История Большого театра

9 сентября 2009

2002

В 2002 году на Новой сцене Большого театра состоялась премьера обновленной оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Спектакль стал примером успешного соединения экспериментального подхода и классических традиций. Знакомые зрителям фольклорные образы и костюмы соседствовали с компьютерными спецэффектами. Декорации были выполнены по эскизам Николая Рериха. Благодаря современной технике постановщикам удалось «оживить» пейзажи. Так, зрители смогли увидеть движение облаков, течение воды и колыхание леса. Во всех предыдущих постановках оперы декорации рисовались вручную. Первая постановка «Снегурочки» состоялась в 1882 году на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге, а в 1893 году премьера «Снегурочки» прошла в Большом Театре в Москве. Она стала первой оперой Римского-Корсакова, поставленной в этом театре и по мнению композитора лучшем его произведением.

2003

Одна из самых ярких премьер 227 сезона – балет «Собор Парижской богоматери» по мотивам романа В. Гюго. Адаптацию и хореографию выполнил выдающейся французский балетмейстер Ролан Пети. Этот спектакль объединил в себе лучшие силы Большого театра, а также ведущих французских и итальянских художников и хореографов. Большой театр при поддержке ВТБ приобрел этот балет на пять лет с обязательством показать его публике не менее сорока раз.

Премьера балета «Собор Парижской Богоматери» в Большом Театре состоялась 1 мая 2003 года. Мэтр перенес свой балет на московскую сцену в первозданном виде – сценографии Рене Алльо и костюмах от Ив Сен-Лорана. Главные партии в спектакле ГАБТ исполнили ведущие солисты балета – Светлана Лунькина, Николай Цискаридзе, Ян Годовский и Александр Волчков.

«Для меня спектакль – это синтетическое произведение, объединяющее в себе танец, музыку, декорации, костюмы. В данном случае, являясь автором либретто и хореографом, я воспринимаю трех основных героев этой «драмы страстей» как людей непохожих на других. Эсмеральда воспитана цыганами, поэтому в ней видят колдунью. Квазимодо вовсе не чудовище, а просто парень, испытывающий комплекс неполноценности от того, что он оказался жертвой несчастного случая. Эти люди отвергнуты обществом, потому что они – не как все. Что же касается Фролло, то в его душе происходит борьба между страстным желанием и совестью, между плотью и духом. Подобная история вполне могла бы случиться в наши дни» – рассказал журналистам Ролан Пети.

По мнению критиков, удача оперы Игоря Стравинского «Похождения повесы» 2003 года в Большом театре стала успехом всего российского музыкального театра XXI века.

Постановка получила высшую награду национальной театральной премии «Золотая маска». Режиссер спектакля Дмитрий Черняков первый из режиссеров музыкального театра, который удостоен премии К.С. Станиславского.

Нынешняя постановка «Похождения повесы» – вторая в России. Первая состоялась в 70-е годы в Москве, в Камерном музыкальном театре Бориса Покровского. Англоязычная опера Стравинского «Rake's Progress» (наиболее точный перевод названия - «Путь развратника») прочно вошла в репертуар западных театров после премьеры 1951 года в театре La Fenice в Венеции. За это время она пережила множество постановок и продолжает с успехом идти на европейских подмостках.

В декабре 2003 года состоялась премьера балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Нынешняя постановка выполнена режиссером Декланом Доннелланом и молодым хореографом Раду Поклитару. Обновленная версия балета стала театральной сенсацией сезона. Это смелый и интересный эксперимент – новая хореографическая трактовка трагедии Уильяма Шекспира. Спектакль ставился без пуантов, что совсем не свойственно балету. Также создатели сократили партитуру, отказались от декораций и увертюры. Впервые в истории Большого публика увидела подобную интерпретацию всемирно известного балета.

2004

2004 год – год столетия со дня рождения выдающегося американского хореографа русского происхождения Джорджа Баланчина. Специально к этой дате в Большом театре возобновили несколько балетов великого мастера. Среди них – «Симфонию до мажор», балет «Агон» и «Тарантеллу».

«Агон» – образец балетного минимализма. Впервые премьера балета состоялась в Нью-Йорке 1 декабря 1957 года на сцене Сити центра. В Большом театре «Агон» появился в 1999 году. Само слово «Агон» (’αγων) в переводе с греческого означает «борьба», «соревнование». Азарт, решительность и рискованная хореография были прекрасно исполнены артистами Большого театра.

В отличие от «Агона» «Тарантеллу» Джон Клиффорд представил как веселый искрометный танец. Балетмейстер считает, что «у Баланчина всегда был свой секретный план, о котором он никогда не говорил словами, предпочитая подтекст». Клиффорд показал публике свой балет, не забывая опыт и наследие великого предшественника.

2005

В 2005 году на Старой сцене Большого театра с успехом прошла премьера одноактных балетов выдающегося танцовщика и балетмейстера Леонида Мясина.

Леонид Мясин – крупнейший мастер жанровых комедий. Впервые за долгое время поставить его балеты на отечественной сцене отважился Большой театр. В программе были представлены три самых ярких спектакля балетмейстера: «Треуголка», «Предзнаменования», «Парижское веселье».

«Треуголка» познакомила российскую публику со сценографией Пабло Пикассо, по эскизам которого были воссозданы декорации балета.

Спектакль «Предзнаменования» на музыку Петра Ильича Чайковского оформлял известный российский модельер Игорь Чапурин. Он использовал в отделке костюмов кристаллы «Сваровски».

Завершил триптих спектакль «Парижское веселье», для которого артистам Большого театра пришлось научиться танцевать канкан. Это сюита плясок кабаре в декорации кафе под попурри из Оффенбаха. В 1938 году, в Нью-Йорке, балет стал стопроцентным хитом и с тех пор прочно ассоциируется с именем своего создателя.

В Большом постановку осуществил сын Мясина – хореограф Лорка Мясин.

2006

В 2006 году в Большом театре успешно прошла премьера балетной постановки Сергей Прокофьева «Золушка» в постановке хореографа Юрия Посохова.

Над постановкой работал международный коллектив. Автор либретто и режиссер-постановщик – Юрий Борисов. Сценографией спектакля занимался художник из Германии Ханс Дитер Шааль. Костюмы разрабатывала американка Сандра Вудл, художником по свету был приглашен – Дамир Исмагилов, а дирижером-постановщиком выступил Александр Ведерников.

Вот уже шестьдесят лет Большой театр не брался за постановку оригинального балета. «Золушка» – сказка не только для детей, но и для взрослых. В обновленной версии спектакля спрятаны неожиданные повороты и нетипичный характер главной героини. Повествование ведется от лица Сказочника, направляющего события. По словам режиссера прототипом Сказочника стал сам автор «Золушки» – Сергей Прокофьев.

Отдельное внимание постановщики уделили необычному оформлению сцены. Она представляет собой космос на фоне звезд. Два главных образа – часы и луна – убеждают зрителя, что и герои, и автор, и постановщик живут на другой планете. Так, под занавес второго акта эти два символа фантастически соединяются в образе маятника и превращаются в своеобразную уменьшенную копию луны. В финале балета Золушка и Принц исчезают за часами, а Сказочник оказывается на луне. Премьера «Золушки» стала заметным событием для культурной жизни Москвы.

2007

В 2007 году Большой театр подготовил уникальный «Вечер американской хореографии». В рамках проекта были представлены три совершенно разных образца американского балета.

Первый – «Серенада» Джорджа Баланчина на музыку Петра Ильича Чайковского. От постановки пришли в восторг даже самые предвзятые балетные критики. Русский балетмейстер Джордж Баланчин создавал этот опус специально для показа быстрых результатов обучения в своей школе классического танца. «Многие считают, будто этот балет имеет тайный сюжет. Это не так. В нем танцовщики просто движутся под прекрасную музыку. Единственный сюжет балета – музыка серенады, если угодно – это танец при луне», – писал сам Баланчин.

Вторая постановка – «Милосердные» ("Misericordes") на музыку Арво Пярта. Балет подготовлен молодым хореографом Кристофером Уилдоном специально для Большого театра. По первоначальному замыслу постановщика основой балета должен был стать шекспировский «Гамлет». В процессе работы концепция изменилась, но многочисленные ассоциации с знаменитой трагедией остались.

Третий балет – «В комнате наверху» Твайлы Тарп на музыку Филиппа Гласса. Большой театр пригласил современного балетмейстера, чьи постановки идут на сценах самых престижных театров Парижа, Лондона и Бостона. Твайла Тарп – одна из надежд современного мирового балета. За плечами режиссера британская школа классического танца и должность штатного хореографа New York City Balle. Балетмейстеру удалось создать непривычный спектакль. Артисты удивили публику не просто классическими «па», но и джазовым свингом, негритянским степом, аэробикой и акробатикой. Такая смелая манера не сразу была оценена публикой. Однако яркость и неординарность постановки заставили аплодировать абсолютно всех.

2008

В 2008 году Большой театр представил публике «Вечер одноактных балетов». В постановках были задействованы ведущие артисты театра – Надежда Грачева, Светлана Захарова, Мария Александрова, Анна Антоничева, Андрей Уваров, Руслан Скворцов, Денис Медведев и другие.

Открывал вечер «Гран Па из балета Пахита», который восстановил по архивам Гарвардского университета Юрий Бурлака. Для спектакля был создан специальный занавес и декорации в стиле ампир. Впервые балет на музыку Эдуарда Дельдевеза по мотивам «Цыганочки» Сервантеса в 1846 году поставил на сцене парижской Оперы Жозеф Мазилье. Классическое «Гран-па из «Пахиты» на музыку Людвига Минкуса – шедевр XIX века. Его в 1881 году представил Мариус Петипа в 1881 году. Спектаклю 2008 года характерно сочетание классики и современной хореографии. Работа с архивом позволила Бурлаке восстановить композицию Петипа и максимально использовать первоначальные вариации.

Второй балет вечера – «Русские сезоны» – Алексей Ратманский перенес из Нью-Йорка. Американскую версию балетмейстер адаптировал под русского исполнителя. По мнению критиков спектаклю характерны изящная сдержанность, юмор, фольклор, лирика и веселая задумчивость. Балет контрастный и по эмоциям, и по технике, и по актерской подготовке.

Завершил вечер балет «Симфония до мажор» Джорджа Баланчина на музыку Жоржа Бизе в постановке Алексея Ратманского. Спектакль традиционно пользовался популярностью среди театралов. Впервые Баланчин сочинил этот балет в 1947 году для труппы Парижской Оперы. Там он шел под названием «Хрустальный дворец». В Большом театре «Симфонию до мажор» ставили дважды – в 1999 и в 2004 годах. В 2008 году Алексею Ратманскому удалось порадовать публику классическим танцем, яркостью и роскошью знаменитого спектакля.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости