Возвращение в «Сталинград»

4 октября 2013

10 причин сходить в кино на «Сталинград» Федора Бондарчука

Трейлер фильма «Сталинград» Федора Бондарчука. © Sony Pictures10 октября выходит в прокат «Сталинград» Федора Бондарчука – первый российский IMAX-3D-фильм, создание которого финансировал Банк ВТБ. Не секрет, что многие любители кино с настороженностью отнеслись к необычному сочетанию серьезной темы и технологии, рассчитанной на приключенческо-фантазийный жанр. Так идти или не идти? Премьера, состоявшаяся в Москве 2 октября при огромном стечении всей отечественной культурной элиты, дала возможность корреспонденту VTBRussia.ru составить об этом собственное представление. Есть минимум 10 причин, чтобы ответить на этот вопрос положительно.

1. Оригинальный сценарий

Интервью Федора Бондарчука на съемочной площадке фильма «Сталинград» в Кронштадте. © Пресс-служба ВТБИдея фильма «Сталинград» родилась из попытки экранизации романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», которая пришла в голову режиссеру Федору Бондарчуку и продюсеру Александру Роднянскому пять лет назад. Но в какой-то момент авторам проекта стало ясно, что для эпопеи Гроссмана намного больше подходит форма сериала, который в 2012 году и был снят режиссером Сергеем Урсуляком для российского телевидения. В результате появился оригинальный сценарий, написанный сценаристом Ильей Тилькиным, с мощной документальной основой, с использованием исторических свидетельств и документов об одном из главных сражений Второй мировой. В рамках подготовки к проекту Федор Бондарчук записал большое количество интервью с «детьми Сталинграда», оставшимися в живых ветеранами Сталинградской битвы.

2. Миф и реальность

История, которая рассказывается в фильме, умещается всего в два дня. Это два дня из жизни нескольких советских солдат, которые держат оборону дома, на короткое время ставшего форпостом, не пропускающим немцев к Волге. Сюжет этот напоминает знаменитую историю обороны дома Павлова, знакомую всякому, кто проходил историю в советской школе. Но ни в коем случае не является ее реконструкцией. В фильме парадоксальным образом сочетаются советская иконография и мифология с голливудским способом рассказа истории и масштабом постановки.

««Сталинград» – это машина времени, опыт путешествия на которой способен опрокинуть историю в современность» 

3. Новый Сталинград и новый Федор Бондарчук

Идея продюсерского проекта «Сталинград», кажется, основана на том, чтобы несколько раз за два часа экранного времени обмануть зрительские ожидания. С первых же кадров фильма зрителей ждет сюрприз – вместо панорамы сражения на берегу Волги на экране появляется самолет МЧС, совершающий посадку в Японии во время землетрясения у побережья Хонсю в наши дни. И это далеко не единственный неожиданный поворот фильма. Тех, кто привык к динамичному монтажу Бондарчука и его фирменным быстрым склейкам, ждет фильм, целиком построенный на длинных сценах и планах. Такая стилистика съемки продиктована в первую очередь технологией 3D, в которой снимался фильм. Технологические особенности, как это часто бывает в кинематографе, влекут за собой перемену смысловых акцентов. Длинные планы, необходимые для восприятия 3D-изображения, одновременно отсылают к советскому «большому стилю», создают эффект монументальности происходящего. И, конечно, те, кто ждет от картины о Второй мировой плоской ура-патриотической агитки, будут удивлены объемностью подачи материала. Советские солдаты, защищающие дом, показаны равно с той мерой правдоподобия, которую способен вынести зритель, чтобы не закрыть лицо руками от ужаса, но и не почувствовать сусальной фальши в голосе рассказчика. Как заметил продюсер Александр Роднянский: «Речь идет о войне, в которой между враждующими сторонами всего несколько десятков метров, в которой враги знают друг друга в лицо. Сталинград в 1943 году – место, где средняя продолжительность жизни не превышала суток, а люди, продержавшиеся неделю, считались ветеранами».

