Эпоха Белоснежки

8 ноября 2011

Анжелен Прельжокаж: «Белоснежка – комплекс нашей эпохи»

Хореограф Анжелен Прельжокаж перед началом прогона балета «А дальше - тысячелетие покоя» в Большом театре. РИА Новости/Алексей КуденкоАнжелен Прельжокаж – известный хореограф, которого европейские театры в последнее время рвут на части, чтобы он поставил на их сцене хоть что-нибудь. Не стала исключением и Россия. Прошлый сезон Большой театр открыл совместной постановкой с труппой Прельжокажа «А дальше – тысячелетие покоя», а в этом году он репетирует с артистами Мариинского театра балет «Парк». В Петербурге на втором Международном фестивале искусств « Дягилев. Постскриптум», проходившем при поддержке ВТБ, Прельжокаж показал новый балет «Белоснежка», который вызвал неоднозначную реакцию петербургской публики.

– Господин Прельжокаж, как ваш балет «Белоснежка» попал на фестиваль «Дягилев. Поскриптум»?

Сцена из балета французского хореографа Анжелена Прельжокажа «Белоснежка» на музыку Густава Малера в Александринском театре. РИА Новости/Вадим Жернов– На первом фестивале «Дягилев. Постскриптум» мы показали один трогательный и эмоциональный дуэт, па-де-де из «Белоснежки». Он произвел хорошее впечатление на руководителя фестиваля Наталью Метелицу, и видимо, поэтому она захотела показать спектакль полностью в рамках фестиваля.

– Образ Мачехи выведен вами на первый план, она стала главной героиней наравне с Белоснежкой, хотя у братьев Гримм мачеха – второстепенный персонаж. С чем это связано?

– Мне кажется, что именно балет «Белоснежка» отражает нашу эпоху. В наше время, благодаря различным современным технологиям, можно выглядеть очень молодо в солидном возрасте. И сейчас мы часто можем видеть, как по улице идет 40-45-летняя мама со своей восемнадцатилетней дочкой. Обе выглядят одинаково красиво и привлекательно. И между ними появляется соперничество, из которого, как мне кажется, возникает некий комплекс эпохи. Как в психологии существует Эдипов комплекс, так в наше время появился комплекс Белоснежки, то есть комплекс соперничества между матерями и дочерьми.

– Костюмы к балету выполнены по эскизам знаменитого кутюрье Жана-Поля Готье. Почему вы обратились именно к нему? Вы вносили свои коррективы в костюмы или они были безупречны?

 В наше время появился комплекс Белоснежки, то есть комплекс соперничества между матерями и дочерьми


– Мне очень понравилось, что во многих дефиле Готье присутствует сказочная тематика. Например, два года назад, когда задумывалась «Белоснежка», я увидел его показ, который был посвящен сказке «Русалочка». Я пришел в восторг! Фантастические одеяния, платья из ракушек, в волосах – водоросли… Это был праздник авангарда и сказочного романтизма. Работая над эскизами к «Белоснежке», Готье адаптировал костюмы в зависимости от движения танцоров, чтобы костюм лучше всего подходил к танцу данного конкретного персонажа. Я не вмешивался в его работу.

– Только Мачеху вы заставили надеть высокие каблуки…

– Да, это конечно, вызов – танцевать на каблуках, но это привносит специфическую манеру исполнения.

– «Белоснежка» поставлена на музыку Густава Малера. Были ли еще какие-нибудь варианты? Или сразу к Малеру обратились?

Жан-Поль Готье и его стилистика черного в балете Анжелена Прельжокажа «Белоснежка». РИА Новости/Вадим Жернов

– Да, я думал о том, что может быть лучше написать музыку специально для спектакля. Но чем больше я слушал произведения Малера, тем больше понимал, что именно такая музыка идеально подходит для моей «Белоснежки»: столько образов сразу возникает в сознании. И тогда я понял – она идеально подходит.

– В свое время «Дягилевские сезоны» были связаны с большим количеством скандалов. Были ли скандалы с «Белоснежкой»?

– С «Белоснежкой» пока не было громких разбирательств, но у меня в карьере были скандалы, связанные с другими постановками. Мне кажется, часто скандал всегда вызван недопониманием. Просто, публика ожидает увидеть одно, а ей преподносят что-то нестандартное, нетипичное, противоречащее ее ожиданиям, в таких ситуациях и возникает полемика.

– Можно ли говорить о продолжении традиций классического балета в современном танце? Имеют ли ваши артисты классическое балетное образование?

 Часто скандал всегда вызван недопониманием. Просто, публика ожидает увидеть одно, а ей преподносят что-то нестандартное, нетипичное 


– Что касается танцовщиков моего Национального хореографического центра, у большинства из них классическое образование. Либо это выпускники современных танцевальных студий, которые обязательно берут уроки классического танца. В нашей балетной компании уроки классики обязательны для всех. А что касается русского балета и «Русских сезонов Дягилева», для меня это первооснова того, что развилось потом в современный танец в нашем понимании и в плане техники исполнения, и в плане сочетания различных видов искусства: танца, музыки, сценографии, режиссуры, драматургии. И сейчас работы современных танцовщиков основываются на тех же принципах, что и у Дягилева, техника осталась та же. Непосредственно хореография изменилась, но принципы сочетания различных жанров искусства в едином произведении сохраняются. Они идут именно от «Русских сезонов Дягилева».

