Большой занавес

23 сентября 2011

Андрей Галкин, генеральный директор компании, разработчик нового занавеса Большого театра: «Я чувствовал гордость за то, что сделал это, что не зря учился»

Андрей Галкин ходит по огромному залу мастерских Большого театра. На стенах – два новых занавеса, кулисы, на полу – арлекины. Совсем скоро зрители увидят сцену отремонтированного театра. Рядом с огромными полотнами силуэт мужчины выглядит крошечным. Четыре года работы, несколько тонн специально сотканной ткани – и новый занавес для главного театра страны готов. О том, как создавалось это уникальное полотно, Андрей Галкин рассказал корреспонденту vtbrussia.ru.

– Андрей Владимирович, я смотрю на готовые занавесы и пытаюсь понять, что чувствует человек, который создает один из символов Большого театра? Вы держали в голове масштабность и некий пафос этой работы?
– Конечно, думал об этом, но, естественно, не постоянно – когда выбираешь нитку, думаешь о нитке. Я чувствую гордость за то, что сделал это, что не зря учился.

С чего началась эта работа?
Сначала мы изучили ткань прошлого занавеса. Сделали спектральный анализ и проанализировали все переплетения. А потом занялись воссозданием. От реставрации это отличается тем, что за основу берется старое изделие и создается новое на базе современных технологий.

Из скольких кусков сшивался занавес?

 Работа огромная. Нужно было взять новые элементы и вплести их в орнамент в стилистике старого занавеса. Далее все перевести в современные технологии используя компьютерные методы. И потом соткать ткань и пошить занавес. То-есть восстановить 

Чтобы вы смогли представить масштаб работ: ширина каждого куска – больше 1,5 метров, общая ширина занавеса – 24 метра. Расчетный вес занавеса – 800 кг, метр ткани весит примерно один килограмм. Неповторяющийся рисунок жаккардового переплетения составляет 155X304 см. Это довольно много. Работа огромная. Нужно было взять новые элементы и вплести их в орнамент в стилистике старого занавеса. Далее все перевести в современные технологии используя компьютерные методы. И потом соткать ткань и пошить занавес. То-есть восстановить. Вы видите результат. Общий размер одного занавеса – 17 X 24 метра, второго – 12 X 24.

Их несколько?

 В Большом театре впервые будут все виды занавесов. До революции был только подъемно-опускной и итальянского типа. После Великой Отечественной Войны – один антрактно-раздвижной 

Да, и они разные. Один антрактно-раздвижной греческого типа, второй – подьемноопускной, немецкого типа, потом еще будет «Итальянский», который раздвигается как итальянская штора. То есть, в Большом театре впервые будут все виды занавесов. До революции был только подъемно-опускной и итальянского типа. После Великой Отечественной Войны – один антрактно-раздвижной.

А как все это будут подвешивать?
Будет опускаться подъемный штанкет. Для раздвижного занавеса предусмотрена целая машина, отдельный механизм. Когда этим займемся, не знаю. У нас все готово – ждем отмашки.

Предыдущий занавес провисел полвека, как его чистили и мыли?
Его не чистили и не мыли. За это время он пришел в негодность и теперь его поменяли. Сейчас он хранится в музее Большого театра. Новый занавес прослужит дольше, потому что он сделан из синтетического материала. Там посмотрим, ткань произведена специально для этого проекта, больше она не производилась и мы можем только предполагать, что с ней будет.

Давайте вернемся к производству. Какое использовалось сырье и какие к нему выдвигались требования кроме эстетических?

 Старый занавес был изготовлен из натурального шелка с металлизированной нитью, покрытой тончайшим слоем золота. А новый – из модернизированного акрилика

Старый занавес был изготовлен из натурального шелка с металлизированной нитью, покрытой тончайшим слоем золота. А новый – из модернизированного акрилика. Сначала подобрали толщину нитки, сделали выкраску. Метализированную нить пришлось заказывать во Франции. Добились, чтобы она по свойствам стала похожа на ту, из которой сделан прошлый занавес. Затем начали работать над воссозданием самого рисунка. Нужно было повторить переплетения, которые воссоздают эффект шелковой ткани. Довольно-таки тяжелая работа, но мы ее сделали. А в остальном главное требование – негорючесть. Оно является определяющим для мест, где собирается народ.

