Звуки арфы

14 октября 2011

Лиана Исакадзе, скрипачка, член жюри конкурса «Золотая Арфа»: «Арфа как – будто не спустилась на землю – она еще там»

II Санкт-Петербургский международный конкурс имени Императрицы Елизаветы Петровны «Золотая Арфа», при поддержке ВТБ, стартовал 26 сентября в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. О своих впечатлениях сразу после торжественного открытия рассказала член жюри, прославленная скрипачка из Франции, ученица Давида Ойстраха Лиана Исакадзе.

Скрипачка Лиана Исакадзе выступает на IV Международном конкурсе им. П. И. Чайковского. © РИА Новости Фото: Олег МакаровПервый аккорд удался?

– Да, открытие свершилось! Я здесь уже второй раз. На первом конкурсе в позапрошлом году была также членом жюри. Очень непривычно слышать арфистов, но я осталась в таком восторге!

А что стало самым большим впечатлением?

– Самое большое впечатление – сама арфа. Я не ожидала, что это гениальнейший инструмент! Привыкла, что она где-то там, в оркестре, играет. Но оказалась на уровне скрипки, виолончели и фортепиано – также сложно, и ей также можно выразить всю жизнь. Невероятный инструмент! Арфа как будто не спустилась на землю – она еще там.

Как вы стали членом жюри конкурса?

– Меня пригласили Юлиан Макаров и Анна (Макарова – П.С.). Я сначала отказалась, потому что сама не арфистка. Но меня убедили. Я приехала и была счастлива. Второй раз тоже сомневалась – ехать или не ехать. Но уже из-за нехватки времени: очень много играла, давала мастер-курс в Зальцбурге. Но любовь к этому инструменту, любовь к Анне и Юлиану (Макарову – П.С.), да и к Петербургу – пересилили.

 Я сначала отказалась, потому что сама не арфистка. Но меня убедили. Я приехала и была счастлива 

И что же оказалось, не сложно, будучи скрипачкой, оценивать арфу?

– Я думала, что будет сложно. Но это такой инструмент, что я просто подходила с теми же ценностями, с которыми сама подхожу ко всей музыке. Если бы арфа не была связана с тем, что каждый музыкант должен таскать ее с собой, во всем мире было бы множество солистов.

Вы когда-то сами играли дуэтом с арфой?Лиана Исакадзе (в центре), Елена Образцова (справа) и Евдокия Колесник  на IV Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве, в 1970 году. © РИА Новости Фото: Фреди Гринберг

– Нет.

И не появилось желание?

– Конечно, конечно! Но почему-то меня никто не приглашает! Я бы хотела позвать Анну Макарову на мой фестиваль, например, чтобы она играла сольный концерт. В Грузии плохо знают арфу, хотела всем показать, что это такое. Но, к сожалению, там не нашлось подходящего инструмента. Есть какой-то жуткий, но не на таком уровне, чтобы играть концерт. А везти мы не могли.

Но ведь в Грузии очень сильная классическая школа.Лауреат первой премии конкурсов имени Жака Тибо и Яна Сибелиуса, член жюри фестиваля «Золотая арфа»  Лиана Исакадзе. © РИА Новости Фото: Олег Макаров

– Да, но, к сожалению, на арфу не обращают должного внимания. Там нет солистов, только музыканты из оркестров.

Давайте вернемся к конкурсу: удается сохранять непредвзятость по отношению к конкурсантам?

 Очень правильный подход, что члены жюри – не арфисты. В прошлый раз мы абсолютно верно выбрали первую премию. 


– Если бы я была арфисткой, мне было бы тяжело. Но я совершенно свободна от предвзятых мыслей и оцениваю то, что мне нравится как музыканту. Очень правильный подход, что члены жюри – не арфисты. В прошлый раз мы абсолютно верно выбрали первую премию.

Вы следите за судьбой лауреатов, где-то с ними сталкиваетесь?

– Они мне не встречаются. Но я сегодня расспрашивала как их судьба, и узнала, что девушка, которая получила первую премию, известна теперь во всем мире. Так что мы были правы.


Текст: Петр Сейбиль
Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости