Новый царь назван!

6 ноября 2012

До премьеры возобновленного балета «Иван Грозный» в Большом театре остались считанные часы

Вот так танцуют молодые боярыни! В роли Анастасии, невесты, Ивана Васильевича, Анна Никулина. Фото РИА Новости, Владимир ФедоренкоНакануне официальной премьеры перед журналистами выступил первый, премьерный состав исполнителей. Передает корреспондент VTBrussia.ru

Непосредственно перед спектаклем по традиции Большого театра на несколько минут в костюмах и гриме выскочили из-за кулис исполнители сольных партий и балетное руководство театра. И каждое явление вышло сродни молнии.

Бородатый, в черной рубахе, с золотым крестом, мелькнул новый Иван Грозный – Павел Дмитриченко. Так за несколько дней до премьеры раскрылась основная интрига нового «Ивана Грозного» – стал известен исполнитель главной роли.

«Вы понимаете, я – Ромео, я – легкий! А тут мне предстоит роль полководца, я войска за собой веду.»

Впрочем, сам Павел Дмитриченко удивил своей погруженностью в образ. Например, он заявил, что на основе изученных материалов сегодня можно утверждать, что сложившийся в массовом сознании образ Ивана IV, Грозного, основан на «Истории государства Российского», выпущенной Карамзиным. А у Карамзина предвзятое отношение к царю, потому что тот широко использовал архив «перебежчика» князя Андрея Курбского и невольно проникся его отношением к Грозному. Работая над образом, Павел, по его словам, «ездил по местам Грозного», покупал монеты того периода и посмотрел и прочитал про царя все, что только нашел. Вместе с педагогом-репетитором Александром Ветровым они готовили нового Грозного, опираясь на рисунок роли Ирека Мухамедова, одного из самых жестоких и удалых царей.

Царь с царицею простился... Павел Дмитриченко и Анна Никулина. Фото РИА Новости, Владимир ФедоренкоРобкой тенью в белом боярском сарафане вышла Анастасия, Анна Никулина. И опасаясь, вероятно, и сравнений с былыми великими исполнительницами этой роли, и исторических параллелей, обошлась без громких заявлений, сказав, что главное – слушать музыку, она и выведет на верный путь.

Князей Курбских оказалось сразу двое. Первый, красавец в жемчужно-голубом, с непривычной бородой (настоящей, не накладной) – Артем Овчаренко. Перетаптываясь на месте от нетерпения, он смело признался: «Вы понимаете, я – Ромео, я – легкий! А тут мне предстоит роль полководца, я войска за собой веду. Обрести значительность – вот самая сложная моя задача!»

Но тут улыбчивый Борис Борисович Акимов, первый исполнитель роли князя Курбского, педагог-репетитор, готовивший нынешних Курбских, подставил к микрофонам и камерам еще одного князя, совсем уж юного, Дениса Родькина. Правда, Родькин оказался без костюма, поскольку танцует во втором составе. «Юрий Николаевич потребовал: ты должен быть князем!» – рассказал он о своей работе над ролью. Для вчерашнего Вишенки из «Чиполлино», который всего третий сезон в Большом, это и огромная удача, и аванс, который адски сложно отработать.

«Этот князь еще даст всем прикурить, и Грозные ему нипочем.»

Но рядом, чуть уклоняясь от камер, стоял Борис Борисович Акимов, в обрамлении пушистых белых волос, словно в кольчужном шлеме, и радостно-радостно, азартно улыбался. И было видно, что этот князь еще даст всем прикурить, и Грозные ему нипочем. Этот акимовский задор говорил о будущей премьере и будущих сенсациях столько, сколько не могли позволить себе выразить дебютанты.

А затем к прессе вышел Сергей Юрьевич Филин, руководитель балета, и, явно наслаждаясь моментом, рассказал много удивительных подробностей. Что, например, в начале работы над восстановлением «Грозного» Юрий Николаевич, побывавший в репетиционном классе Акимова и увидевший, как Борис Борисович протанцовывает эту партию перед учениками, сказал: «Акимов-то на сегодня получше всех будет...» И как вдруг в сложнейшей драматической роли царя Григорович увидел Владислава Лантратова, жизнерадостного Щелкунчика и задорную Голубую птицу, и назначил его на роль Ивана Грозного. А премьер Александр Волчков сам попросился в Иваны. И Юрий Николаевич, который изначально ставил перед Филиным задачу найти исполнителей на два состава, в итоге оставил всех, и получилось четыре состава.

Первые дни любви. Молодые царь и царица. Павел Дмитриченко и Анна Никулина. Фото РИА Новости, Владимир ФедоренкоСреди радостных открытий Филин назвал Марию Виноградову, для которой дебют в роли Анастасии – вообще первый выход в ведущей партии, и Ольгу Смирнову, самую яркую, на его взгляд, Анастасию – балерину, которой наперебой дирекция театра и хореографы предлагают сольные партии.

Среди избранных зрителей – нарядная, улыбающаяся Галина Ивановна Нуриджанова, заведующая художественно-производственными мастерскими. «Очень красивый балет! И ребятишки очень стараются», – делится впечатлениями радостная Галина Ивановна. «Мы так волновались, что не успеем восстановить все костюмы, ведь материал очень тонкий – фильтрасетка, а спектакль пережил больше сотни представлений... Почти все пришлось воссоздавать. Поэтому и возникла идея обратиться за помощью в Парижскую оперу, откуда нам прислали костюмы главных героев. Но там отделка не такая. У парижан скромнее, схематичнее. И мы решили: постараемся восстановить так, как это было в 1975 году, как мы делали с художником-постановщиком Симоном Багратовичем Вирсаладзе. И справились!!!»

Белой лебедью летит – Анна Никулина в роли Анастасии. Фото РИА Новости, Владимир ФедоренкоСчастливая Галина Ивановна бежит за кулисы что-то еще подправить и выяснить, а в зале неподалеку от художника по свету Михаила Соколова (он главный за пультом) усаживается Наталья Павлова, художник по восстановлению. Наталья Борисовна пришла посмотреть, удалось ли наконец выставить свет так, как нужно, чтобы сетчатые конструкции Вирсаладзе сработали на все сто, как было задумано мастером.

Впрочем, о том, как сработает вся художественная концепция и как справятся конкретные исполнители, до премьеры говорить никак нельзя. Во-первых, по театральным законам. А во-вторых, из уважения к истории и к личности портретируемого в балете Ивана Грозного. Он, как известно, в историю вошел, но место действия покидать не спешит. Вспомним хотя бы воздействие картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» на иконописца Балашова, который порезал полотно ножом в зале Третьяковки... 


Медиагалерея (4 фото, 1 виртуальный тур)

  • 01_RIAN_01279840_687x450.jpg

    Вот так танцуют молодые боярыни! В роли Анастасии, невесты, Ивана Васильевича, Анна Никулина. Фото РИА Новости, Владимир Федоренко

  • 02_RIAN_01279814_687x450.jpg

    Царь с царицею простился... Павел Дмитриченко и Анна Никулина. Фото РИА Новости, Владимир Федоренко

  • 03_RIAN_01279728_687x450.jpg

    Белой лебедью летит – Анна Никулина в роли Анастасии. Фото РИА Новости, Владимир Федоренко

  • 04_RIAN_01279836_687x450.jpg

    Первые дни любви. Молодые царь и царица. Павел Дмитриченко и Анна Никулина. Фото РИА Новости, Владимир Федоренко

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости