История театра Мастерская Петра Фоменко

9 сентября 2009

О «Мастерской Петра Фоменко» и ее основателе Петре Фоменко знают все и практически никто не знает ничего. Разве, что Петр Наумович - гений и абсолютно непререкаемый авторитет. В его театр попасть практически невозможно, но совершенно необходимо каждому думающему человеку. Хотя бы раз.

И дело не во всех мыслимых и немыслимых театральных премиях.  Просто это очень хороший театр. Без пафоса, без дорогой мишуры, без потакания рынку и вкусам - просто очень хороший театр. Театр, воплотивший в себе несовместимые вещи - камерность и популярность, традицию и нонконформизм, а кроме того совершенно невероятный для творческой среды единодушный пиетет.

Новые люди – новый театр

История театра началась в 1988 году, когда Петр Фоменко набрал очередной курс своей мастерской в ГИТИСе (ныне РАТИ). С составом мастер не прогадал - среди студентов оказались Полина Кутепова, Мадлен Джабраилова, Галина Тюнина и другие признанные сегодня актеры. Формальной же датой основания считается 1993 год, когда указом мэра Москвы был создан муниципальный театр под руководством П. Фоменко.

Успех к мастерской пришел еще во время учебы, поэтому решение не расставаться оказалось естественным и единственно правильным. Название будущего всемирно известного театра появилось само собой - слово «мастерская», которым в ГИТИСе назывался каждый курс, стало именем. Эта смесь художественного и педагогического подхода (говорят, Петр Наумович может неделями отрабатывать с актером одну реплику, пока не добьется абсолютного соответствия замыслу) создала труппу, которой подвластны самые сложные формы и репертуар.

«Театр Петра Фоменко» появился ровно тогда, когда должен был появиться. Советское уже зачахло, а новое только появлялось. Вот тут-то и пригодился этот синтез традиции с одной стороны, и новаторства с другой.  Хотя здесь возникают разночтения: одни видят в его спектаклях продолжение традиций вахтанговской «праздничной театральности», другие - реализма Станиславского.

Театрам тоже нужна помощь

Самое невероятное в «Мастерской Петра Фоменко» - то, что она до сих пор существует. Академический театр вообще вещь не очень коммерческая, тем более театр камерный, где не жалеют времени на подготовку спектаклей. Без поддержки партнеров реализовать все проекты было бы просто невозможно. Вот уже много лет между театром и банком ВТБ сложились добрые отношения. При участии банка готовятся декорации и сценические костюмы, приобретается необходимое оборудование и содержится здание.

Среди самых известных совместных постановок - чеховские «Три сестры» с Андреем Казаковым, Галиной Тюниной и Полиной Кутеповой в главных ролях. Премьера спектакля состоялась в 2004 году. А в 2006 году он был удостоен сразу двух «Золотых Масок» в номинациях «Лучший спектакль театра драмы большой формы» и «Лучшая режиссура театра драмы».

Моноспектакль «Он был титулярный советник» по повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего» поставлен также при поддержке банка. Он  был представлен публике в 2004 году. Спектакль родился из самостоятельного этюда артиста студии Анатолия Горячева. Но рука Петра Фоменко, руководившего работой над мизансценами, придала спектаклю фирменный колорит.

В 2004 году состоялась премьера спектакля «Гедда Габлер» по повести Генриха Ибсена. Режиссером спектакля стал выпускник Петра Фоменко Миндаугас Карбаускис - литовец по происхождению и одна из надежд русского театра, ангажированный на должность штатного режиссера не куда-то, а в МХТ им. Чехова. Роль Гедды Габлер сыграла Наталья Курдюбова.

Обретение дома

Несмотря на многочисленные награды и премии, среди которых «Чайки», «Турандоты» и «Триумфы», первые четыре года  своей жизни театр вел бездомное существование. Только в 1997 постановлением правительства Москвы «Мастерской П. Фоменко» было передано помещение бывшего кинотеатра «Киев» на Кутузовском проспекте. Два крошечных зала, вмещающих от семидесяти до ста зрителей, явно не соответствовали масштабу постановок.  Да и вместить всех желающих они категорически не могли: запись на некоторые спектакли шла на полгода вперед.

И вот, в 2005 году при поддержке правительства Москвы и ВТБ началось строительство нового просторного здания театра. Восьмого января 2008 года премьера спектакля «Бесприданница» с Полиной Агуреевой в главной роли состоялась уже на новой сцене.

Сегодня «Мастерская Петра Фоменко» - это около тридцати актеров, пять режиссеров и более тридцати поставленных в разные годы спектаклей. Огромное значение театр придает гастрольной деятельности. Значительная часть выездов «Мастерской» проходит при поддержке ВТБ, считающего важнейшим своим долгом пропаганду русского театрального искусства за рубежом. Так, в разные годы, банк поддержал выезды театра в Японию, Францию, Бельгию, Армению, Колумбию и другие страны.

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости