Профессионал

23 января 2014

Петр Гладилин, режиссер фильма «Упакованные»: «Когда к нам приходили гости, они не на ногах уходили, а ползком выползали из квартиры»

Всех артистов на роли утверждал лично режиссер. Петр Гладилин и актриса Татьяна Яковенко на премьере «Упакованных». © Пресс-служба ВТБ

Всех артистов на роли утверждал лично режиссер. Петр Гладилин и актриса Татьяна Яковенко на премьере «Упакованных». © Пресс-служба ВТБ

«Съемки комедии «Упакованные» преследовали бесконечные совпадения, а съемочная площадка порой походила на стоянку космических кораблей», – рассказывает режиссер Петр Гладилин. Кинокомедия – один из самых сложных жанров. Довести зрителя до слез несложно. Ужаснуть кровавой сценой – тоже дело нехитрое. А вот заставить до слез смеяться – тут нужен особый талант. Фильм, созданный при поддержке банка ВТБ, получил приз зрительских симпатий на фестивале юмора в болгарском Габрове. Режиссер и сценарист «Упакованных» Петр Гладилин рассказал корреспонденту VTBRussia.ru, над чем он обычно смеется и почему.

Парная история

Когда я брался за фильм, моим жестким условием было, что все решения по кастингу и монтажу я буду принимать сам. Только это – гарантия того, что ты сделаешь то, что хочешь. Я написал много сценариев и неоднократно бывал свидетелем того, как работы уничтожались именно на этих этапах. Кастинг и монтаж – самые слабые места в кинопроизводстве, где режиссер несет непоправимые потери. Вот почему столько лет сам я не снимал: не было возможности договориться о монтаже и кастинге. Если бы и здесь продюсер не принял мои условия, я бы от проекта отказался. Не имеет никакого смысла.

«Комедиограф не имеет права подпадать под обаяние чужого юмора»

Мне пришлось перебрать множество актеров, а вот на главные роли исполнители нашлись сразу. Долго искали только молодую пару. Не могли соединить актеров так, чтобы мы поверили: они созданы друг для друга. В результате взял актрису Елену Аросеву, с которой работал в театре, и познакомился с Иваном Жидковым. Вот у них пара получилась.

И смех, и грех

История о том, как человек идет к Богу. Нашли дорогу, снимали-снимали. Обычная асфальтовая дорога. А потом оказалось, под ней булыжники, рядом монастырь, а построили ее монахи триста лет назад.

В другой раз мы обсуждали, может ли человек на бензоколонке пить водку из горла. Спорили очень долго. Вдруг подъехала машина, из нее высунулся мужик, сделал несколько глотков из горлышка и уехал. Все ошалели! И таких совпадений было много.

Тяжеловато было снимать из-за погоды. То облачко, то солнышко. И мы все ждали солнышка. Вот уже не успеваем, и я просто взмолился – нужно было в один день снять две сцены плюс трюки. И что-то произошло в небесной канцелярии, выглянуло солнце, все сложилось. В один день записали все, что нужно.

Филя и его друзья

Режиссер Петр Гладилин на съемочной площадке. © ООО «Продюсерская компания «Киномир»Главной звездой нашего фильма стал пес Филя. Этот проект был для него далеко не первым, он профессионал, много снимается. Маленькая собачка, ее тоже мы упаковываем. Отличный актер и любимец всей группы. В Болгарии, на фестивале в Габрово, стоило ему появиться на экране – взрыв аплодисментов. Грандиозно собака сыграла!

Актерскую игру и в итоге конечный результат всегда диктует материал: сценарий, что есть в слове, в сюжете. Все это создает характер. Мы шли за сценарием, который написан, и не спорили, поэтому было очень приятно работать. Смеялись на площадке как дети. Я хотел, чтобы картину поняли все, а ее нюансы – только те, кто способен понять. Эта картина для самого широкого зрителя, а тот, кто будет пересматривать, найдет что-то еще.

Летний слалом

Снимали в очень сжатые сроки: на все про все – двадцать шесть дней, роуд-муви, средняя полоса, непростая погода. Работали без права на ошибку. Ночные сцены снимали за четыре-пять часов. Летом-то ночи короткие! При этом ночь была безумно дорогая – ставили огромные световые приборы, надували шары. Приезжало восемнадцать автобусов. Это как горнолыжный слалом, дает дикий адреналин.

Съемки всегда вызывают ажиотаж среди местных. К нам приезжали и спрашивали: «Что снимаете?» Я отвечал: «Упакованные». – «А кого упаковываете?» – «Всех упаковываем, хотите, вас упакуем – без проблем, пожалуйста». Использовали шары по тринадцать метров в диаметре, так что казалось в ночи, что прилетели инопланетяне. Когда съемки проходили на канале, люди с другого берега орали нам и свистели. Сюрреализм! Очень красиво сняты ночные сцены: Носовский – замечательный оператор.

Эта картина для самого широкого зрителя, а тот, кто будет пересматривать, найдет что-то еще

После съемок занялись монтажом. Монтировали с моим сыном, он профессионал в этом деле и очень помог. Ему еще нет тридцати. Работали дома. Я приезжал, мы садились за компьютер и начинали «колдовать». Сын внес в картину свежесть. На площадку во время съемок я его не брал, хотя он очень просился. Интуитивно понимал, что будет нужен совершенно свежий взгляд.

Тот еще юморист

Я не жалею вырезанных кадров, мы не снимали почти лишнего. Сюжетно лишнего. В деталях – конечно. Поэтому там нет кровавых сокращений. За бортом не осталось ничего уникального. И все равно монтаж был самым тяжелым испытанием. Он требовал очень искусной работы по жанру. Дело в том, что я несколько изменил жанр картины. Она задумывалась больше как триллер, чем комедия. Я увел все в комедию, а создать комедию технологически очень тяжело.

Комедиограф не имеет права подпадать под обаяние чужого юмора. Хотелось бы, но нет. Из всех, кого слышал или читал, ближе всего мне юмор моего отца, Гладилина Владимира Петровича. Он был морским офицером и обладал потрясающим чувством юмора. Когда к нам приходили гости, они не на ногах уходили, а ползком выползали из квартиры. Отец был потрясающий заводила!

Комедиограф даже комедии профессионально смотреть не имеет права. Можно быть каким угодно выдающимся и талантливым человеком, но твой взгляд – взгляд среднего зрителя. В этом состоит профессия – смотреть на все, что ты делаешь, глазами обычного человека, не интеллектуала и не профессионала. Как говорил Сальвадор Дали: «Я хочу, чтобы меня понимали старики, рыбаки и дети».

«Как говорил Сальвадор Дали: «Я хочу, чтобы меня понимали старики, рыбаки и дети».»

Я вырос в провинциальном городе. Когда я пишу, становлюсь на позиции усредненного зрителя. В хорошем смысле слова.

В период монтажа у нас было двенадцать фокус-групп – студенты, пожилые люди, мои друзья. На них мы проверяли все: монтажные стыки, историю, переходы. Я показывал еще не смонтированную картину. Смотрел, как они понимают сюжет и как реагируют на него. Должен сказать, что это очень важно и нужно. Не подозревал, что само собой разумеющиеся вещи, самые простые ходы, которые мне казались очевидными, могут оказаться сложными для восприятия. Например, я все смонтировал, показал, и выяснилось, что люди не видят, что действие происходит не в один день, а в два. После показа говорю: «На артистах другие костюмы, прически, это другой день!» Они отвечают: «А мы думали – в один». Поэтому и сделал закадровый текст: «Они поехали на дачу. Спустя три месяца». Нам кажется, что все ясно. А у зрителя совершенно иная система рецепторов и оценок.


Для справки

Петр Владимирович Гладилин – режиссер, драматург, прозаик, поэт, художник, человек, одинаково во всем талантливый. Родился 19 ноября 1962 года в семье морского офицера и учительницы иностранных языков. Вырос в Анапе. В 1986 году окончил МГПИ им Ленина. По образованию историк, философ, психолог.

В 1991-м дебютировал с книгой поэзии «Рыжий карамболь». В 1992–1994 выставлялся как художник-график.

В 1994 году состоялась премьера пьесы Петра Гладилина «Тачка во плоти» с участием Елены Кореневой и Евдокии Германовой.

В 1995 году в литературном журнале «Новая Юность» вышел роман Петра Гладилина «Охота в зоопарке».

В 1996 году Гладилин дебютирует как режиссер, ставит спектакль по своей пьесе «Вещий сон». В спектакле заняты Камий Кайоль (Франция), Александр Мохов, Владимир Стержаков. В Государственной цирковой компании «Росцирк» Гладилин ставит большой аттракцион «Бал-маскарад». В 1996 году режиссер Владимир Хотиненко запускает в производство фильм «Черное море» по пьесе Гладилина «Другой человек». Весной 1998 года Петр Гладилин создал свою театральную компанию «Театральная Ассамблея Петра Гладилина».

В 1997, 1998 годах пьесы Гладилина входят в десятку лучших пьес года. Летом 2002-го в журнале «Новая Юность» вышел роман Петра Гладилина «Афродизиак».

17 декабря 2002 года в «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Мотылек» в постановке Евгения Каменьковича.

Пьесы Петра Гладилина идут более чем в пятидесяти театрах России и Белоруссии.


Медиагалерея (2 фото)

  • vtbrussia.ru_1Gladilin.JPG

    Всех артистов на роли утверждал лично режиссер. Петр Гладилин и актриса Татьяна Яковенко на премьере «Упакованных». © Пресс-служба ВТБ

  • vtbrussia.ru_2Gladilin.jpg

    Режиссер Петр Гладилин на съемочной площадке. © ООО «Продюсерская компания «Киномир»

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

14 ноября 2013

Камиль Ларин: «Актеру всегда приятно быть немного соавтором» Вы слыхали, как поет Камиль?
Камиль Ларин: «Актеру всегда приятно быть немного соавтором»

10 октября 2013

Федор Бондарчук: «Хочу, чтобы услышали: если собрать все претензии к фильму и переснять его, то ничего не получится!» Легенда о Сталинграде
Федор Бондарчук: «Хочу, чтобы услышали: если собрать все претензии к фильму и переснять его, то ничего не получится!»
Все новости