4. Огонь, огонь, огонь

Одним из главных достоинств своего фильма Федор Бондарчук считает оригинальный сценарий. © Пресс-служба ВТБОдной из самых впечатляющих сцен «Сталинграда», которая всегда будет всплывать при разговоре о фильме и наверняка цитироваться к месту и не к месту, стал эпизод атаки пылающих русских солдат. Горящие люди бегут в атаку, немцы в ужасе отступают. В этой сцене, казалось бы, неправдоподобной с точки зрения истории и здравого смысла, удивительным образом сконцентрирована вся правда про Великую отечественную войну и цену победы. К ней, как и ко многим другим сценам фильма, есть своеобразная рифма с той, немецкой стороны. Это эпизод «жертвоприношения», когда перед очередной атакой на дом Громова немцы сжигают заживо женщину с ребенком, произвольно выбранную из толпы мирных жителей. Помимо художественной мощи эти кадры свидетельствуют и о небывалых каскадерских подвигах. Во время съемок этого эпизода температура даже в безопасной зоне зашкаливала, и хотя пиротехники делали все возможное, чтобы огонь был минимально допустимым для кадра, стояла нечеловеческая жара. Абсолютно все, включая ассистентов и страхующих, были одеты в форму красноармейцев, чтобы даже в случае попадания в объектив не испортить кадр. Чтобы не обгореть, каскадеры покрывали одежду специальным гелем и надевали защитную маску в виде лица. За три съемочных дня произошло 96 горений. На площадке одновременно пылали 14 каскадеров. Беспрецедентная история для российского и, возможно, мирового кино.

5. Цитаты и символы

В «Сталинграде» многие эпизоды разговаривают не только друг с другом, но и с другими фильмами. Помимо цитат из голливудской классики, реверансов в сторону последних картин Майкла Бэя и Зака Снайдера, культурных сплавов стилей и эпох режиссер Бондарчук выбором актера на роль главного отрицательного героя словно бы еще раз подтверждает доскональное знание истории вопроса. Томас Кречманн, известный голливудский актер немецкого происхождения, на чьем счету роли в фильмах Романа Поланского и Питера Джексона. Он снимался в «Кинг-Конге», «Пианисте», «Операции Валькирия», а дебютировал 20 лет назад в ленте Йозефа Вильсмайера «Сталинград», где сыграл главную роль. Удивительно, но в том же 1989 году в «Сталинграде» режиссера Юрия Озерова роль снайпера Зайцева сыграл Федор Бондарчук. «Удивительное совпадение, – говорит Федор, – Мы с Томасом Кречманном – два человека, которые снялись сразу в трех «Сталинградах». Как-то в перерыве между съемками я спросил Томаса: «Помнишь, ты играл в фильме «Сталинград»? «Конечно. Это была моя дебютная роль в кино, сразу после того, как я бежал из ГДР». В таком возвращении в Сталинград можно увидеть как простое подмигивание искушенному зрителю, так и более глубокий смысл: проведя параллель, авторы вписывают свою версию прочтения исторических событий в мировой кинематографический контекст.

6. Шансы на «Оскар»

Солдаты идут «по воде аки посуху» – понтонный мост притоплен для маскировки. © Пресс-служба ВТБ«Сталинград» выдвинут от России на «Оскар» в единственной номинации, на которую он может претендовать, – «лучший фильм на иностранном языке». Этому выдвижению предшествовало множество интриг: для российского «оскаровского комитета» устраивались специальные показы, а фильм нарочно выпустили в прокат в нескольких кинотеатрах раньше на 10 дней, чтобы соблюсти правила, предписанные Американской киноакадемией. В российской прессе тут же разразилась дискуссия, может ли в принципе фильм о Второй мировой попасть в оскаровский шорт-лист и правильно ли поступают наши отборщики, что третий год подряд посылают за океан фильмы на военную тему (в 2011-м Россия выдвинула «Утомленные солнцем 2» Никиты Михалкова, в 2012-м – «Белый тигр» Карена Шахназарова). Тем не менее, профессиональное сообщество сходится на том, что шансы у фильма попасть в шорт-лист номинации достаточно высоки, и не только из-за его качества, но и благодаря потенциальным лоббистским возможностям мирового дистрибьютора картины Sony Pictures.

