Волшебный Дом

15 сентября 2013

Дому поэта Максимилиана Волошина в Коктебеле исполняется 100 лет. И это чудо!

Казалось бы, что за дата? Мало ли, сколько лет дому, который поэт строил вместе с мамой Еленой Оттобальдовной Кириенко-Волошиной 10 лет, с 1903 по 1913 год. Может быть, еще отмечать годовщины комодов, стульев, стропил и фундаментов? Но Дом Волошина – это особенный дом. Это дом, который олицетворяет теперь Серебряный век. И не только потому, что он, возможно, единственный невредимым проплыл через бурные воды революции и шторма мировых войн, сохранил и стены, и подлинный интерьер Серебряного века. Главное – дом сохранил дух времени. Банк ВТБ, являясь коллективным членом Международного попечительского совета заповедника «Киммерия М.А. Волошина», принимает участие в праздновании знаменательной даты.

Хрестоматия в гостях

Волошин с одним из гостей дома поэтом Всеволодом Рождественским. © Дом-музей М. А. ВолошинаЗдесь все подлинное. Многие предметы обстановки сделаны руками самого Волошина. Например, инкрустированные перламутром табуретки в его мастерской. Здесь же стоит конторка, за которой писал Алексей Толстой, – знаменитый гость дома. Если перечислять всех, кто был в этом доме, кто писал о нем, кто вдохновлялся Коктебелем, то это, пожалуй, и будет весь Серебряный век литературы. Если перечислять поименно, то получится литературная энциклопедия. Вот несколько имен из этого литературного синодика.

Тут бывали А. Белый, В. Брюсов, М. Горький, А. Грин, Н. Гумилев, С. Парнок, О. Мандельштам, И. Эренбург, М. Зощенко, К. Чуковский, А. Толстой, М. Булгаков, В. Вересаев, С. Эфрон, М. Цветаева… Конечно, бывали тут не только литераторы, но и художники, музыканты: К. Петров-Водкин, П. Кончаловский, Г. Нейгауз…

Что значит бывали? Не бывали, а творили. У многих поэтов есть коктебельские поэтические циклы. Самый певучий – у Мандельштама. Именно в мастерской Волошина, в уголке, называемом «каюта», он написал знаменитое: «Бессонница, Гомер, тугие паруса… Я список кораблей прочел до середины…»

Был ли Волошин магом?

Кстати, в этой «каюте» на перилах хранится обломок шпангоута старинного корабля, найденный Волошиным на берегу моря после шторма. Он сам считал, что это от корабля Одиссея. Когда исследователи древностей осмотрели этот артефакт, то решили, что он скорее всего принадлежит греческому кораблю 10 века до н. э. Именно в то время и жил Гомер. Поэт всегда прав! Не обладая всеми возможными знаниями, он обладает интуицией. Дом Волошина полон волшебных вещей, которые, как порталы, способны унести в иные измерения времени, в иные миры. Только надо знать слово.

«Волошин словом сумел укротить огонь. Сейчас бы сказали, что Волошин экстрасенс» 

О магических способностях Волошина вспоминает Цветаева. Она описывает пожар, распространившийся где-то в подвале… и как Волошин, даже не вставая с места, только словом сумел укротить огонь. Сейчас бы сказали, что Волошин экстрасенс.

Война и мир Волошина

Вид дома Волошина, каким он был в 1916 году. © Дом-музей М. А. ВолошинаНа плоском» берегу волошинский дом был прекрасным ориентиром. Это сейчас вокруг все застроено так, что дома и вблизи не видно, а на старых фотографиях вокруг ничего, кроме «плоского» берега на несколько километров. Просто чудо, что дом пережил две войны и не был взорван. По легенде во время фашистской оккупации у Волошина решили разместить взвод немецких солдат. Немецкий офицер захотел сам обследовать помещения, и когда он увидел стены книг, картины, реликвии, то, ни слова не говоря, увел взвод. Говорят, что он взял наугад книгу с полки, и это оказался философ на немецком языке. Дом не был ни обесчещен, ни разграблен.

А во время Гражданской войны, по словам поэта:

И красный вождь, и белый офицер

– Фанатики непримиримых вер –

Искали здесь, под кровлею поэта,

Убежища, защиты и совета.