– Артисты, с которыми вы работали в Большом театре и ставили балет «А дальше – тысячелетие покоя», сказали, что «мы стали свободнее во всем: в танце, в жизни, в мыслях и в душе. Мы раскрепостились и перестали стесняться своего тела». Они у вас все танцуют босиком. Вы чувствовали, как артистам приходилось переламывать себя или эта подстройка под вас, как хореографа, проходила легко, безболезненно для них?

Сцена из балета французского хореографа Анжелена Прельжокажа «Белоснежка»

– У них очень «умные тела». Именно благодаря «умным телам» они смогли довольно легко поменять стиль, хотя он был им не привычен. Я лично оценил то, что вся балетная труппа работала даже не на сто, а на двести процентов. Они репетировали безумное количество часов, намного больше того, что им было положено по расписанию. А что касается свободы, хочется вспомнить фразу Стравинского «Точность и порядок – это свобода». Я понимаю это так: когда мы стремимся к наибольшей точности, хотя, казалось бы, она противоположна свободе, на самом деле, когда мы приобретаем абсолютную четкость в исполнении, это и приводит потом к раскрепощению, к свободе выражения. В частности, когда работал с труппой Мариинского театра, почувствовал, что они старались очень точно выучить все движения, что в дальнейшем позволило им свободно, открыто воплощать свои сценические образы.

В одном из интервью вы сказали, что при подборе танцовщиков для вас после физической подготовки очень важна яркая индивидуальность танцора. Не мешает ли яркая индивидуальность в коллективе?

 А что касается свободы, хочется вспомнить фразу Стравинского «Точность и порядок – это свобода» 


– Если сравнивать балетные компании с букетами, то есть коллективы, где много красивых, стройных тюльпанов. Другой коллектив состоит из прекрасных роз. Так вот если сравнивать мою балетную компанию с букетом, то это букет совершенно разных цветов, где есть тюльпаны, розы, ирисы, маки и все что угодно, – такая пестрая, яркая разнообразная труппа.

– Вы прошли путь от классического танца через увлечения роком к танцу современному. Изучали в Японии театр НО. Как все это сегодня соединяется в вашей работе? И соединяется ли?

– Это конечно, связано с тем, что я сейчас делаю. Мне хочется сделать мои нынешние постановки более насыщенными разными влияниями, поэтому для меня все разнообразие, которое я когда-то видел, служит источником вдохновения постоянно.

– Что лучше позволяет почувствовать балет и понять, каким он был: эскизы костюмов, наброски декораций или видеозапись?

Сцена из балета французского хореографа Анжелена Прельжокажа «Белоснежка»

– Видеозапись – это как фотография. Она фиксирует только непосредственно данное исполнение. А ведь спектакль впоследствии может сильно измениться: настроение, шаги, танцоры, движения. Но при этом благодаря кинематографическим средствам, крупным планам видеозапись может подчеркнуть, выделить, например, руки танцора или элементы костюма. То есть с помощью видео мы можем дополнительно привносить какие-то смыслы в балет.

– Кто из хореографов повлиял на вас больше всего?

– Во-первых, конечно, Вацлав Нижинский, любимый артист Дягилева, гениальный танцовщик. Во-вторых, Мерс Каннингем, ставший основоположником собственного стиля современного танца и основавший компанию Merce Cunningham Dance Company. И Джером Роббинс (настоящая фамилия Рабинович) – американский кинорежиссер и хореограф, чья деятельность воплотила в себе дух классического балета и экспериментальные изыскания современного музыкального театра. Но кроме танца, я ищу источники вдохновения в других областях: и в живописи, и в кино. Для меня важно не ограничиваться танцем, а искать вдохновение в разном.

– Я обратила внимание, что вы поставили три балета на музыку Стравинского: «Весна священная», «Свадебка» и «Жар-птица». С чем связана такая любовь к Стравинскому?

– У Стравинского очень «танцевальная» музыка. Он сочинял специально для балетов, и это очень чувствуется. Чувство ритма, которое присуще его произведениям, безумно помогает мне. Если мы вникаем в эту музыку, она создает образы, раскрывает их.

– Что вам мешает в работе с российскими танцовщиками?

 Когда я работал с артистами Большого и Мариинского театров я был поражен тем, с какой отдачей они это делали. Они были вдохновлены работой 

– Мне ничего не мешает в работе с ними. Наоборот, когда я работал с артистами Большого и Мариинского театров я был поражен тем, с какой отдачей они это делали. Они были вдохновлены работой. И, кроме того, все они очень живые артисты. Это совершенно не очевидно. Это не всегда так. Но они живые в работе над образами, с ними приятно было репетировать.

– И что, никто не опаздывал на репетиции?


  – Нет, никогда. Я был наслышан от коллег, что российские артисты не отличаются пунктуальностью, но мне не приходилось заниматься дисциплиной. Наверно, это связано с тем, что оба эти театра давно работают с европейскими постановщиками, поэтому вопросы дисциплины уже не возникают.
Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости