Девять фактов о фоменковской «Бесприданнице»

10 июля 2014

Сто пятидесятую «Бесприданницу» показали в «Мастерской Петра Фоменко»

«Бесприданница» – одна из самых востребованных режиссерами пьес Александра Островского. Потратив на работу над ней три года, писатель сразу после первых читок в 1878 году получил восторженные отзывы критиков. В этом же году состоялась первая постановка на сцене Малого театра в Москве. С тех пор «Бесприданница» с успехом шагает из театра в театр. В афише «Мастерской Петра Фоменко» спектакль появился в январе 2008 года. Полина Агуреева, Наталья Курдюбова, Евгений Цыганов, Илья Любимов с присущим «фоменкам» изяществом превратили трагичную историю в ироничный и порой даже веселый спектакль. Он пришелся по вкусу зрителям, которые задолго до похода в театр скупают билеты и затем отмечают интересный подход к постановке и оригинальное решение на сцене. Но не все замечают некоторые любопытные особенности спектакля. VTBRussia.ru собрал девять фактов о «Бесприданнице» в театре Фоменко к сто пятидесятому показу на сцене.

Не шуметь

«Бесприданница» – один из первых спектаклей, вышедших на новой сцене театра. К моменту начала репетиций здание еще не было завершено. И если для читок и первых проб зал значения не имел, то начинать основные репетиции решили уже на новой сцене. Поэтому работа над спектаклем коснулась даже строителей, для которых ввели мораторий на шумные работы. В дневное время, пока шли репетиции, разрешалось заниматься только чем-то тихим, например покраской.

В дорогу

Возможно, из-за незаконченного ремонта здания или из-за желания приблизиться к подлинной атмосфере пьесы у Петра Наумовича Фоменко возникла идея отправиться с актерами по Волге и репетировать «Бесприданницу» там. Когда уже почти все собрались в дорогу, от идеи все же пришлось отказаться. Подумав, в театре решили, что атмосфера репетиций будет пусть и творческая, но нерабочая.

В итоге вышла такая легкая, как будто слегка незаконченная по сценографии работа

Декораций не надо

Искусство театрального художника – создать такие декорации, которые в полной мере раскроют или дополнят задумку режиссера, помогут воссоздать дух времени или передадут настроение, сумеют превратить набережную в комнату дома, не передвинув ни один предмет. Первоначальным планом художника Владимира Максимова было сделать декорации «Бесприданницы» в стиле старого МХАТа или Малого театра: жесткие, тяжелые кулисы, перспектива, массивная деревянная конструкция, воссоздающая уездный город. «Кафе, дом, церковь – я хотел сделать так, чтобы занавес открылся и перед зрителями возник город», – вспоминал Максимов. Макет был готов и представлен Петру Фоменко, однако режиссер с таким решением не согласился, вырвал все из макета, сказав «не надо». «Я пытался спорить с Петром Наумовичем, но проиграл. В итоге вышла такая легкая, как будто слегка незаконченная по сценографии работа», – рассказывал художник. Поэтому зрители видят более условные декорации – подиум, рамы, мостки. От первоначального проекта остался один занавес с изображением города.

Непослушный занавес

Здание было новое, актеры привыкали к нему, а оно – к актерам. «Бесприданница» была тогда единственной постановкой, где в полной мере задействовали занавес. Но этот занавес оказался весьма своенравным. Его постоянно заклинивало, причем чаще – именно во время спектакля. Тысячу раз его могли проверить перед спектаклем и в антракте – всё работало исправно. Но как только начиналось действие, занавес начинал показывать характер. Например, мог не до конца открыться или не полностью закрыться, когда было нужно сменить декорации.

В фоменковской «Бесприданнице» по сценарию задействованы две бутылки настоящего шампанского, причем определенной марки.

Что пьют на сцене?

Театр – искусство условности, и всем известно, что на сцене алкоголя не бывает. Вместо водки – вода, чай заменяет коньяк, а виноградный сок не отличить от настоящего вина. Но вот вопрос, чем заменить шампанское, многих поставил в тупик. В фоменковской «Бесприданнице» по сценарию задействованы две бутылки шампанского, причем определенной марки. Несмотря на многочисленные попытки найти им натуральную замену, дело успехом не увенчалось. Если пениться могла бы и безобидная газировка, то имитировать натуральный хлопок вылетающей пробки оказалось невозможно. Остановились на настоящем шампанском.

Правильный скрип

Ботиночки со скрипом – высший шик конца девятнадцатого века. Сделать их было непросто, ведь скрипит здесь не свежая кожа, как можно сразу подумать. Для того чтобы добиться модного эффекта, опытные сапожники использовали сахарный песок. Именно в таких, «правильно скрипящих ботинках», исполнитель роли Робинзона Владимир Топцов до сих пор выходит на сцену. А появились они у актера задолго до «Бесприданницы». Топцов служил в Театре на Малой Бронной, где ученик Петра Фоменко Сергей Женовач ставил спектакль «Идиот». Именно такая обувь понадобилась Владимиру для исполнения роли Лебедева. Нужные ботинки нашлись на театральном складе, а когда Топцов уходил к «фоменкам», костюмеры решили подарить ему ботинки. Их-то он и принес как-то на одну из репетиций «Бесприданницы», и Петр Наумович сразу ухватился за такой раритет. Тем более что Робинзон – актер, и ботинки у него получились «театральные», с историей. Несмотря на то, что в театре до сих пор хранится пара обуви, сшитая для Робинзона, играет Топцов в своих старых ботинках с Малой Бронной.

Илья Любимов и Полина Огуреева в спектакле «Бесприданница»

Ридикюль

Еще одним неожиданным приобретением спектакля стал ридикюль, с которым Наталья Курдюбова играет Хариту Огудалову. Этот подлинный антикварный ридикюль происходит из семьи пианиста Николая Петрова. Его передала в театр вдова музыканта Лариса Петрова.

А про шмеля будет?

Чего ждут многие зрители? Побольше знакомого и привычного. Поэтому в антракте случаются разочарования: все не так – куда дели все «настоящие» песни – видимо, из киноленты Никиты Михалкова?

«Разве спектакль не закончился?»

Первый акт заканчивается тем, что Лариса уезжает с Паратовым за Волгу кататься. Случается, работникам театра приходится в антракте останавливать зрителей у гардероба и объяснять, что это еще не финал – впереди второй акт.


Медиагалерея (3 фото)

  • vtbrussia.ru_01_bespridannitsa_gerasimchuk.jpg

    В итоге вышла такая легкая, как будто слегка незаконченная по сценографии работа

  • vtbrussia.ru_02_15dek07bespridannitsa052.jpg

    В фоменковской «Бесприданнице» по сценарию задействованы две бутылки настоящего шампанского, причем определенной марки.

  • vtbrussia.ru_03_15dek07bespridannitsa066.jpg

    Илья Любимов и Полина Огуреева в спектакле «Бесприданница»

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

14 апреля 2014

Кирилл Пирогов: «Нужно пережить это время, сохранить все лучшее и научиться дышать заново» Герой романа
Кирилл Пирогов: «Нужно пережить это время, сохранить все лучшее и научиться дышать заново»

28 марта 2014

Полина Агуреева, актриса театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Я никогда не играю романтичных героинь» Есть такой характер!
Полина Агуреева, актриса театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Я никогда не играю романтичных героинь»

24 сентября 2013

Владимир Максимов: «Мне не нравится рисовать на компьютере. Бумага, карандаш, кульман – это роднее» Сопротивление материалов
Владимир Максимов: «Мне не нравится рисовать на компьютере. Бумага, карандаш, кульман – это роднее»
Все новости