-нибудь Сальхова или пируэта Дениз Бильманн. «Коварный» Иван Грозный – Ирек Мухамедов и Анастасия – Наталья Бессмертнова. © РИА Новости, Александр МакаровОднако в отличие от спорта общим достоянием они со временем так и не становятся – исполнение слишком сильно зависит от физических и ментальных особенностей конкретного танцовщика. Так, уникальным и неповторимым остался прыжок первого Ивана – Юрия Владимирова: двойное ассамбле (двойной оборот в воздухе), почти параллельное полу с приземлением на одну ногу в арабеск и последующим выбросом этой ноги вперед – чтобы погасить инерцию вращения. Никто, кроме последнего советского Ивана – Ирека Мухамедова, – не делал и не делает двойной содбаск с прогибом в кольцо. Уверяют также, что еще один Иван – Александр Годунов, оставшийся в США во время гастролей Большого, – делал даже тройное ассамбле.

10. Париж взят!

Буклет французской постановки. © Архив музея Большого театраРазумеется, такой самоотверженности и риска не требовалось от французских этуалей, когда московская постановочная группа переносила спектакль в Парижскую оперу в 1976 году: прыжки Ивану ставили с учетом возможностей премьера Гизерикса. Но и этого хватило для того, чтобы экзотический «Иван Грозный», которым Парижская опера открыла сезон, имел огромный успех. За «высокую оценку французской общественности и прессы», полученную спектаклем, Министерство культуры наградило постановочную группу премией. Самую большую сумму (500 рублей) получил Юрий Григорович. Юрию Владимирову и Наталье Бессмертновой, показывавшим спектакль исполнителям партий Ивана и Анастасии, выдали по 150 рублей. В 1976 году столько стоили фирменные джинсы.

11. Царский талант

Танец Анастасии в бинтах – это танец души, покидающей тело. © Архив музея Большого театраУспех «Ивана Грозного» зависит от исполнителя роли царя по меньшей мере наполовину. Эта роль требует исключительных психофизических качеств: помимо незаурядной физической мощи, огромного прыжка и взрывного темперамента артист должен обладать особой харизмой – этаким завораживающим гипнотизмом злодейства. Идеальное сочетание всех этих данных было лишь у первого Ивана: только Юрию Владимирову удалось соединить патологическую жестокость Грозного с обаянием русской безудержности, приметы душевной болезни с чистосердечной открытостью эмоций. Владимир Васильев, второй Иван, выступивший в спектакле в марте 1975-го, месяц спустя после премьеры, оказался слишком положителен, несмотря на все свои старания, – такова была его актерская природа. Светловолосый статный красавец Александр Годунов выглядел скорее воинственным викингом, чем русским царем. По иронии судьбы лучшим из всех (кроме, разумеется, неповторимого Владимирова) оказался последний Иван – Ирек Мухамедов. Могучий татарин с мягким пластичным телом, вулканической энергией и колоссальным прыжком соединил в своем Грозном азиатскую жестокость с российской удалью и задушевностью. Собственно, из-за побега танцовщика в 1990 году в Лондон «Иван Грозный» и прекратил свое существование в конце того же года: в труппе Большого просто не нашлось достойного царя.

12. Главная загадка балетной истории

Первый в истории балета танцующий царь. Юрий Владимиров и Наталья Бессмертнова на репетиции. © Архив музея Большого театра«Ивана Грозного» Большой театр пытался восстановить с тех пор, как в труппе появился юный Иван Васильев, чья психофизика идеально соответствовала балетному образу. К тому же театральным педагогом Ивана как раз был Юрий Владимиров. Несколько сезонов театр потратил на переговоры с наследниками Прокофьева (в советские времена, понятное дело, разрешения никто не спрашивал – в области искусства авторские права не соблюдались). Но как раз тогда, когда правообладатели согласились на использование музыки и театр готовился приступить к постановке, осенью 2010 года Иван Васильев из Большого ушел. СМИ громко обсуждали эту сенсацию – Ивану в Москве были предоставлены все возможности для самореализации. Однако запланированную постановку отменять было уже поздно. И основная интрига предстоящей премьеры – какой же царь появится на троне главного балетного театра страны?