Где проходила эта работа?
В разных местах: Испании, Италии, Франции и России. У испанцев был нужный нам станок, но не было специалистов нужного уровня. Пришлось отказаться от их услуг, нашли другого производителя в Италии.

Какая часть работы была проведена в России?
В России мы занимались созданием рисунка. На это ушло три года. После сделали диссинацию (подбор переплетений), мы использовали всего пять цветов, и с помощью сочетаний различных переплетений удалось добиться создания полутонов. Шесть месяцев ушло на объединение нашего рисунка с технологическим – понятным для современного станка. И столько же на ткачество. Всего – четыре года.

А как создавался рисунок?

 Вот орел здесь не современный, как и весь Большой театр, он восстановлен сейчас по образцу 1856 года 

Нам выпала честь сделать занавес с новыми символами. Они прошли геральдическую проверку. Была создана специальная группа, которая все просмотрела и дала свое заключение. Вот орел здесь не современный, как и весь Большой театр, он восстановлен сейчас по образцу 1856 года. Хотя и с некоторыми изменениями, связанными композиции и с техникой ткачества. Кстати, сначала у нас был один вариант орла, а потом художник из Академии Художеств сказал: «Давайте, я своего сделаю тоже, посмотрите – может, понравится». Сделал и, действительно, его эскиз оказался интересней. Этого орла и оставили.

Сколько художников работало над этим проектом?
Основных – два: Наталья Антипова и Владимир Черный. Арлекин делал Евгений Кравцов. Мне говорили: «Возьмите больше художников, ускоритесь». Но здесь так нельзя – рука должна быть одна.
Автор занавеса Ефимов Вячеслав Юрьевич
Автор арлекина Альона Пикалова

На самом занавесе и на арлекине изображены ноты, что это за произведение?
«Славься» Глинки. Интересно, что ноты никогда не менялись. А ведь что такое «Славься» – «Жизнь за царя». То ли коммунисты были необразованными, то ли не обращали внимания, а музыканты молчали.

Какой это занавес по счету?
Я не считал. По-моему, это четвертый или пятый.

Насколько я понимаю, в 90-х годах меняли рисунок – убирали серп и молот.
Только на арлекине.

Давайте от тканей и занавесов перейдем к вам. Почему выбрали именно вас? Вы как-то входите в структуру Большого?
Мы – частная компания, я – ее хозяин. Создал ее сразу, когда закончилась Советская власть и производство развалилось. Создал свое – по производству вышивки. Разрабатывали гербы для районов и округов Москвы. Разработали, а потом и изготовили Знамя города Москвы. Занимались различными историческими работами. Участвовали в конкурсе и победили на изготовление занавесов Большого Театра. Для занавеса нужны огромные пространства, поэтому с Большим театром контракт у нас заключен таким образом: нам предоставляют помещения, а мы за это в них организуем технологический процесс, оборудуем и оставляем собственные технологические разработки. Например, необычную швейную машину – она ездит по полу. Ее мы придумали сами. Есть стол для сшивания больших полотен, к которому пристроена тележка со швейной машиной. При нажатии на педаль швейной машины, перемещается не ткань, а швея вместе со швейной машиной. Ткани очень тяжелые вот и пришлось придумывать какие-то приспособления. Иначе это бы требовало много народу.

С кем комфортнее работать – с городскими чиновниками или с театром?
Все – люди. В театре тоже чиновники. Интересно и то, и то. Каждое по-своему.

А на открытие театра вас уже пригласили?
Меня самого пока никто не пригласил. Но его Величество занавес будут участвовать во всех спектаклях. Мне этого достаточно.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости