Орда шпионов и тигров

25 января 2013

Пятерка лучших фильмов года по версии национальной кинопремии «Золотой орел»

Премия «Золотой орел» учреждена «Национальной Академией кинематографических искусств и наук России» в 2002 году. © РИА Новости25 января в Первом павильоне «Мосфильма» пройдет XI торжественная церемония вручения национальной премии в области кинематографии «Золотой орел» по итогам 2012 года, генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ. VTBrussia.ru делает попытку проанализировать, чем примечательна пятерка фильмов-финалистов.

В главной номинации «Лучший фильм» представлено пять картин. Отобраны они академиками из 59 полнометражных лент, изначально выставленных на голосование. В сущности, все крутится вокруг четырех названий, что свидетельствует о том, что кинематографисты весьма консервативны и не проявляют особого интереса к новациям и экспериментам. Рекордсменом по количеству номинаций оказалась «Орда» Андрея Прошкина. Их у нее 11. «У Белого тигра» – 8, у «Шпиона» – 7. «Духless» набрал 5 номинаций, «Высоцкий. Спасибо, что живой» – 4. При этом в числе номинантов нет таких заметных картин, как «Рассказы» Михаила Сегала, «Жить» Василия Сигарева, «Я буду рядом» Павла Руминова, «В тумане» Сергея Лозницы, «Я тоже хочу» Алексея Балабанова, «Конвой» Алексея Мизгирева. Отсутствуют и «Фауст» Александра Сокурова, «Измена» Кирилла Серебренникова, представлявшие Россию на Венецианском фестивале.

Пятерка номинантов на звание лучшего фильма выглядит так:

1. Красные и белый

«Белый тигр» – сага о страшной войне«Белый тигр» Карена Шахназарова – экранизация романа питерского писателя Ильи Бояшова «Танкист, или «Белый тигр» и своего рода выставка достижений «Мосфильма» (все его цеха – на уровне). Прекрасная работа художника-постановщика Сергея Февралева замечена академиками, причем он совершенно резонно выдвинут в своей категории сразу с двумя фильмами – «Белый тигр» и «Орда». События, происходящие под самый конец Великой Отечественной войны, с реальными героями – Георгием Жуковым и Адольфом Гитлером, носят абсолютно мистический характер. В смертельный поединок вступают полумертвый русский солдат и немецкий танк-призрак. Танки исполняют почти ритуальный танец под музыку Вагнера. Фильм выдвигался от России на «Оскара», а Карен Шахназаров, заявленный в номинации «Лучшая режиссерская работа», снял одну из лучших своих картин и посвятил ее отцу-фронтовику и всему его поколению.

2. Смесь английского с новорусским

«Духless»: о чем думают мужчины?«Духless» Романа Прыгунова, поставленный по одноименному бестселлеру Сергея Минаева, оказался у нас едва ли не самым кассовым фильмом года. Он открывал недавний Московский международный кинофестиваль. А его звездой стал хороший, но нещадно эксплуатируемый нашим кино питерский актер Данила Козловский, выдвинутый в номинации «Лучшая мужская роль в кино». Он сыграл успешного банковского топ-менеджера и завсегдатая светских тусовок, утомленного текучкой гламурной жизни. Авторы попытались показать праздную, сытую Москву, но с диагнозом опоздали на несколько лет, так что фильм смотрится сегодня скорее как архаика. Интересно, что Роман Прыгунов, подвергнутый в 2002 году остракизму на ММКФ за фильм «Одиночество крови», теперь выдвинут в номинации за лучшую режиссуру.

3. Станет ли «Орда» золотой?

«Орда»: золото, а не люди!«Орда» Андрея Прошкина первоначально называлась «Святитель Алексий», что многое в ней объясняет. «Орда» не историческая картина, скорее мифотворческая, обращающаяся в том числе и к непопулярным вопросам: была ли Орда погубительницей Руси или же во многом ее спасла? Святитель Алексий, митрополит Московский и Киевский, едет в столицу Золотой Орды, чтобы излечить от слепоты мать хана Тайдулу. Опираясь на этот сюжет, Андрей Прошкин, представленный в номинации «Лучшая режиссерская работа», снял необычный для себя фильм, отличающийся от того, что он делал прежде. И оказался где-то между мейнстримом и аутсайдерством. Сценарий написан опытным Юрием Арабовым, что и объясняет его присутствие в номинации «Лучший сценарий». Роль митрополита исполнил виртуозный актер Максим Суханов, выдвинутый на соискание награды за лучшую мужскую роль. Дуэт ему составила прекрасная актриса шекспировского размаха Роза Хайруллина, сыгравшая роль Тайдулы и номинированная на соискание награды за лучшую женскую роль.

4. Знакомые все лица

«Шпион»: историческая небылица«Шпион» Алексея Андрианова – остросюжетный приключенческий фильм по книге Бориса Акунина, который студия ТРИТЭ Никиты Михалкова отдала на откуп режиссеру-дебютанту. Снимался он как своего рода комикс, опираясь на советскую символику и наши стереотипы на этот счет. События происходят в преддверии Великой Отечественной войны и связаны с операцией по дезинформации Сталина относительно планов нападения Германии на СССР. Но искать историческую правду в «Шпионе» не стоит. И Москва здесь не Москва, а некая фантасмагория в духе генплана 1935 года, за что и номинированы за лучшую работу художника-постановщика Виктор Петров и операторское дело – Денис Аларкон. Федор Бондарчук, выдвинутый как лучший исполнитель мужской роли, сыграл старшего майора Октябрьского, возглавляющего секретный отдел НКВД, своего рода а-ля Жеглова – Высоцкого в незабвенном фильме Говорухина «Место встречи изменить нельзя». А в «амплуа» Шарапова, здесь – начинающего чекиста Дронова, снялся опять же Данила Козловский. Круг ньюсмейкеров узок. Такое ощущение, что в кино работают одни и те же люди.

5. Как живой

«Спасибо, что живой»: зрители признали эту работу главным фильмом года«Высоцкий. Спасибо, что живой» стал, пожалуй, самым скандальным фильмом года, пробудив энергию зрителей. Некогда снявший «Бумера» режиссер Петр Буслов отправился в совсем уж нетипичное для себя плавание, за что и получил по полной программе хулы и похвалы. И несомненно, шокировало всех компьютерное воскрешение главного героя, как если бы он был живым. Человек без лица, маска, за которой долго и иллюзорно скрывался Сергей Безруков, – сродни секрету Полишинеля. Все знали, кто это, но делали вид, что сомневаются. Автором идеи и сценаристом фильма (представлен в номинации «Лучший сценарий») стал сын главного героя, или прототипа (всякий раз сомневаешься, как это лучше определить), – Никита Высоцкий. При всей спорности и даже эпатажности картины как минимум две удачи у нее есть, и они замечены академиками. Это две лучшие роли второго плана – у режиссера Дмитрия Астрахана, показавшего себя ярким характерным артистом, и у такого опытного исполнителя, как Андрей Смоляков. Участие именно этой картины в премиальной гонке 25 января, в день, когда Высоцкому исполнилось бы 75 лет, добавляет интриги всей церемонии. 


Медиагалерея (1 фото, 5 видео)

  • 00_RIAN_00339673_687x450.jpg

    Премия «Золотой орел» учреждена «Национальной Академией кинематографических искусств и наук России» в 2002 году. © РИА Новости

  • «Белый тигр» – сага о страшной войне

  • «Духless»: о чем думают мужчины?

  • «Орда»: золото, а не люди!

  • «Шпион»: историческая небылица

  • «Спасибо, что живой»: зрители признали эту работу главным фильмом года

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Все новости