Имя «красного вождя» установлено. Это Бела Кун. Безжалостный инквизитор и организатор «красного террора» в Крыму. Имя «белого офицера» неизвестно. Показывают нишу, где они могли скрываться. Вход туда ведет из зимнего кабинета. Действительно, есть в доме такое потайное место, где мог жить человек, не выдавая себя.

Почему он лег здесь?

Гости Волошина любили ездить к нему из Феодосии морем. Эта прогулка необыкновенно живописна. Сначала надо обогнуть мыс св. Ильи и повернуть почти на 180 градусов. На этом мысе стоит маяк, а раньше стоял монастырь, руины которого до сих пор еще сохранились. Христианство в Крыму настолько древнее, что запечатлелось в географических названиях. Например, самая высокая точка Крыма гора Ай-Петри, гора святого апостола Петра.

«Давно хотели выяснить, какая из скал Кара-Дага образует профиль
Волошина»

В воспоминаниях о Волошине не раз приходилось читать радостное описание этого морского пути. Полюбовавшись на маяк, миновав глубокую Двуякорную бухту, где всегда качает, дальше надо огибать мыс Кийк-Атлама, что в переводе с татарского звучит очень поэтично – «Прыжок козы». Этот мыс далеко «прыгает» в море, образуя на хребтине изящную волну изогнувшейся в прыжке козочки.

Открытка с видом на Кара-Даг начала 20 века. Профиль гения этих мест уже на своем месте. © Дом-музей М. А. ВолошинаИ дальше вдоль берега, который остается справа, морской путь ведет мимо прекрасного маленького городка Орджоникидзе, в советское время выпускавшего высокотехнологичные морские мины. Волошин этого города, конечно, не знал. Он возник после войны. Потом открывается мыс Хамелеон, своими очертаниями абсолютно точно напоминающий заползшее в море одноименное тропическое существо. Кроме того, благодаря серой окраске кила (глины из вулканического пепла) цвет мыса меняется в зависимости от освещения. Фиолетовый, желтый, зеленый, ну хамелеон и есть, только в тысячи раз больше по размерам…

А за Хамелеоном сразу наш Коктебель. Но теперь рейсовые кораблики Из Феодосии уже не ходят. Поэтому приехать в Коктебель морем вряд ли получится, что очень жалко.

Сам Волошин ходил в Коктебель из Феодосии пешком. Это 8 километров. По гористой местности благодаря постоянным спускам и подъемам эти 8 километров удваиваются. Но старинный путь этот все равно веселый и радостный. Так ходил Волошин-школяр, возвращаясь из нелюбимой им феодосийской гимназии к матери.

На этом пути, на доминирующей вершине холма Кучук-Енишара, он и лег. Многие недоумевают, почему он тут похоронен, а не рядом с мамой и бабушкой на коктебельском кладбище. Ведь никакого завещания по этому поводу Волошин не оставил. Но тот, кто преодолевал пешком путь из Феодосии в Коктебель, поймет это без труда. Именно с этой вершины впервые открывается прекрасный вид на Коктебель, и гора Кара-Даг, замыкающая бухту с запада, видна во всей красе.

Был ли Волошин богом?

Среди толпы «обормотов» перед домом – Марина Цветаева с собакой. © Дом-музей М. А. ВолошинаКонечно, это необъяснимо, что выступающие к морю части Кара-Дага образуют своими очертаниями профиль поэта. Поэта не в юности, а зрелого человека, такого, каким мы его знаем по фотографиям сейчас. Как камни могли знать, кто тут будет жить, и как он будет выглядеть, и что непременно будет носить бороду?

Давно хотели выяснить, какая из скал Кара-Дага образует профиль Волошина. Оказалось, сделать это невозможно. Стоит подойти ближе, и профиль, так хорошо видный с набережной, растворяется в воздухе. И даже приблизительно невозможно вычислить, что же образует нос, бороду, прическу. Похоже на волшебство.

Приходится читать, что Волошин – «гений места». Приводят римское выражение genios loci, «локальный гений», так обозначали местночтимого бога. Даже Мандельштам, страдавший от насмешек, которыми осыпали его «обормоты» и девицы волошинского дома, пишет язвительно, что Волошин всю жизнь намагничивал собой магнитную аномалию потухшего вулкана Кара-Даг. (Кстати, несмотря на ссору, Волошин во время «красного террора» буквально вырвал Мандельштама и его брата из рук пьяного матроса, который был готов волочь их в ЧК.)