Это интересно:

Три общеобразовательных факта для справки:

1. Балет в 2-х действиях на музыку Сергея Прокофьева, музыкальная редакция и композиция Михаила Чулаки. Балетмейстер-постановщик Юрий Григорович. Декорации и костюмы Симон Вирсаладзе. Премьера прошла в Большом театре 20 февраля 1975 года. В главных партиях: Юрий Владимиров (Иван), Наталья Бессмертнова (Анастасия), Борис Акимов (Курбский).

2. Сценарий, написанный Юрием Григоровичем, состоял из названий сцен спектакля. Вместе с прологом («Звонари сзывают народ») и эпилогом («Вечно быть государству русскому!») их было восемнадцать. Действие балета развивается не повествовательно, а скачкообразно: сценарий представлял собой монтаж эпизодов, охватывающих примерно двадцать лет правления Ивана Грозного. Центральные темы балета отражают все сферы деятельности царя: личную жизнь, политику внешнюю (завоевание Казани) и внутреннюю (опричнина, уничтожение бояр, объединение государства). На создание «Ивана Грозного» Юрия Григоровича вдохновил фильм Сергея Эйзенштейна – не только музыка Прокофьева, но и сценарий, мотивы которого легко просматриваются в балетном либретто, а также гениальная, динамично-танцевальная сцена пира опричников, в которой снимались танцовщики Большого театра.

3. Премьера спектакля прошла с большим успехом, о чем свидетельствуют газетные и журнальные рецензии. И хотя в советские времена отзывы критиков, как правило, отражали официальную позицию государства, тут народ был полностью солидарен с властью: балет пользовался огромной популярностью. За неполные пятнадцать лет «Иван Грозный» был показан на сцене Большого театра 99 раз. Последнее представление спектакля состоялось 19 декабря 1990 года.  


Медиагалерея (13 фото, 1 виртуальный тур)

  • 010_V_ozhidanii_687x450.jpg

    История балетного Ивана начинается с выбора невесты. © Архив музея Большого театра

  • 020_V_ozhidanii_687x450.jpg

    Одна из самых пронзительных сцен балета – прощание Ивана с Анастасией. © Архив музея Большого театра

  • 021_V_ozhidanii_687x450.jpg

    Танец Анастасии в бинтах – это танец души, покидающей тело. © Архив музея Большого театра

  • 030_V_ozhidanii_687x450.jpg

    Анастасия выпивает кубок с ядом. © Архив музея Большого театра

  • 040_V_ozhidanii_687x450.jpg

    Сцена из спектакля: царь в маске пляшет со скоморохами. В роли Ивана – Ирек Мухамедов. © РИА Новости, Александр Макаров

  • 041_V_ozhidanii_687x450.jpg

    Первый в истории балета танцующий царь. Юрий Владимиров и Наталья Бессмертнова на репетиции. © Архив музея Большого театра

  • 050_V_ozhidanii_687x450.jpg

    Владимир Васильев в роли Ивана Грозного. © РИА Новости, Александр Макаров

  • 060_V_ozhidanii_687x450.jpg

    Потеряв разум от горя, царь принялся за бояр. © РИА Новости, Александр Макаров

  • 070_V_ozhidanii_687x450.jpg

    Премьера «Ивана Грозного» стала событием всесоюзного масштаба. Обложка «Огонька», март 1975 года. © Архив музея Большого театра

  • 080_V_ozhidanii_687x450.jpg

    На поклонах. Второй слева – Михаил Чулаки, один из создателей балета «Иван Грозный». © Архив музея Большого театра

  • 090_V_ozhidanii_687x450.jpg

    «Добрый» Иван Грозный – Владимир Васильев. © РИА Новости, Александр Макаров

  • 091_V_ozhidanii_687x450.jpg

    «Коварный» Иван Грозный – Ирек Мухамедов и Анастасия – Наталья Бессмертнова. © РИА Новости, Александр Макаров

  • 100_V_ozhidanii_687x450.jpg

    Буклет французской постановки. © Архив музея Большого театра

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости