Голос России

17 июля 2013

Сопрано Анна Нетребко: «Я пригласила на концерт на Красной площади папу и всех своих краснодарских подруг!»


Анна Нетребко – солистка Мариинского театра, Анна Нетребко – звезда мировой оперы. В ее гастрольном графике – лучшие театральные площадки и самые громкие премьеры. Так, в апреле вместе с Дмитрием Хворостовским, Дмитрием Корчаком, Алисой Колосовой и Константином Горным она вышла на сцену Венской оперы в «Евгении Онегине». 19 июня вместе с Дмитрием Хворостовским на Красной площади в Москве при поддержке банка ВТБ она дала грандиозный концерт, увидеть который в прямом эфире смогли сотни тысяч зрителей по всему миру. Накануне выступления корреспондент VTBrussia.ru встретился с оперной дивой.


– Анна, на пресс-конференцию вы пришли с папой. Он часто ездит с вами по миру?

– Я пригласила на концерт своих краснодарских подружек. Когда еще такая возможность появится? Так все собрались и папа с ними. Большое событие!

– Редко видитесь?

– Не очень редко: несколько раз в год. Я приезжаю в Краснодар, а иногда кто-то со мной ездит за границу. Девчонки даже в Японии были уже два раза.

– В одном интервью вы признались, что сложно перестраиваться с одних композиторов на других. А здесь такие разные Пуччини, Верди, Чайковский. Чем это обусловлено?

– Это гала-концерт! А если вы взялись за этот формат, то обязаны представить нескольких композиторов.

– Дмитрий Хворостовский очень забавно рассказывал, как вы готовили в Венской опере «Евгения Онегина»: он, мол, вам говорил, что все равно Татьяна не получится чертики в глазах видны.

– Говорил-говорил!

– А как вам его Онегин?

– Великолепно! От него идет столько энергии, столько любви и тепла! У нас прекрасный творческий контакт. Дима – замечательный человек, и он очень помогал мне с Татьяной, по-дружески поддерживал, за что я очень благодарна.

– Татьяна, конечно, заглавная партия, но по характеру вы, наверное, больше Ольга?

– Что скрывать: все прекрасно знают, кто я такая, какой человек, и, чтобы войти в образ Татьяны, мне пришлось много поработать. Зато получилось!

– А кто вам помогает работать?

– Мой концертмейстер – замечательная Елена Константиновна Матусовская из Мариинского театра. Она знает о Чайковском все, у нее отличная память, и она работала со многими гениальными русскими дирижерами, слышала множество исполнительниц.

– Вы говорили, что специально не слушали других Татьян, а пытались найти что-то свое. Что особенного в вашем исполнении?

– Мне трудно себя оценивать. Нужно, наверное, спросить зрителя. Я старалась изобразить Татьяну как можно ближе к героине Пушкина.

– А что важнее в опере: сюжет или музыка?

– Сюжет совсем не важен. Есть множество опер, где я предпочитаю не знать перевода текста. То есть, конечно, я знаю, о чем речь, но либретто бывает устаревшим, а исторические факты сильно искажены. И если это бельканто, вы обращаете внимание на музыку, а если опера написана позже, она называется «музыкальная драма», где действие и история очень тесно связаны с музыкой. Как у Прокофьева: «Игрок» – это же не опера, а музыкальная драма.

– Кажется, за последние годы не было ни одной пресс-конференции или интервью, где бы Валерий Гергиев не говорил о вас с какой-то невероятной, почти отеческой теплотой.

Так и есть, это действительно отеческая теплота. Я обожаю Валерия Абисаловича. И еще обожаю Пласидо Доминго, который так много для меня сделал. Эти чудесные люди – мои учителя и друзья. И, конечно, мы работаем вместе. В Мариинку я пришла в 1994 году. А вот сейчас там будет «Военный реквием» Бриттена. Ну ничего, «грызем»!

– Это же в рамках «Звезд белых ночей». Вы, кажется, ни разу не пропустили этот фестиваль?