7. География кино: Китай

«Сталинград» станет первым российским фильмом, который выйдет в широкий прокат (3200 копий) в Китае. Для любого иностранного фильма широкий прокат в Китае, где установлены жесточайшие квоты на зарубежное кино, – это серьезное достижение. Оно красноречивее любых слов говорит о международном потенциале проекта. Впрочем, китайцы вообще питают особую слабость к советским военным фильмам. Китайские кинематографисты даже сделали 19-серийный ремейк знаменитого фильма Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие».

«Сталинград в 1942 году – место, где средняя продолжительность жизни не превышала суток» 

8. Декорация и реконструкция

«Сталинград» не сводится к спецэффектам. Человеческое в нечеловеческих условиях – основной лейтмотив фильма. © Пресс-служба ВТБДля съемок «Сталинграда» в поселке Саперный Колпинского района Санкт-Петербурга была построена одна из самых дорогих декораций в истории нового российского кинематографа. Ее приблизительная стоимость –120 млн рублей (при общем бюджете фильма в 900 млн). Это декорация разрушенного Сталинграда, которая возведена командой из 400 художников и декораторов под руководством художника-постановщика Сергея Иванова. На стройке были задействованы три подъемных крана, два бульдозера и экскаваторы. Были соблюдены реальные пропорции и характер зданий Сталинграда. По одной из версий, декорация в скором времени может превратиться в музей-аттракцион. Но даже если этого не произойдет, виртуальный музей Сталинграда уже создан на экране. И это не только фигура речи – почти все, что появляется в кадрах «Сталинграда», в определенном смысле имеет музейную ценность, поскольку в детализации военного быта режиссер не стал полагаться на знания художников и собственный опыт, а пригласил в качестве консультантов команду профессиональных реконструкторов. В кадре все соответствует эпохе: автомобили, обрывки газет, тумбы с афишами довоенных спектаклей и даже сигаретные окурки. Исключение было сделано для оружия: винтовки и автоматы изготовлены трех видов – для ношения, съемок обычных и боевых сцен. Дрались актеры с резиновым и деревянным оружием в руках, чтобы никого не изувечить. Особое внимание было уделено подбору артистов батальных сцен. В массовке задействованы более тысячи человек, каждого исполнителя режиссер Бондарчук утвердил сам лично. Каждое лицо, попавшее в кадр, легко можно представить в оригинальной кинохронике.

9. Музыкальная пауза

Оригинальную музыку к фильму написал знаменитый кинокомпозитор Анджело Бадаламенти, знакомый зрителям по музыке к сериалу «Твин Пикс». Одно из главных ее свойств в том, что она погружает зрителя в атмосферу Сталинграда 1942 года. А на титрах «Сталинграда» звучит песня «Легенда» Виктора Цоя, исполненная Земфирой.

10. Машина времени

В массовых сценах было задействовано порядка 1000 человек. Костюмы, грим и оружие были детально проработаны для каждого. © Пресс-служба ВТБИ последняя, а на самом деле первая и главная причина, почему фильм нужно смотреть именно в кино. «Сталинград» Федора Бондарчука – первый российский фильм, снятый в технологии 3D, который выпускается сразу в тех форматах – 2D, 3D и IMAX. Для кинотеатров IMAX, кстати, «Сталинград» также будет первым опытом взаимодействия с российским кино. Причем те, кто ожидает от 3D-фильма бесконечного аттракциона с летящими прямо в глаза кирпичами и другими предметами, будут разочарованы. 3D-технология здесь используется для создания эффекта присутствия: вместе с погружающей, атмосферной музыкой Бадаламенти она делает зрителя фактически соучастником событий, разворачивающихся на экране. Коротко говоря, «Сталинград» – это машина времени, опыт путешествия на которой способен опрокинуть историю в современность, а современника – погрузить в исторические события.


Автор: Константин Шавловский

Фото и видео: Пресс-служба ВТБ, Sony Pictures


Для справки

Технологии и трюки «Сталинграда»

Команда пиротехников «Сталинграда» насчитывала 16 человек. Перед съемкой боевых сцен они убирали камни и вырывали лунки под заряды, которые засыпались мягким торфом. Каждый участник, будь он каскадером или актером, знал свой маневр, чтобы не подорваться. Тем не менее, за каждым был закреплен пиротехник, который вел своего человека и дистанционно управлял срабатыванием взрывчатки. Для выдергивания актеров из эпицентров взрывов использовали специальные пневматические приспособления. Разумеется, сначала все тщательно репетировалось с привлечением дублеров, но отлететь от взрыва актерам пришлось самим. Поэтому вслед за командой «стоп», всегда звучал вопрос: «Все живы?»

В фильме есть эпизод, когда немецкий офицер прыгает сверху на нашего разведчика. Это был настоящий прыжок на человека, стоявшего внизу, и только в последний момент через трос система притормаживала падение. Томас Кречманн посмотрел на дублера и его прыжки и согласился выполнить это сам. Сначала его спускали на небольшой скорости, а потом он реально прыгал на Петра Федорова несколько дублей подряд.

Военно-исторический фильм без танков – как футбол без голов. В «Сталинграде» появляются Т-34, немецкая самоходная установка Marder («Куница») и немецкий средний танк PZ-IV. Вся эта техника – точные копии. PZ-IV создан на базе советского T-44, которому перестроили башню, наварили дополнительные листы, закрыли катки щитами, а на борта нанесли свастику. Самоходная установка сделана на базе вездехода. Что касается Т-34, то это полноразмерный макет из пластика и фанеры. Работу блестяще выполнили мастера из Витебска. Эти же художники сделали макет подбитого бомбардировщика Henkel.

При постройке декораций соблюдались пропорции и характер зданий того времени, но внесены изменения в топографию. Прототипы объектов – универмаг, театр, дом Павлова (прообраз дома Громова) и площадь Борьбы – находились в разных концах реального Сталинграда, но по сценарию оказались рядом друг с другом. Кинематографисты также включили в композицию знаменитый фонтан «Крокодил и дети», который стал одним из самых узнаваемых символов Сталинградской битвы после снимка последствий авианалета 23 августа 1942 года, сделанного фотографом Э.Н. Евзерихиным.

При строительстве дома Громова была учтена необходимость его последующего обрушения. Специалисты указали участки, где следует закладывать заряды, чтобы дом начал рушиться. Взрыв дома Громова – одна из самых ответственных сцен фильма, потому что у кинематографистов был всего один съемочный дубль. Если бы что-то пошло не так, переснять этот эпизод было бы невозможно.

Создатели «Сталинграда» сделали выбор в пользу съемочного оборудования американской компании 3Ality, которая построила стереориги на базе сдвоенных камер Red Epic. Это устройство, на которое крепились две камеры, осуществлявшие съемку с помощью зеркала, наклоненного под 45 градусов. Одна камера снимала напрямую, другая – через зеркальное отражение. В общей сложности у команды было семь камер Red Epic и три вида ригов. Рукопашные схватки снимались с плеча, со стедикама – кадры с плавным движением, а с крана – панорамы. Общие планы с пролетами фиксировались с канатной дороги.

По сюжету фильма Сталинград лежит в руинах, а в воздухе постоянно летает пепел. Кинематографисты использовали искусственный пепел из целлюлозы. Каждый день на декорирование уходило несколько мешков этого материала. Тем не менее, компьютерная симуляция атмосферных эффектов все же понадобилась для общих планов, поскольку мортиры не покрывали полностью необходимый участок площадки.

В "Сталинграде" более 230 планов с компьютерной графикой. К примеру, открывающий фильм эпизод с пролетом самолета над Японией длится около двух минут. Этот план целиком создан на компьютере. В эпизоде с горящими солдатами огонь усилили, смешав настоящее пламя с его цифровой симуляцией, и превратили день в ночь за счет цветокоррекции. На разработку технологии симуляции огня потребовалось около трех месяцев. Рендер-ферма (совокупность компьютеров для визуализации) насчитывала 240 ядер, в просчете участвовали одновременно 30-35 компьютеров. Симуляция одного только кадра занимала от двух до семи терабайт дискового пространства.

В одной из сцен бомбардировщик Henkel падает на площадь напротив дома Громова. Этот эпизод целиком создан средствами компьютерной графики. Эти несколько планов находились в работе около года и вобрали в себя все цифровые технологии, доступные на сегодняшний день.


