Иван молодой

20 сентября 2012

Александр Колесников, историк балета: «Потомки Прокофьева дают согласие на постановку только Юрию Григоровичу!»

«Иван Грозный» совершил переворот внутри балетного мира. © РИА Новости, Александр МакаровБалет Юрия Григоровича на музыку Сергея Прокофьева – одна из самых известных постановок прославленного хореографа. Об истории «Ивана Грозного», многочисленных постановках и работе над восстановлением балета корреспондент VTBrussia.ru Петр Сейбиль расспросил историка балета Александра Колесникова.

– С чего начался этот спектакль?

– «Иван Грозный» – совершенно неожиданный для балетного мира того времени замысел. Был хорошо известен одноименный фильм Сергея Эйзенштейна, который снимался во время войны, и музыка к нему Сергея Прокофьева. Уже тогда, после появления фильма, Абрам Стасевич, который дирижировал оркестром на записи, сказал Прокофьеву: «Эта музыка должна иметь самостоятельное значение. Надо сделать ее для симфонического оркестра». На что Прокофьев ему ответил: «Делай, что хочешь». И Стасевич соединил отдельные куски. Это был первый шажок.

– Что же стало вторым шагом?

Первый исполнитель роли Ивана Грозного Юрий Владимиров и Юрий Григорович. 1977 год. © РИА Новости, Александр Макаров– В 1973-74 годах директор Большого театра композитор Михаил Чулаки решил вместе с Григоровичем создать балет. Вот тогда был сделан следующий шаг: музыка, оставшаяся после Прокофьева и Абрама Стасевича, была конвертирована в балетную партитуру. Но ее оказалось мало, и поэтому было принято решение, что основу дополнят сочинениями Прокофьева этого периода и этой тематики. Так возникли фрагменты Третьей симфонии, «Русской увертюры» и «Александра Невского». В 1975 году для балетного мира это было очень неожиданно. Григорович, конечно, уже был Григоровичем, постановщиком «Щелкунчика», «Легенды о любви», «Каменного цветка», даже «Спартака» и «Лебединого озера». Словом, это была огромная фигура, лауреат Ленинской премии. Вообще, балетов на русскую тему мало: «Петрушка», «Каменный цветок». Петипа – это все сказки, легенды... Но чтобы образность была полностью связана с русским сюжетом и русской историей – случай исключительный. А здесь музыка Прокофьева, Иван Грозный, Эйзенштейн, вся история самого сочинения, этой музыки, история собирания Руси молодым Иваном и его любовь к Анастасии.

– Как прошла премьера?

«Это была не просто очередная мастерская постановка Большого, а своего рода переворот внутри балетного мира, балетной тематики»

– Она состоялась 20 февраля 1975 года. Наталья Бессмертнова – Анастасия, в заглавной партии был Юрий Владимиров, а Курбского танцевал Борис Акимов. Сказать, что спектакль просто прозвучал, – ничего не сказать. О нем говорили, и это была не просто очередная мастерская постановка Большого, а своего рода переворот внутри балетного мира, балетной тематики. Через 2-3 месяца театр отправился на гастроли в США. Очень редкий случай, когда новый спектакль поехал на гастроли. Там «Иван Грозный» произвел необыкновенный эффект. Большой в Америке всегда встречали очень хорошо, это всегда были не просто гастроли, а нечто большее – театр из Москвы, из России. На спектакле присутствовал Поль Либерман, директор Парижской оперы. Он в антракте прибежал за кулисы представляться и договариваться о том, чтобы «Иван» был поставлен в Париже. Уже в декабре 1976 года «Иван Грозный» пошел в Пале Гарнье, Парижской опере. Премьеру приезжали танцевать артисты Большого Бессмертнова и Владимиров. Но важно, что это было поставлено для французской труппы и спектакль остался у них в репертуаре.

– Декорации для Франции тоже готовил Вирсаладзе?

– Да, Вирсаладзе.

– Кто танцевал «Ивана Грозного» в Париже?

Образность «Ивана Грозного» полностью связана с русским сюжетом и русской историей. Сцена из постановки 1975 года. © РИА Новости, Александр Макаров– Григорович очень любит вводить новое поколение. В этот спектакль вошла молодая Доменик Кольфуни, Микаэль Денар, Шарль Жюд и другие. Все это молодое поколение, как бы мы назвали, шестидесятников. Позже Большой приезжал на гастроли в Гранд Опера и привозил нашего «Ивана». Вплоть до 1995 года, пока Григорович был в Большом театре, этот спектакль был в репертуаре. Он прошел 99 раз и много гастролировал. В него рвались танцовщики-премьеры, ведь это мужской балет, где только одна женская роль. Там есть и ансамбль из шести звонарей, это сквозные персонажи, которые ведут рассказ. В семидесятых был снят фильм по балету, который назвали «Грозный век».

– Что происходило с последующими постановками?