Невероятно щедрый хозяин открытого дома. Высокий, статный, бородатый, загорелый, кудрявый – он и впрямь напоминал античного бога. Белый парусиновый балахон, сандалии, полынный венок на голове

Сейчас могила Волошина превратилась в место паломничества. На нее несут морские камешки, на которых написаны просьбы. «Помоги построить дом, родить сына, сохранить семью». Утверждают, что Максимилиан Александрович помогает. Сегодня Волошин стал местным божеством.

Шутки обормотов

К могиле Волошина по традиции вместо цветов приносят камни. © РИА Новости, С. ПриймакА еще говорят, что Волошин был первым нудистом. Это так примитивно, так нелепо. Представьте себе, Волошин лежит голый на смотровой площадке своего дома, к нему подходит голая Цветаева, ложится рядом, а голый Мандельштам вбегает с новым стихотворением и читает его под бурные аплодисменты. Все это анекдотичные домыслы.

Во времена Волошина действительно купались обнаженными. Но женщины отдельно от мужчин. По этому поводу были забавные конфликты с соседями по разделению пустынного берега моря. Мария Адриановна Дейша-Сионицкая (бывшая актриса Императорских театров), председательница общественного совета Коктебеля, постоянный объект нападок волошинских «обормотов», перегородила берег моря специальными вехами с табличками – где мужская, где женская половина… Для Волошина такая «порча» коктебельского пейзажа была кощунственной. Он собственноручно вырвал эти столбы и пошел объясняться с актрисой, и убедил ее не делать этого. Берег не может делиться на мужские и женские части.

А «обормотов» и сейчас можно наблюдать под холмом с бывшим склепом Юнге, где они устроили нудистский пляж и придумывают себе всякие развлечения. То обмазываются с ног до головы килом, то щеголяют в боди-арте, расписанные с ног до головы всеми цветами спектра, в общем, уже 100 лет продолжают шокировать обывателей.

Волошин создал не только свой, историософский стиль поэзии, не только свой космический стиль живописи, он создал особенный стиль жизни. Что поразительно: после Волошина сменилась не одна империя, Крым переходил из страны в страну, а в Коктебеле по-прежнему, как и 100 лет назад, веселятся «обормоты», съезжаются писатели и музыканты, проводятся литературные и музыкальные фестивали. Так, будто поэт не покинул свой дом, а просто вышел погулять, подышать крымским полынным воздухом, а гости ждут его возвращения.

Дом Волошина – это вся Киммерия с ее древнейшей историей, воспетая в стихах, отраженная в космических волошинских акварелях.

Медиагалерея (7 фото)

  • Вид дома Волошина, каким он был в 1916 году. © Дом-музей М. А. Волошина

    Вид дома Волошина, каким он был в 1916 году. © Дом-музей М. А. Волошина

  • Волошин с одним из гостей дома поэтом Всеволодом Рождественским. © Дом-музей М. А. Волошина

    Волошин с одним из гостей дома поэтом Всеволодом Рождественским. © Дом-музей М. А. Волошина

  • К могиле Волошина по традиции вместо цветов приносят камни. © РИА Новости, С. Приймак

    К могиле Волошина по традиции вместо цветов приносят камни. © РИА Новости, С. Приймак

  • Максимилиан Волошин стал одним из первых обитателей пустынного коктебельского берега. © Дом-музей М. А. Волошина

    Максимилиан Волошин стал одним из первых обитателей пустынного коктебельского берега. © Дом-музей М. А. Волошина

  • На фотографии 1926 г. Волошин не в античном образе, а скорее даже в библейском.На фотографии 1926 г. © РИА Новости

    На фотографии 1926 г. Волошин не в античном образе, а скорее даже в библейском.На фотографии 1926 г. © РИА Новости

  • Открытка с видом на Кара-Даг начала 20 века. Профиль гения этих мест уже на своем месте. © Дом-музей М. А. Волошина

    Открытка с видом на Кара-Даг начала 20 века. Профиль гения этих мест уже на своем месте. © Дом-музей М. А. Волошина

  • Среди толпы «обормотов» перед домом – Марина Цветаева с собакой. © Дом-музей М. А. Волошина

    Среди толпы «обормотов» перед домом – Марина Цветаева с собакой. © Дом-музей М. А. Волошина

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

10 сентября 2013

15 вариантов ответа на вопрос, почему Эрмитаж – лучший в мире музей Коты, шедевры, привидения
15 вариантов ответа на вопрос, почему Эрмитаж – лучший в мире музей
Все новости