Я – рядовой гренадер

31 августа 2012

Илья Кудряшов, научный консультант фильма «1812-й. Отечественная. Великая»: «Я занимаюсь всем, чтобы сохранить историческую достоверность»

Без накладных усов и ружья Илья Кудряшов выглядит не столь воинственно, зато немного смахивает на Наполеона. © Пресс-служба ВТБ
Фильм Алексея Пивоварова и режиссера Романа Беляковича «1812-й. Отечественная. Великая» выйдет на экраны осенью. Картина снята при поддержке банка ВТБ в жанре документально-игрового кино и, как это всегда бывает в проектах Пивоварова, достоверности самых незначительных нюансов уделяется особое внимание. Корреспондент VTBrussia.ru Петр Сейбиль встретился с научным консультантом фильма Ильей Кудряшовым, чтобы выяснить, насколько внимательно творческий коллектив относится к историческим деталям.

– Илья, за что вы отвечаете в фильме?

– За историческую достоверность деталей. Я подключился весной, когда начались съемки и понадобилась более точная детализация. Уже не историческая канва, а понимание того, как и что могли носить, как могли реагировать.

– Вы в большей степени занимаетесь костюмами, интерьерами или, может, деталями исторических событий?

Научный консультант фильма Илья Кудряшов участвует в съемках в роли рядового гренадера. © Пресс-служба ВТБ– Я занимаюсь всем, что могло понадобиться режиссеру, чтобы сохранить историческую достоверность. Когда начинаются съемки, на стадии подготовки сценария еще не понятны некоторые рабочие моменты: что именно нужно, какие возникнут вопросы. На этом этапе работали другие историки. Когда начинаются съемки, тут же возникают дополнительные моменты: как можно сделать, правдоподобна ли такая-то сцена.

– Не секрет, что режиссеры часто к достоверности относятся довольно условно: похоже – и ладно. Насколько строго подошли к исторической достоверности создатели этого фильма?

«Следит за всем режиссер – это человек, который в фильме главный. Моя задача – подсказать.»

– Следит за всем режиссер – это человек, который в фильме главный. Моя задача – подсказать. Надо отметить, что Роман (Роман Белякович – режиссер, прим. автора) очень внимательно к этому относится. Например, позвонил мне сегодня утром и спросил: «Могла ли Мария Федоровна, вдовствующая императрица, вдова Павла Первого, находиться в Петербурге? Можно ли снимать сцену?» При этом в биографии Марии Федоровны ничего об этом не сказано. Я ответил Роману: «Хорошие вопросы задаешь, могла ли она быть в 1812 году в столице. Черт его знает! Сейчас посмотрю, полистаю». Поскольку ответ нужен был быстро, посмотрел в Интернете, где нашел только пару фраз, по которым косвенно можно было предположить, что, скорее всего, не была. Но она жертвовала суммы на петербургское ополчение, а раз этим занималась, то в какой-то момент там находилась.

Когда начинаются съемки, тут же возникают дополнительные моменты: правдоподобна ли та или иная сцена. © Пресс-служба ВТБ– Какие самые невероятные вопросы возникают во время съемок?

– Для меня все вопросы – вероятные.

– То есть поставить вас в тупик невозможно?

– В тупик можно поставить любого человека. Я много слышал про работу консультанта в кино, ребята рассказывали, как это происходит. Многие снимались и консультировали в фильме «Звезда». Много рассказывали всяких баек и историй. Но здесь все очень внимательны. После того как я прочитал сценарий и внес замечания, сценарий два дня изменяли.

– Какие основные моменты пришлось уточнять?

– В основном по мелочи.

– А какие главные иллюзии связаны с войной 1812 года?

– Я могу судить только с точки зрения человека, который интересуется войной, с точки зрения массового сознания смотреть на это все уже трудно.

– С точки зрения массового сознания, две трети россиян не знают, что это вообще была за война.