Юрий Владимиров готовится к выходу на сцену в роли Ивана Грозного. 1975 год. © РИА Новости, Александр Макаров– В 1995 году Юрий Николаевич покинул Большой театр, и его не было там шесть лет. Исполнители ушли, некоторые не танцевали. Думали, что спектакль ушел в историю. Как вдруг в начале 2000-х годов к этому спектаклю проявил интерес Кремлевский балет. Было решено посмотреть оставшиеся декорации и костюмы. Выяснилось, что они в хорошем состоянии, и Григорович восстановил это балет с труппой Кремлевского балета на сцене Кремлевского дворца. Зал был полон, все пришли посмотреть еще раз. А в 2003 году Парижская опера при нынешней директрисе Бриджит Лефевр пригласила Юрия Николаевича восстановить «Ивана» уже с новым поколением французских танцовщиков. Это было даже не просто новое поколение, танцевали дети первых исполнителей. Декорации и костюмы сохранились и там. Во Франции все сняли на пленку, снимали два дня, выпустили DVD. В 2005 году решили отметить 30-летие этого балета, причем на сцене Мариинского театра. Дважды танцевал Кремлевский балет с приглашением французов. Это был спектакль во многом мемориальный, но с живым наполнением. В 2006 году история продолжилась. Григорович решил сделать «Ивана» в своем, Краснодарском театре балета. Этот спектакль привозили в Москву на гастроли и тем самым отметили 80-летие хореографа. И вот сейчас уже в связи с нашим возвращением на историческую сцену решили «Ивана» возобновить с новым поколением.

– А что с костюмами и декорациями?

– Недавно Григорович был опять в Париже, ходил в костюмерную Парижской оперы. Посмотрел и попросил дать нам часть костюмов, чтобы скопировать. Все-таки прошло 15 лет, менялись исполнители, театра не было, художника нет в живых, поди найди эти эскизы! Придумали взять эти костюмы. Декорации у нас все сохранились, а если какие-то элементы обветшали, то их перепишут.

Наталья Бессмертнова, первая исполнительница роли Анастасии, и Юрий Григорович на репетиции. © РИА Новости, Александр Макаров– Будет ли эта постановка полностью аутентичной или Григорович станет что-то менять?

– Юрий Николаевия никогда не ставит абсолютно так же, один к одному. Так что какие-то изменения увидим.

– Как отнеслись к постановке потомки Прокофьева?

– Наследники Прокофьева узнали, что в России, и не только в России, извращают наследие дедушки. Где-то действие «Золушки» происходит в публичном доме... И вот внуки, Сергей и Станислав, решили запрещать прокат спектаклей, которые, по их мнению, не соответствуют духу и букве первоисточника. И они провели активную ревизию, которая коснулась «Ивана» автоматически. Мы объяснили, что к искажениям не имеем отношения, написали историю спектакля, что ему 30 лет, что это один из шедевров балета XX века, что у него мировая репутация, огромная мировая пресса и т.д. Потомки Прокофьева ответили, что только Юрию Григоровичу дают согласие на постановку и только под его именем спектакль может идти. Так разрешение на «Ивана» в Большом было получено.

– Но ведь речь шла и о том, что такого балета у Прокофьева не было, что музыку понадергали из разных произведений.

– Это делал профессиональный композитор... Конечно, нужны были какие-то мостки, переходы. В общем, наследники поворчали и согласились. Они как будто проснулись – спектаклю столько лет и вдруг: «Ах!» Но тут все решило имя Григоровича. Этот вопрос закрыт. Разговор носил не конфликтный характер, а, скорее, объяснительный.

– Но после первой постановки, да и сейчас реакция несколько двоякая: все-таки Иван Грозный кровавый царь, а здесь он положительный герой.

Иван еще не кровавый, молодой царь. Это Иван до опричнины. Сцена из постановки 1975 года. © РИА Новости. Александр Макаров

– Все решил результат. Он еще не кровавый, молодой царь, который начинает собирать земли. Это Иван до опричнины. Балет заканчивается началом опричнины и предчувствием кровавых бед. В этих разговорах много лукавства и глупости: что значит «кровавый царь»? Давайте и «Ричарда III» перестанем играть тогда!

– Как вам кажется, откуда этот интерес к XVI веку: «Борис Годунов», «Иван Грозный», сразу несколько постановок в театре и кино?

– Я могу сказать на 200%, – Григорович вне этих связей. Он не смотрел, кто что ставит. Речь об «Иване» шла давно. Как только этот балет исчез со сцены, его решили восстанавливать. Но сначала закрылся театр, потом еще что-то. «Иван Грозный» мог возникнуть через год, через пять. Театр живет по своим часам. Но вообще, я считаю, что интерес к любой теме связан не с тем, что кто-то первый ухватил, а с тем, что кто-то смог ее убедительно преподнести.

Медиагалерея (6 фото, 1 виртуальный тур)

  • 1

    «Иван Грозный» совершил переворот внутри балетного мира. © РИА Новости, Александр Макаров

  • 2

    Первый исполнитель роли Ивана Грозного Юрий Владимиров и Юрий Григорович. 1977 год. © РИА Новости, Александр Макаров

  • 3

    Образность «Ивана Грозного» полностью связана с русским сюжетом и русской историей. Сцена из постановки 1975 года. © РИА Новости, Александр Макаров

  • 4

    Юрий Владимиров готовится к выходу на сцену в роли Ивана Грозного. 1975 год. © РИА Новости, Александр Макаров

  • 5

    Наталья Бессмертнова, первая исполнительница роли Анастасии, и Юрий Григорович на репетиции. © РИА Новости, Александр Макаров

  • 6

    Иван еще не кровавый, молодой царь. Это Иван до опричнины. Сцена из постановки 1975 года. © РИА Новости. Александр Макаров

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости