Президент и его гости

10 июня 2014

Эммануэль Беар, Жанна Моро, Джек Николсон, Эмир Кустурица на ММКФ

Джек Николсон Ларе Флинн Бойл: «А не сыграть ли мне Чичикова?». © РИА Новости, Дмитрий Коробейников

Джек Николсон Ларе Флинн Бойл: «А не сыграть ли мне Чичикова?». © РИА Новости, Дмитрий Коробейников

Московский международный кинофестиваль-2014 пройдет уже в 36-й раз. За эти годы его посетило множество талантливых и необычных людей, важные фигуры в истории мирового кинематографа. А за каждым гостем – удивительные истории, о существовании которых и предположить было нельзя.

Жанна Моро почувствовала себя школьницей

Эмира Кустурицу приодели в костюм. © РИА Новости, Екатерина ЧесноковаБез всякого преувеличения великая актриса Жанна Моро, работавшая с такими киногениями, как Жан-Люк Годар, Клод Шаброль, Франсуа Трюффо, Микеланджело Антониони, приехала на ММКФ в 2005 году. Именно ее пригласил президент фестиваля Никита Михалков, чтобы вручить премию за достижение вершин актерского мастерства «Верю. Константин Станиславский». Помимо этого Моро представила картину французского режиссера Франсуа Озона «Время прощания», где сыграла одну из ролей. Актриса рассказала на ММКФ: «Некоторые получают награды с таким ощущением, что все уже кончено, пришло время подводить итоги. А для меня премия – вдохновение на будущее. Как будто я сдала экзамен. Невзирая на годы, я – вечная школьница». Журналистам Моро сообщила, что ее парижский дом расположен рядом с православной церковью. Каждое воскресенье, когда она слышит колокольный звон, то вспоминает о России. А вот из российских режиссеров выделяет Рустама Хамдамова, у которого снималась в конце 80-х в Москве и Ленинграде в картине «Анна Карамазофф». Великая француженка, похоже, вовсе лишена актерских страхов, она принимает приглашения и совсем молодых, безвестных режиссеров. Именно таким юнцом был Озон, когда они познакомились. «Он предложил мне работу, и первое, о чем я спросила: «Уж не бабушку ли я буду играть?» – вспоминала актриса. Франсуа Озон ответил: «Именно бабушку». Моро промолчала и сыграла весьма неожиданную бабулю.

Эмир Кустурица производит клубничный сок

Как молоды мы были, как верили в себя: Милош Форман, Ролан Быков, Эмир Кустурица. © РИА Новости, Галина КмитКинорежиссер Эмир Кустурица бывает в Москве с завидным постоянством. В один из своих визитов он принял участие в работе ММКФ, это было в 2007 году. Тогда его картиной «Завет» открывался фестиваль. Сербский режиссер сказал, что этот фильм – поклон выдающемуся советскому режиссеру Александру Довженко, который оказал на него большое влияние. Теперь, по словам Кустурицы, так не снимают, а современное кино напоминает ему одеколон. На ММКФ показали и ретроспективу фильмов самого Кустурицы. Как председатель жюри он вручал награды за вклад в мировое искусство российским актерам Татьяне Самойловой и Алексею Баталову. Его выход на сцену вспоминали потом часто. Поскольку Кустурица никогда не заботится о том, как одет, он и на торжественных мероприятиях появляется не при параде. Иногда его не пускают в дорогие рестораны за несоблюдение дресс-кода. Никите Михалкову пришлось решать непростую задачу: привести своего сербского друга и брата, как он его называет, в подобающий случаю вид. И тогда Михалков подарил Кустурице костюм. Вот как об этом рассказал сам президент гостям фестиваля: «Эмир приехал так, как ездит по миру. То он надевает военную форму, а то просто напоминает бомжа. Цыгане есть цыгане». А Кустурица не в пример своему другу Никите завел речь о высоком: «Я рад, что приехал на родину своих учителей – Достоевского и Чехова. Смотрел на Москву и думал, что ее строил нетрезвый кондитер. Я бы хотел снять фильм о ее куполах. Но мне мешает незнание русского языка». А еще Кустурица рассказал о том, как в своей сербской деревне выжимает клубничный сок: «Соки у меня вообще отличные. Я бы хотел продавать их в России, но для этого нужно подыскать дистрибьютора». Свой фильм «Завет» Кустурица снимал поблизости от своей деревеньки, чтобы держать все хозяйство под контролем.

Если бы Николсон сыграл Чичикова

Все мировые звезды, приезжавшие в разные годы на ММКФ получать награду имени Станиславского, непременно посещали музей, где жил наш великий реформатор театра. Гости припадали к экспонатам как к святыням. Первым Никита Михалков решил наградить американского актера Джека Николсона. И Николсон приехал на ММКФ в 2001 году в сопровождении своей Лары Флинн Бойл. В музей Станиславского не пошел, но в остальном вел себя как турист. Компанию ему составил Шон Пенн, приехавший как режиссер фильма «Обещание», где его друг Николсон сыграл одну из ролей. Ларе надарили невероятное количество подарков. Модельер Алиса Толкачева на одной из вечеринок преподнесла спутнице Николсона пальто из оренбургского пухового платка, предварительно протащив его сквозь кольцо. Дизайнер Елена Ярмак презентовала Ларе пару шуб.

«Президента ММКФ Никиту Михалкова Вуди Харрельсон ласково называл Ники»

Всех покорил сам Николсон – роскошный актер и мужчина, которому годы не помеха. Его обволакивающий голос произвел неизгладимое впечатление. На вопрос о том, не желает ли он стать другим человеком, Николсон ответил, что никакой иной судьбы себе не желает. Вот если бы волос на голове было побольше, а рост оказался повыше – это неплохо. В Москву Николсон приехал впервые, и она его покорила: «Я испытываю романтические чувства по отношению к России. Кремль я видел только на фотографии. А теперь мы с Шоном Пенном как туристы глазеем по сторонам. Общаемся с людьми. Поговорили с офицером, с девушками, только окончившими школу, обсудили работу транспорта в Москве с каким-то водителем. Мне нравятся фильмы Михалкова, его «Раба любви». Если бы он меня пригласил в свою картину, я бы с удовольствием поработал. А вот продюсер фильма «Обещание» Майкл Фитцжеральд неожиданно заявил: «Было бы неплохо, если бы Джек сыграл Чичикова».

Майкл Йорк и его жена, снимающая трупы

Майкл Йорк и его Патти. © РИА Новости, Дмитрий КоробейниковЗнаменитый британский актер Майкл Йорк, которого зрители полюбили за роль Тибальда в фильме «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли, а также за картины «Кабаре», «Федора», «Убийство в Восточном экспрессе», приезжал на 21-й ММКФ в 1999 году. Но заинтересовались тогда не столько самим актером, сколько его женой Пат Йорк, которая его просто затмила. Она – фотограф и когда-то сопровождала своего знаменитого мужа на съемках. Однако пришли времена, когда уже он стал ездить вместе с женой по миру. Пат снимала тогда на пленку людей старше 75 лет, а потом собрала их фотографии в альбом «Становясь сильным». Самым старшим из ее героев оказался 106-летний мужчина. С какого-то момента Пат стала посещать анатомический театр и фотографировать внутренности покойных. В Москве она рассказывала: «Если посмотреть на нас изнутри, то можно увидеть, какие мы красивые и сильные. Мы совсем не хрупкие». После того как ушла из жизни ее мама, Пат решила непременно присутствовать на ее вскрытии. Ей казалось, что таким образом они будут ближе даже после смерти. Поначалу Майкл Йорк расценил поступки жены как весьма странные, но потом и сам увлекся ее идеями. Выставка работ Пат Йорк открылась в Манеже, где были представлены знаменитости, глубокие старцы, обнаженная натура соседей и друзей автора фотографий и даже трупы.

Нонна Мордюкова так и не сыграла у Иштвана Сабо

Венгерский классик Иштван Сабо, известный своей кинотрилогией «Мефисто» – «Полковник Редль» – «Хануссен», на Московский международный кинофестиваль приезжал не раз. В 2012 году на 34-м ММКФ он представил в основной конкурсной программе свой новый фильм «Дверь». Его действие происходит в Венгрии в 60-е годы. Главные роли исполнили блистательные актрисы Хелен Миррен и Мартина Гедек. Как рассказывал Сабо, Миррен он выбрал за твердый характер: «Я долго искал исполнительницу этой роли. Это должна была быть актриса класса великой греческой актрисы Ирен Папас. И я подумал об одной русской актрисе, фамилии которой не знал. Как-то я видел ее в картине «Комиссар» Александра Аскольдова. Обратился к Никите Михалкову, который мне и сказал, что это Нонна Мордюкова. Но беда в том, что ее в то время уже не было на свете».