– Я стараюсь! Мне очень трудно, к сожалению, выкроить время. Но в этот раз будет уже третье подряд выступление в Мариинском театре за месяц. Это хорошо!

– А где, в каком городе, на какой сцене вы чувствуете себя дома?

– Нигде! Я – цыганка. Не могу позволить себе где-то осесть, потому что каждый день нужно снова собирать чемоданы. И со мной всегда мой ребенок.

– Ребенок музыкой занимается?

– Нет. Тиша еще маленький – четыре года, какая музыка?

– Ну, говорят, самое время начинать.

-– Ой!

– Не надо?

– Я нормальная мама и хочу, чтобы у моего ребенка было нормальное детство. Захочет – будет заниматься. Принуждать не буду и в театр не поведу.

– А можно разве музыкой заниматься и не принуждать в детстве? Все же из-под палки начинают.

– Не хочу никаких палок: пусть делает, что хочет. Он сначала должен полюбить музыку.

– А у вас как в детстве было?

– Я занималась музыкой, но абсолютно бездарно. Все время куда-то бежала, у меня было очень много интересов. Нашему поколению все было интересно, мы хотели вот это, это, это, вот то и еще во-о-о-он это!

– Помимо музыки что вам доставляет удовольствие?

– Все! Жизнь мне доставляет удовольствие. Сейчас все свободное время стараюсь отдавать своему ребенку, которому я нужна. Мы вместе гуляем, ходим в парки, все время придумываем себе новые развлечения. Я очень люблю готовить, постоянно учусь делать что-то новое. Иногда с друзьями ходим в театр, в ресторан, в кино с попкорном. Но это очень редко бывает.

– Одна балетная солистка из Большого на вопрос: «Как отдыхаете?» ответила: «Люблю потанцевать».

– Балетная... Тоже хорошо. Но в караоке я не пою. Терпеть не могу!

– Зато с Киркоровым поете.

– Ну с Киркоровым это был дуэт. Не караоке все-таки.

– При вас друзья, наверное, не поют?

– Ну почему же? У нас очень либеральные отношения. Когда я со своими друзьями, мы про оперу не говорим. Тем более про меня в опере. Иногда, конечно, я рассказываю всякие интересные истории. Им ужасно нравится.

На красной площади с оркестром

Дмитрий Хворостовский в предвкушении концерта на Красной площади. © Петр Сейбиль.
Девятнадцатого июня на Красной площади в Москве состоялся грандиозный концерт Дмитрия Хворостовского и Анны Нетребко, генеральным спонсором которого выступил банк ВТБ. На Красной площади звучали арии из опер Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини и Петра Ильича Чайковского в исполнении симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова и академического хора «Мастера хорового пения», дирижировал Константин Орбелян. Услышать концерт смогли не только семь с половиной тысяч гостей Красной площади, но и телезрители России, Франции, Великобритании и Германии. Дмитрий Хворостовский ответил на вопросы корреспондента VTBrussia.ru Петра Сейбиля накануне выступления.

 

– Дмитрий, расскажите, каким образом выбирался репертуар для этого концерта?

– 2013 год – год 200-летия Верди, поэтому значительную часть концерта мы посвятили именно ему. Кстати, это также юбилей Вагнера. Аня выбирала репертуар, и, насколько я знаю, практически все, что она собирается петь, для нее новое, как вердиевская Элеонора из оперы «Трубодур». В общем, Аня дерзает и пробует новый репертуар и, на мой взгляд, успешно. Совсем недавно она со мной спела в Венской опере свою первую Татьяну в «Евгении Онегине». То есть Аня намеренно рискует на этом концерте. А я в ее репертуар встроил свой. Прежде всего вердиевское. Верди – мой любимый композитор. А кроме того, в программу мы поставили заключительный дуэт из «Евгения Онегина» Чайковского, что очень приятно, так как Аня – моя самая ценная, последняя Татьяна.

– Анна рассказывала, что вы очень помогли ей на репетициях «Евгения Онегина».