Медиагалерея (15 фото, 2 видео)

  • vtbrussia.ru_01_Stalingrad_10.jpg

    Исполнителем одной из главных ролей в «Сталинграде» стал Петр Федоров, уже знакомый публике по «Обитаемому острову». © Пресс-служба ВТБ

  • vtbrussia.ru_02_Stalingrad_10.jpg

    Одним из главных достоинств своего фильма Федор Бондарчук считает оригинальный сценарий. © Пресс-служба ВТБ

  • vtbrussia.ru_03_Stalingrad_10.jpg

    Солдаты идут «по воде аки посуху» – понтонный мост притоплен для маскировки. © Пресс-служба ВТБ

  • vtbrussia.ru_04_Stalingrad_10.jpg

    Переправа через Волгу снималась в Кронштадте. «За Волгой для нас земли нет», – говорит один из героев фильма. © Пресс-служба ВТБ

  • vtbrussia.ru_05_Stalingrad_10.jpg

    На съемочном кране висит дорогущая камера Red Epic. Таких в мире всего 30. Семь из них работали на съемках «Сталинграда». © Пресс-служба ВТБ

  • vtbrussia.ru_06_Stalingrad_10.jpg

    Формат 3D очень требователен к деталям, поэтому даже для массовки актеров утверждал режиссер. © Пресс-служба ВТБ

  • vtbrussia.ru_07_Stalingrad_10.jpg

    Федор Бондарчук: «Мы с Томасом Кречманном – два человека, которые снялись сразу в трех «Сталинградах». © Пресс-служба ВТБ

  • vtbrussia.ru_08_Stalingrad_10.jpg

    «Сталинград» не сводится к спецэффектам. Человеческое в нечеловеческих условиях – основной лейтмотив фильма. © Пресс-служба ВТБ

  • vtbrussia.ru_09_Stalingrad_10.jpg

    Во время съемок этого эпизода никто не пострадал. Лошадь стоически отыграла два дубля. © Пресс-служба ВТБ

  • vtbrussia.ru_10_Stalingrad_10.jpg

    Федор Бондарчук старался избежать карикатурности при создании образов немецких солдат. © Пресс-служба ВТБ

  • vtbrussia.ru_11_Stalingrad_10.jpg

    Создатели фильма собрали все знаковые сооружения реального Сталинграда на одной площади. © Пресс-служба ВТБ

  • vtbrussia.ru_12_Stalingrad_10.jpg

    В массовых сценах было задействовано порядка 1000 человек. Костюмы, грим и оружие были детально проработаны для каждого. © Пресс-служба ВТБ

  • vtbrussia.ru_13_Stalingrad_10.jpg

    Фото из «Сталинграда» в черно-белой обработке на одном из немецких сайтов приняли за документальную съемку. © Пресс-служба ВТБ

  • vtbrussia.ru_14_Stalingrad_10.jpg

    Дом Громова возвели из пенобетонных блоков, декорированных под кирпич. © Пресс-служба ВТБ

  • vtbrussia.ru_15_Stalingrad_10.jpg

    Общий вид съемочной площадки на территории Первого Северного форта Кронштадта. © Пресс-служба ВТБ

  • Интервью Федора Бондарчука на съемочной площадке фильма «Сталинград» в Кронштадте. © Пресс-служба ВТБ

  • Трейлер фильма «Сталинград» Федора Бондарчука. © Sony Pictures

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

28 января 2013

При поддержке банка ВТБ на «Мосфильме» прошло торжественное вручение кинопремии «Золотой орел» Здорово, орлы!
При поддержке банка ВТБ на «Мосфильме» прошло торжественное вручение кинопремии «Золотой орел»

22 августа 2012

Федор Бондарчук завершил работу над фильмом о Сталинградской битве Сталинград: люди в аду
Федор Бондарчук завершил работу над фильмом о Сталинградской битве

31 августа 2011

Федор Бондарчук: «Посмотрев последние фильмы о Великой Отечественной войне, я убедился, что „Сталинград“ снимать надо» Энергия правды
Федор Бондарчук: «Посмотрев последние фильмы о Великой Отечественной войне, я убедился, что „Сталинград“ снимать надо»
Все новости