То, что горячо для Каннского фестиваля, вполне подходит для Москвы

Зато в другой картине Иштвана Сабо – «Мнения сторон» – снялся наш Олег Табаков в дуэте с американским актером Харви Кейтелем. Когда-то Кейтель участвовал в выдающемся фильме «Пианино» новозеландского режиссера Джейн Кэмпион. А в 2002 году приехал на ММКФ получать премию «Верю. Константин Станиславский». Вручал ему награду Олег Табаков, с которым после совместных съемок они подружились.

Как критики забраковали фильм «Одиночество крови»

Обязательный поцелуй президента. © РИА Новости, Екатерина ЧесноковаВ 2002 году на 24-й ММКФ Гильдия киноведов и кинокритиков вручила антидиплом «За неоправданное участие в программе ММКФ». Так ей не понравился конкурсный фильм дебютанта Романа Прыгунова «Одиночество крови». Прежде сын известного российского актера Льва Прыгунова снимал рекламу, музыкальные клипы и достиг в этой сфере определенных высот. Но вот его игровой фильм многих разочаровал. Всякий раз с российскими участниками конкурсной программы возникают какие-то инциденты. То в конкурсе вообще нет фильмов от России, как это было за год до вручения ставшего историческим антидиплома, и тогда отборщики фестиваля объяснили это тем, что не нашли картины, достойной уровня ММКФ. То в адрес отборочной комиссии потоком идут обвинения в засилье русских фильмов. А они в ответ советуют обратить внимание на практику Каннского кинофестиваля, где в конкурсе иногда присутствует 4–5 картин с участием Франции или совершенно французских. Никите Михалкову как президенту ММКФ постоянно приходится отвечать на те же вопросы, что и отборщикам. Иногда претензии предъявляют не только критики и журналисты, но даже члены жюри. Но это участь почти всех фестивалей мира. Программой вечно все недовольны. Спустя время страсти улеглись, и случай на ММКФ, связанный с провалом «Одиночества крови», вспоминается скорее как казус, хотя для самого режиссера этот день наверняка стал одним из самых черных в жизни. Зато в одночасье Роман Прыгунов оказался знаменит.

Водоросли в чемодане Вуди Харрельсона

В 2001 году 23-й ММКФ посетил американский актер Вуди Харрельсон. Он – обладатель премии «Эмми» и неоднократный номинант «Оскара», звезда «Прирожденных убийц» Оливера Стоуна и картины «Народ против Ларри Флинта» Милоша Формана. По дороге из аэропорта актер неожиданно начал заниматься йогой. Сидя в «Мерседесе», он вытянул ноги и уткнулся в колени, чем шокировал сопровождавших его лиц. А потом очаровал публику и аккредитованных на ММКФ журналистов фиолетовой рубашкой из природной экологической ткани из конопли с шелком. На ногах у Харрельсона были необычные сандалии из конопляной веревки. Актер оказался вегетарианцем и привез с собой чемодан сушеных водорослей в пакетах. В них он добавлял воду и так питался на протяжении своего пребывания в Москве. Публику и журналистов Харрельсон порадовал исполнением песни Элвиса Пресли. Прилюдно актер делал стойку и ходил на руках. А президента ММКФ Никиту Михалкова ласково называл Ники.

Эммануэль Беар и ее 107-летняя бабушка

Любовный творческий союз: режиссер Михаэль Коэн и Эмануэль Беар. © Виталий БелоусовГостьей 32-го ММКФ стала французская актриса Эммануэль Беар, известная по фильмам «8 женщин» Франсуа Озона, «Ад» Даниса Тановича, по участию в американском блокбастере «Миссия невыполнима». Для миллионов зрителей она стала воплощением стопроцентной француженки, и фильм «Французская женщина» Режиса Варнье, участвовавший в 1995 году в основном конкурсе ММКФ, только это подтвердил. Он принес Беар награду Московского кинофестиваля «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение женской роли. А на 32-й фестиваль актриса приехала с картиной «Это начинается с конца», снятой ее мужем Михаэлем Коэном. Это его режиссерский дебют – и сразу основной конкурс ММКФ. Поначалу картина претендовала на участие в Каннском кинофестивале, но там отборщики ее отклонили. А наши стали этим даже бравировать: мол, мы проявили смелость, пригласив фильм в основной конкурс, хотя он содержит откровенные сцены. Программный директор ММКФ Кирилл Разлогов говорил: «То, что горячо для Каннского фестиваля, вполне подходит для Москвы». И в этом была интрига.

Жюри под руководством французского режиссера Люка Бессона фильм «Это начинается с конца» проигнорировало. Если фильм многих разочаровал, то сама Беар очаровывала. Каждое ее появление демонстрировало настоящий парижский шик. 46-летняя актриса была хороша собой, радовала взор прекрасными туалетами. А присутствие ее молодого мужа подогревало интерес. Хотя супруги пытались скрыть, что они женаты, опасаясь того, что тут же начнут проецировать отношения героев картины на их собственные. Тем более что Михаэль Коэн исполнил главную мужскую роль в своем фильме, разыграл на экране страсть к героине Беар. Никого другого он бы в кадре не потерпел рядом с любимой женой. Беар после показа говорила, что единственное ее сходство с героиней заключается в том, что обе они любят лимоны.

«По дороге из аэропорта актер неожиданно начал заниматься йогой. Сидя в «Мерседесе», он вытянул ноги и уткнулся в колени»

На пресс-конференции актрису огорошили пуританскими вопросами о вольности французских женщин, которые легко меняют возлюбленных. А она и в толк не могла взять, о чем ее спрашивают, и только подливала масла в огонь: «Жизнь так коротка. Женщине стоит поэкспериментировать. Она может слегка притормозить, если встретила свою вторую половину. Но это очень трудно, тем более что всех нас воспитывали на сказках о том, что появится прекрасный принц». А любовь, по ее мнению, на 98 процентов состоит из работы. И лишь 2 процента приходятся на талант и вдохновение в любви.

В заключительный день фестиваля Эммануэль Беар вручили премию имени Станиславского «Верю!», а она в ответ призналась, что не сразу пришла к пониманию идей реформатора русской сцены, да и школу в свое время прогуливала. В Москве Беар также рассказала о своей бабушке, которой в тот момент было 107 лет. Эта женщина одной из первых начала коротко стричься, курить, водить автомобиль. И частенько говорила: «Тебе дано сердце, и оно не должно простаивать. Никогда не стоит ни о чем жалеть». Она-то и вдохновила Михаэля Коэна на создание книги, из которой вырос сценарий. А потом появился фильм «Это начинается с конца». Так что вдохновительницей и музой оказалась в данном случае не Эммануэль, а ее бабушка.

Медиагалерея (6 фото)

  • vtbrussia.ru_01MMKF.jpg

    Джек Николсон Ларе Флинн Бойл: «А не сыграть ли мне Чичикова?». © РИА Новости, Дмитрий Коробейников

  • vtbrussia.ru_02MMKF.jpg

    Эмира Кустурицу приодели в костюм. © РИА Новости, Екатерина Чеснокова

  • vtbrussia.ru_03MMKF.jpg

    Как молоды мы были, как верили в себя: Милош Форман, Ролан Быков, Эмир Кустурица. © РИА Новости, Галина Кмит

  • vtbrussia.ru_04MMKF.jpg

    Майкл Йорк и его Патти. © РИА Новости, Дмитрий Коробейников

  • vtbrussia.ru_05MMKF.jpg

    Любовный творческий союз: режиссер Михаэль Коэн и Эмануэль Беар. © Виталий Белоусов

  • vtbrussia.ru_06MMKF.jpg

    Обязательный поцелуй президента. © РИА Новости, Екатерина Чеснокова

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

28 марта 2014

Полина Агуреева, актриса театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Я никогда не играю романтичных героинь» Есть такой характер!
Полина Агуреева, актриса театра «Мастерская Петра Фоменко»: «Я никогда не играю романтичных героинь»

10 октября 2013

Федор Бондарчук: «Хочу, чтобы услышали: если собрать все претензии к фильму и переснять его, то ничего не получится!» Легенда о Сталинграде
Федор Бондарчук: «Хочу, чтобы услышали: если собрать все претензии к фильму и переснять его, то ничего не получится!»

29 июня 2012

На 34-м ММКФ представлено немало интересных фильмов. Но «Дверь» Иштвана Сабо стоит особняком. Я простой кинорежиссер
На 34-м ММКФ представлено немало интересных фильмов. Но «Дверь» Иштвана Сабо стоит особняком.
Все новости