– Да! Она пыталась строить из себя такую невинную, тихую деревенскую девчушку: ходила носками внутрь, делала прическу с косичками типа «Я у мамы дурочка», опускала очи долу. В общем, было очень смешно за ней наблюдать. Как бы она ни старалась, чертики в глазах плясали. С Аней очень интересно на репетициях. И реагирует на шутки и подхватывает мгновенно.

– Этот концерт – продолжение вашего венского сотрудничества?

– Наше сотрудничество продолжается в течение многих-многих лет. Я наблюдаю Анину карьеру с самого начала. Я вижу ее становление, ее творческий рост.

– Может показаться, что подобные концерты – это очень просто: пришли, спели то, что захотели. А чем для вас концерт отличается от оперы?

– Когда речь идет о классическом настоящем искусстве, это не всегда развлечение. Это вообще не развлечение. Часто люди не понимают разницы между искусством-развлечением и настоящим искусством. Настоящее искусство – это искусство высшее, оно не зависит от места – оперный театр, концертный зал или Красная площадь.

– Я помню ваш концерт в «Доме актера» лет пятнадцать назад. Это довольно камерная площадка, и вы тогда не только пели, но и общались со зрителями. Но не скучаете ли вы сейчас по небольшим залам?

– Не скучаю, потому что у меня довольно много камерных выступлений. Конечно, в таких маленьких залах очень редко выступаю – ну хотя бы чтобы была тысяча мест. Но концерт не зависит от площадки, важна именно программа. Хотя и камерную программу можно исполнить в большом зале.

– Вы пробовали себя в большом количестве жанров, но есть ли что-то, что еще не успели попробовать?

– Много что еще можно попробовать... А можно не пробовать! Как получится.

– Многие эстрадные певцы и группы стремятся выступить с оркестром. А вы не думали выступить, например, с электрическим составом?

– Нет. Ну разве что джаз-оркестр или джаз-трио. Было бы здорово! Недавно наблюдал Дениса Мацуева с контрабасом и ударником. Это было совершенно потрясающе, сногсшибательно! Я не пою джаз, и вряд ли у меня это получится. В подростковом возрасте я пытался играть эту музыку на пианино, пытался импровизировать, но у меня тогда ничего не получилось.

– Где ваш дом?

– О боже! Дом? Везде и нигде! Да и дома я такой stranger, и, с другой стороны, мне довольно комфортно находиться в любом месте. Потому что во многие города я не приезжаю заново, а уже возвращаюсь. Места эти люблю, и они достаточно обжиты. Я имею в виду, конечно, места работы. И это самое главное.

– Для вас места работы самые главные?

– А что же еще! Жизнь, что ли? У меня жизнь – работа. Конечно, я устаю и тоскую по дому. Но дома провожу не больше недели. 

 

 

 


Медиагалерея (3 фото)

  • vtbrussia.ru_01_Netrebko.jpg

    Коллеги по цеху и просто друзья — Анна Нетребко и Дмирий Хворостовский, — накануне ответственного выхода.  © Александр Вильф, РИА Новости

  • vtbrussia.ru_02_Netrebko.jpg

    Анна Нетребко считает, что сюжет в опере вторичен. Важна музыка и эмоции, конечно же!

  • vtbrussia.ru_03_Netrebko.jpg

    Анна Нетребко: «Дима – замечательный человек, и он очень помогал мне с Татьяной, по-дружески поддерживал, за что я очень благодарна».

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

21 октября 2016

Интервью с Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым накануне премьеры оперы «Манон Леско» в Большом театре «На секунду показалось, что мы действительно находимся в пустыне»
Интервью с Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым накануне премьеры оперы «Манон Леско» в Большом театре

18 июля 2013

Бас-баритон Дмитрий Хворостовский: «Когда речь идет о классическом настоящем искусстве, это не всегда развлечение» На Красной площади с оркестром
Бас-баритон Дмитрий Хворостовский: «Когда речь идет о классическом настоящем искусстве, это не всегда развлечение»

20 июня 2013

На Красной площади выступили Анна Нетребко и Дмитрий Хворостовский Дуэт века
На Красной площади выступили Анна Нетребко и Дмитрий Хворостовский
Все новости