В фильме Пивоварова воскреснут призраки прошлого. Задача консультанта – научное обеспечение этого процесса. © Пресс-служба ВТБ– Да, на нашем военно-историческом форуме как раз обсуждалась тема, что россияне не знают про войну 1812 года. Ну хорошо, а что, кто-нибудь знает, что в 1812 году Россия воевала еще и с Персией и Турцией? Из штампов есть такой: штыковой бой имел большое значение. Я у своей старшей дочери в школе читал лекцию про 1812 год и задал вопрос: «Какой процент ранений приходился на штыковые ранения?» Самая близкая цифра, которую назвали – 5%. Звучали 40%, 30% и даже 70%. Реальная цифра – 1,5%. Полтора процента ранений штыком и 3,5% саблей и другим холодным оружием. 95% – это огнестрельные раны. Из этих 95% на артиллерию (например, на очень артиллерийском сражении под Бородино) приходится 20%. Остальное – это ружейные пули. Самый смертельный вид боя этого времени – стрельба пехоты.

– То, что касается костюмов, исторических деталей – понятно. А как дело обстоит, например, с пушками?

«Кто-нибудь знает, что в 1812 году Россия воевала еще и с Персией и Турцией?»

– Хороших пушек единицы, даже не знаю, есть ли качественные пушки в России. Очень хорошая, подлинная пушка времен Екатерины Второй была у ребят в начале 1990-х. По фотографиям видно, что с ней трудно работать. Ее должны были тащить 7-8 человек, как это и было на самом деле. Те пушки, которые есть сейчас, выглядят очень хорошо. В Зеленограде есть очень хорошие пушки, русская и французская одного и того же мастера. Но там стволы сделаны из заменителя и они довольно легкие: 3-4 человека ее легко несут или катят перед собой. Внешне сейчас есть много хороших орудий, но целый ряд технических ограничений не позволяет делать их так, как делали раньше. К сожалению или к счастью, чугунных литых стволов нет сейчас ни у кого.

– Какие пушки использовались в съемках этого фильма?

– Хорошие пушки! Они сделаны по образцам, по чертежам. Причем эти чертежи доступны, они опубликованы. Причем чертежи именно для изготовления орудия – и французские, и русские. В то время издавали целые списки того, что должно быть. С указанием размеров. Все, что должно быть положено к артиллерийскому орудию, все совочки, крючочки – все указано. Так что восстановить не так сложно.

За 200 лет изменилась и форма, и содержание. Но реконструкторы – люди увлеченные. Их взгляд – это, скорее, взгляд из прошлого, чем в прошлое. © Пресс-служба ВТБ– А кто это производит?

– Мастера-кустари. Если заказывать в неспециализированных ателье или мастерских, нужно пристально следить, буквально за каждым шагом.

– Костюмы и амуниция, которые на вас, – ваши или пришлось заказывать к съемкам?

– Это наши вещи.

– Вы участвуете в массовке как реконструктор?

– Да, в некоторых сценах. Сегодня я – рядовой гренадер. 

Медиагалерея (5 фото)

  • 01_F33G4969_687x450.jpg

    Научный консультант фильма Илья Кудряшов участвует в съемках в роли рядового гренадера. © Пресс-служба ВТБ

  • 02_F33G4923_687x450.jpg

    Без накладных усов и ружья Илья Кудряшов выглядит не столь воинственно, зато немного смахивает на Наполеона. © Пресс-служба ВТБ

  • 03_F33G4979_687x450.jpg

    Когда начинаются съемки, тут же возникают дополнительные моменты: правдоподобна ли та или иная сцена. © Пресс-служба ВТБ

  • 04_F33G4573_687x450.jpg

    В фильме Пивоварова воскреснут призраки прошлого. Задача консультанта – научное обеспечение этого процесса. © Пресс-служба ВТБ

  • 05_F33G4942_687x450.jpg

    За 200 лет изменилась и форма, и содержание. Но реконструкторы – люди увлеченные. Их взгляд – это, скорее, взгляд из прошлого, чем в прошлое. © Пресс-служба ВТБ

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости